Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:18, курсовая работа
Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
В VII-VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.
С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой - происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломенского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.
Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Я.Л. Коломенского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте - нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать. По данным Б.Н. Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем - интеллектуальные достоинства. В исследовании А.Н. Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.).
Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования, так и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т.д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.
Чем бы ни определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М.А. Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. Из обследованных Г.Г. Бочкарёвой 140 несовершеннолетних правонарушителей около половины относились к одноклассникам безразлично или враждебно, среди остальных школьников так ответили лишь 19%.
Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений взаимоотношений в классе. К сожалению, как показывает Я.Л. Коломенский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения.
Выводы по 1 главе
Общение, взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижение общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психологического и социального развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно - исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребенка.
Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка: потребности в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этом основании выделяются три основные категории мотивов общения - познавательные, деловые и личностные. Познавательные и деловые мотивы играют служебную роль и опосредуют достижения более далеких, конечных мотивов; личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удовлетворение. Линии развития разных аспектов общения порождают несколько закономерно меняющих друг друга этапов, на каждом из которых своеобразной форме.
В психологии при анализе общения выделяют его разные аспекты: « коммуникация» (обмен информацией), «социальна перцепция» (восприятие и понимание человека человеком), «интеракция» (взаимодействие). Практически общение только одной функцией - информацией. Необходимо использовать весь репертуар общения, т.е. реализовывать задачи обмена информацией, и организации взаимоотношений, и познания личности ребенка, и оказания воздействия.
1.3. Развитие
межличностных отношений в
1.3.1. Чувство взрослости
«Чувство взрослости» является специфическим новообразованием подросткового возраста и «состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т.д.» (32, с.30).
В более широком понимании «чувство взрослости» подразумевает становление «новой жизненной позиции подростка по отношению к себе, людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний» (7, с. 20).
При этом часто наблюдается рассогласованность претензий подростка на права взрослых и мерой ответственности за обязанности. Вместе с повышенной эмоциональной нестабильностью чувство взрослости может порождать трудности в общении с подростками. «Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликт, отстаивая «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, в желании оградить себя от вмешательства других людей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения». (6, с. 22).
Развитие «взрослости» подростка социально необходимо для подготовки к будущей жизни. Только живя в системе норм и требований, существующих для взрослых, подросток может научиться брать на себя ответственность, выполнять разного рода задачи по-взрослому общаться с людьми.
1.3.2. Общение со сверстниками
Потребность в общении является одной из ведущих потребностей подросткового возраста вместе с потребностью в самоутверждении. Общение со сверстниками приобретает особенную важность «для реализации потребностей:
- в совместной деятельности;
- в коллективной жизни;
- демонстрации собственных качеств
- быть принятым, уважаемым товарищами.
По мере развития ребенка, возрастает значение межличностных отношений в соответствии с потребностями возраста. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомые, друзья, друг. Общение с ними выходит за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Такое общение – большая ценность, иногда отодвигающая на второй план учение и общение с родными. Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. Здесь проявляются: стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей и жить с ними общей жизнью и желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам. В разные периоды развития подростков существуют разные иерархии ценных качеств друга, но всегда на первом месте — товарищеские качества. Стержнем кодекса товарищества подростков основными требованиями являются:
- уважение личности и человеческого достоинства ;
- знания, умения, смелость;
- спортивные достижения;
- взрослый внешний вид;
- самостоятельность.
Сверстник, в отличие от взрослого, — это образец особого рода, как мерка для оценки себя на уровне реальных возможностей:
- сверстник ближе, понятнее, доступнее.
- на него легче ориентироваться, т.к. качества проявляя.тся в близких для него ситуациях.
- легче сравнивать себя со сверстником.
- легче осознавать
и оценивать собственные
(7, с.63).
Подростки активно стремятся найти свою компанию, группу, занять свое место среди сверстников, часто отличное от положения младшего школьника, происходит «реакция группирования» со сверстниками. Нахождение своего места в группе часто связано с агрессией подростка, которая, с одной стороны, ценится группой, а с другой – дает защищенность и права на безнаказанность». (6, с. 58-65).
Еще один социальный смысл существования подростковых компаний заключается в обеспечении перехода детей из однополых групп, характерных для младшего школьного возраста, к разнополым (31, с. 478). Кроме собственно дружеских отношений в подростковом возрасте начинают формироваться компании – «…многочисленные группы подростков …со сложившимися отношениями руководства – подчинения, только ей свойственной униформой, стилем прически, тональностью и формой разговорного языка (молодежный слэнг)» (46, с.478). Зарубежные исследователи видят смысл существования подростковых компаний в обеспечении перехода детей из однополых групп, характерных для детей младшего возраста, к разнополым. Собственные наблюдения заставляют усомниться в этом. Именно в младших классах школы дети чаще общаются между собой, не делая различий по половому признаку. К 4-5 классу группы играющих вместе детей обычно состоят из сверстников одного пола, оставаясь такими до старших классов, когда компании снова становятся смешанными.
В подростковом возрасте значение компании сверстников продолжает усиливаться по разным причинам. Одна из них заключается в том, что подростковая компания служит основой, опираясь на которую подросток вырабатывает определенную самооценку. (46, с.476). Подростки, не входящие в компании, как правило отличаются заниженной самооценкой, наблюдаются душевные расстройства и противоправного поведения.
Удовлетворенность наличием и качеством межличностных отношений влияет на возрастание или исчезновение тревожности у подростков. «Возрастание тревожности обусловлено главным образом сферой межличностных отношений, поскольку она непосредственно связана с тем, как человека оценивают другие. Расхождения в оценках, данных человеком самому себе, и полученным им от других, является важным источником тревожности» (47, с.197).
Р.Бернс связывает с неэффективными межличностными отношениями тревожность и низкую самооценку. «Низкая самооценка, видимо, связана с высокой тревожностью. Иначе говоря, тревожность возрастает тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность или неэффективность в повседневной жизни» (10, с.242).
Среди ценностей, порождающих дружбу, Матейчик выделяет умение понимать другого, наличие общих тем для разговора, взаимную поддержку, близость интересов и искренность. При этом отмечает, что «дружба между школьниками младшего и среднего возраста, как правило, недолговечна» (25, с.308).
Среди мотивов общения, В.С.Волков выделяет следующие в зависимости от возраста (7, с. 74). В четвертом классе дети хотят вместе играть, что-то делать. В пятых-шестых классах определяющим мотивом становится стремление занять определённое место в среде сверстников, быть лидером в группе, авторитетом в каком-либо деле, пользоваться уважением и любовью сверстников. В седьмом и восьмом классах происходит активный поиск признания ценностей собственной личности в глазах сверстников.
Поведение в группе сверстников определяется неписанным «Кодексом товарищества», который для групп разной нравственной направленности может быть разным, но всегда в нем присутствуют представления о верности группе, набор уважаемых данной группой личностных характеристик, правил поведения в конкретных ситуациях. От знания этого Кодекса зависит социальная успешность подростка (20, с. 33-35). Путем проб и ошибок, обид, конфликтов, юный человек приобретает ценнейший опыт общения, нехватка которого может быть невосполнимой в другие жизненные периоды.
Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. «Так, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («Звезды») характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки имеют привлекательную внешность.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками. Такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы» (28, с. 249).
В начальных классах привлекательными для сверстников являются красивая внешность (физическая сила для мальчиков), принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями, хорошая успеваемость и отношение к учению. Непривлекательными — непричастность к классному активу, неопрятность, плохая учеба и поведение, непостоянство в дружбе, плаксивость, дружба с нарушителями дисциплины.