Первооснова построения информационного
общества, электронного распространения
информации и знаний - информационные
и коммуникационные технологии.
Основная роль в развитии информационного
общества принадлежит международным стандартам,
создаваемым на основе шести принципов,
определенных Всемирной торговой организацией
(ВТО): открытость, прозрачность, непредвзятость
и соблюдение консенсуса, эффективность
и целесообразность, согласованность
и нацеленность на развитие. В связи с
этим в России приобретают особую важность
и актуальность работы по развитию и совершенствованию
отечественной нормативной базы в области
информационных технологий и информационно-телекоммуникационных
систем.
Создание и внедрение информационно- телекоммуникационных
систем (ИС) различных уровней и назначений
на основе использования современных
информационных технологий (ИТ), интеграции
информационных, вычислительных, телекоммуникационных
ресурсов и применения технологии открытых
систем - это сложная, комплексная, межотраслевая,
многоплановая и многоаспектная проблема.
В ее решении одно из ключевых мест занимает
стандартизация в области ИТ и прежде
всего внедрение методов функциональной
стандартизации. Эти методы позволяют
с помощью функциональных стандартов
и профилей (включая профили на конкретные
проекты ИС) идентифицировать группы базовых
стандартов вместе с факультативными
возможностями, требованиями и параметрами,
необходимыми для выполнения функций,
реализуемых конкретными ИС в разных предметных
областях деятельности.
В настоящее время подавляющее большинство
ИС всех классов и назначений строятся
на основе технологии открытых систем.
Ее суть состоит в использовании стандартных
интерфейсов между разнородными аппаратными
и программными компонентами систем. Технология
открытых систем лежит в основе создания
инфраструктуры всех уровней - от предприятия
и отрасли до национальной информационной
инфраструктуры. Кроме того, она обеспечивает
интеграцию с мировым информационным
пространством и, тем самым, с мировой
экономикой. Внедрение принципов открытых
систем на всех этапах жизненного цикла
проектирования ИС базируется на стандартизации
информационных технологий, являющейся
интеграционным механизмом и мощным средством
управления процессами развития информатизации.
Научно - техническая политика в области
стандартизации информационных технологий
и проектирования систем в России заключается
в следующем (см. схему):
I. создание необходимых актуализированных
основополагающих базовых национальных
стандартов и других нормативных документов
(путем прямого применения международных,
региональных и зарубежных документов
по стандартизации), определяющих фундаментальные
общие процедуры, положения и требования,
которые могут быть использованы в различных
предметных областях деятельности, причем
в каждой из них могут выбираться собственные
факультативные параметры и требования
из базовых национальных стандартов;
II. разработка функциональных стандартов
(профилей), определяющих соответствующие
подмножества или комплектации базовых
национальных стандартов, используемых
для обеспечения реализаций конкретных
процессов, функций и задач ИС, применимость
конкретных факультативных параметров
из базовых национальных стандартов, а
также являющихся основой для разработки
аттестационных тестов для испытаний
и подтверждения соответствия компонентов
и средств информационных систем.
С тандартизация в мире
На международном уровне сформировалась
мощная кооперация организаций, разрабатывающих
стандарты в области ИТ, среди которых,
в первую очередь, следует назвать ИСО
(Международную организацию по стандартизации),
МЭК (Международную электротехническую
комиссию) и МСЭ (Международный союз электросвязи).
Сектор МСЭ по телекоммуникациям (МСЭ
Т) является с 1993 г. правопреемником МККТТ
(Международный консультативный комитет
по телеграфии и телефонии. ) В 1987 г. ИСО
и МЭК объединили свою деятельность по
стандартизации в области ИТ, создав ИСО/МЭК/СТК
1 "Информационные технологии", основной
задачей которого является разработка
базовых стандартов ИТ вне зависимости
от их конкретных применений. В последние
годы ИСО/МЭК/СТК 1 активно взаимодействует
с рядом технических комитетов ИСО, включая:
ТК 46 "Информация и документирование";
ТК 68 "Банковское дело, защита и другие
финансовые услуги";
ТК 130 "Графическая технология";
ТК 154 "Процессы, элементы данных и документы
в торговле";
ТК 171 "Прикладное представление документов";
ТК 176 "Управление качеством и обеспечение
качества";
ТК 184 "Системы промышленной автоматизации
и их интеграция";
ТК 204 "Транспортные информационные
и управляющие системы";
ТК 215 "Информатика в здравоохранении".
