Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:09, реферат

Краткое описание

Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации. Начало разработки проблемы соотношения государственной власти и права положили такие мыслители древности как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще в VI в. до н. э. говорил о необходимости соединения силы государственной власти и права.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое государство.docx

— 19.17 Кб (Скачать файл)

Правовое  государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

 

Представления о государстве  как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации. Начало разработки проблемы соотношения государственной  власти и права положили такие  мыслители древности как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще  в VI в. до н. э. говорил о необходимости соединения силы государственной власти и права. Он полагал, что государство должно действовать на основе права. Платон, разрабатывая теорию идеального государства, писал о том, что в обществе должно существовать разделение труда между тремя сословиями — философами, стражами и ремесленниками. При этом он полагал, что такое государство является законным и что законы должны четко и детально регламентировать все стороны жизни членов такого общества и регулировать их деятельность. О необходимости господства справедливых законов в обществе говорил и Аристотель. Более того, он, как и Платон, полагал, что только при господстве законов возможно существование государства вообще. Идея господства права, превалирования его над государством присутствовала и у всех более поздних мыслителей и ученых философов и правоведов. Термин «правовое государство» был сформулирован и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

Понятие «правовое государство» воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и  достаточно сложную историю. Правовое государство не существует и не может  существовать вне связи с экономикой страны, ее социальными, культурными, нравственными  и правовыми условиями, которые  оказывают большое влияние на его формирование и функционирование.

Признаки  правового государства

1.  Господство (верховенство) права. Это означает, что закон  должен быть выражением права

 как узаконенной справедливости. Не всякий закон может считаться  правовым, а лишь тот,  который  отвечает жизненным потребностям  человека и гражданского общества  в целом. Таким правовым законам  обязаны подчиняться и индивиды, и организации, и все должностные  лица в государстве. Нормы права  должны быть обязательными для  государственных органов в той  же мере, как и для граждан.

2.  Реальность прав  и свобод личности. В правовом  государстве необходимым является  не только конституционное закрепление  основных прав и свобод человека  и гражданина, но и реальная  возможность реализации их на  практике. Для этого в государстве  должна существовать действенная  система гарантий прав и свобод  личности. Важна в этом смысле  связанность государства и гражданина  взаимными правами, обязанностями  и ответственностью.

3. Организация и функционирование  суверенной государственной власти  на основе принципа разделения  властей. Этот принцип был впервые  сформулирован в классическом  труде                   Ш. Монтескье «О духе законов». Принцип разделения властей предполагает  распределение функций государственного  управления между тремя ветвями  власти: исполнительной, законодательной  и судебной. Причем принцип разделения  властей вовсе не предполагает  их обособления. На практике такое разделение эффективно, если сопровождается системой «сдержек и противовесов», то есть сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, — вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно для достижения целей, поставленных перед государством.

 

1) Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита интересов и прав, как общества в целом, так и отдельных граждан.

2) Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений — конкретных (например, Президент Российской Федерации и др.) и абстрактных (например, Федеральная служба и др.) субъектов и объектов, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

3) Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

4) Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

5) Монархия (от греч. monarchia — единовластие) — это такая форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или формально) единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху, султану и т.д.), обычно получающему эту власть по наследству и пожизненно и передающему ее в порядке наследования.

6) Республика — это такая форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются народом (например, президент, парламент) или формируются (например, правительство) выборными общенациональными представительными учреждениями (парламентами).

7) Федерация — это группа организаций, которые объединились по интересам, задачам, целям.

8) Конфедерация — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

9) Светское государство — государство, появившееся в результате отделения церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

10) Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Информация с сайта: http://jurconsult.blogspot.com

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ  АКАДЕМИЯ  БИЗНЕСА

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА»

 

 

                    Эссе на тему: Понятие и признаки правового  государства.

 

 

 

 

 

                                                                                

                                                                                                         Выполнил: Нүсіпова Л.Ә

                                                                                           Специальность: Экономика

                                                                                           Группа: № 1302

                                                                                           Проверил: Амангалиева Г.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Алматы 2013


Информация о работе Правовое государство