Кроме ИСО, МЭК и МСЭ разработкой стандартов
в области информационных технологий
и, в частности, в области открытых систем,
занимается ряд авторитетных международных,
региональных, национальных и специализированных
организаций, консорциумов и групп, например,
такие как Общество Интернет (Internet Society),
СЕН (Европейский комитет стандартизации)
и СЕНЭЛЕК (Европейский комитет стандартизации
в области электротехники), ЕКМА (Европейская
ассоциация производителей компьютеров),
ЕВОС (Европейские рабочие группы по открытым
системам), ЕТСИ (Европейский институт
по стандартизации в области телекоммуникаций),
IEEE (Институт инженеров по электротехнике
и электронике), Группа X/Open, организованная
поставщиками компьютерной техники, OSF
(Фонд открытого программного обеспечения),
OMG (Группа объектного управления), NMF (Форум
управления сетями) и др.
Наиболее заметный вклад в стандартизацию
средств, систем и технологий информатизации
на международном уровне вносит ИСО/МЭК/СТК
1, членом которого, наряду с другими государствами
(54), является Российская Федерация. В структуре
ИСО/МЭК/СТК 1 функционирует свыше 20 подкомитетов
(ПК) и рабочих групп (РГ), охватывающих
своей деятельностью практически весь
спектр стандартизации в области информационных
технологий и осуществляющих разработку
стандартов по следующим основным направлениям:
наборы символов и кодирование информации;
телекоммуникация и обмен информацией;
программная инженерия; языки программирования;
машинная графика и обработка изображений;
взаимосвязь оборудования информационных
технологий; методы защиты информации;
конторское оборудование; кодирование
аудио-, видео, мультимедиа и гипермедиа
информации; методы автоматической идентификации,
кодирования и фиксации данных; управление
и обмен данными; языки описания и обработки
документов; интерфейсы пользователя;
методы обучения.
По тематике ИСО/МЭК/СТК 1 действует (по
состоянию на 01.07.2003) свыше 1600 международных
стандартов, которые в официально издаваемых
каталогах скомпонованы в функциональные
группы и направления информационных
технологий и конторского оборудования
(классы 33, 35): "ИТ в целом"; "Наборы
знаков и кодирования информации"; "Языки,
используемые в ИТ"; "Документация
на разработку программного обеспечения";
"Взаимосвязь открытых систем"; "Частные
сети связи с интеграцией служб"; "Машинная
графика"; "Микропроцессорные системы";
"Периферийные устройства"; "Интерфейсы
и межсоединительные устройства"; "Запоминающие
устройства"; "Применение ИТ (автоматизированное
проектирование, идентификационные карты,
учрежденческая и издательская деятельность,
банковское дело, промышленность, транспорт,
торговля, наука)"; "Конторское оборудование".
За последнее годы в значительной степени
активизировалась деятельность по разработке
международных стандартов (разработано
свыше 100 международных стандартов) в рамках
ИСО/ТК 184 "Системы промышленной автоматизации
и их интеграция" в части регламентации
положений и требований по непрерывной
информационной поддержке жизненного
цикла сложных наукоемких изделий (CALS-(ИПИ)-технологии),
включая такие этапы, как проектирование
и анализ бизнес-процессов, создание и
эксплуатация изделий, материально-техническое
снабжение.
Стандартизация в России
В Российской Федерации в данной области
действует (по состоянию на 01.07.2003) свыше
450 межгосударственных (ГОСТ) и государственных
(ГОСТ Р) стандартов, которые, в том числе,
обеспечивают прямое введение международных
стандартов по перечисленным выше функциональным
группам и направлениям информационных
технологий, включая: стандарты на терминологию,
электрическую и механическую безопасность
и электромагнитную совместимость СВТ;
языки программирования Фортран, Кобол,
Ада, SQL, VHDL; организацию работы систем
и сетей; оценку качества и документирование
программных средств; требования к автоматизированным
системам (АС) и документирование их создания;
системы кодирования и защиты информации;
организацию взаимосвязи открытых систем
(ВОС); качество служебной информации,
компьютерное сопровождение и поддержку
жизненного цикла наукоемкой продукции.
Действующий комплекс стандартов в области
ИТ обеспечивает прямое введение только
20-25% от общего числа международных стандартов
в данной области. При этом важно отметить
прогрессирующую тенденцию отставания
России по числу действующих стандартов
ИТ, главная причина которого - недостаточное
финансирование разработки соответствующих
стандартов, несовершенство организационно
- методических форм принятия международных
стандартов в качестве национальных, а
также низкая активность российских технических
комитетов по стандартизации по участию
в работе международных организаций по
стандартизации.
За последние годы проведены мероприятия
по развитию и совершенствованию нормативной
базы в области ИТ, разработке основополагающих
национальных стандартов по наиболее
актуальным направлениям (программная
инженерия, ВОС, ИПИ-технологии и т д. ).
Широко применяемые в мировой и отечественной
практике ИПИ - технологии должны обеспечивать
на основе внедрения стандартов непрерывную
компьютеризированную поддержку всех
процессов создания сложной, наукоемкой
продукции на протяжении ее жизненного
цикла от замысла до утилизации, включая
моделирование бизнес-процессов, композицию
и декомпозицию изделий, создание моделей
виртуальных предприятий, автоматизацию
процессов проектирования, технологической
подготовки и производства, материально
- технического снабжения, поставки, сопровождения
и утилизации, что, в свою очередь, требует
создания и внедрения современных информационно-телекоммуникационных
систем и корпоративных баз данных.
В настоящее время разработка национальных
стандартов проводится в соответствии
с годовыми планами государственной стандартизации
с учетом Основных направлений стандартизации
в области информатизации, Программы стандартизации
в сфере информатизации, Межведомственной
программы работ по стандартизации в области
ИПИ-технологий.
Отставание по уровню и срокам принятия
международных стандартов, а также по
эффективности применения стандартов
при проектировании ИС объясняются следующими
причинами:
- действующие программно - целевые документы
не в полной мере отражают приоритетность
разработки национальных стандартов и
не обеспечены соответствующим финансированием;
- до сих пор в недостаточной степени определено
взаимодействие руководителей проектов
информационных систем с техническими
комитетами по стандартизации в части
установления актуальных объектов стандартизации
и приоритетности разработки стандартов,
определяющих переносимость приложений,
взаимодействие, масштабируемость, информационную
безопасность и документирование систем.
Решение данной проблемы должно выявить
востребованность стандартов на всех
этапах жизненного цикла проектирования
и внедрения ИС;
- существует неоднозначное понимание
разработчиками ИС требований и положений
вновь утвержденного Федерального закона
"О техническом регулировании", Концепции
национальной системы стандартизации
и Государственной системы стандартизации
(ГСС) в части степени обязательности применения
национальных стандартов и других нормативных
документов по стандартизации в области
ИТ.
Примечание.
Следует отметить два главных и принципиальных
отличия Федерального закона "О техническом
регулировании" от ранее действовавших
законов "О стандартизации" и "О
сертификации". Федеральный закон содержит:
- положения, определяющие четкое разграничение
требований по разработке и применению
в стране обязательных нормативных документов
(технических регламентов, устанавливающих
обязательные требования по защите жизни,
здоровья граждан и имущества физических,
юридических лиц и государства) и добровольных
документов по стандартизации (национальные
стандарты Российской Федерации);
- положения и требования, направленные
на дебюрократизацию, повышение объективности
и независимости, а также упрощение процедур
технического регулирования, аккредитации,
принятия изготовителем (продавцом) декларации
о соответствии, сертификации и, тем самым,
подтверждения соответствия продукции,
процессов (методов) производства, эксплуатации,
работ и услуг требованиям технических
регламентов и стандартов.
Главные цели и задачи национальных стандартов
в области ИТ - регламентация положений,
требований, параметров и методов испытаний
компонентов и средств ИС, определяющих
различные виды совместимости, взаимодействия,
переносимости приложений, информационную
безопасность, документируемость и т.
д. Вопросы же обязательности применения
нормативных документов по стандартизации
определяются законодательно-правовыми
актами и экономико - правовыми взаимоотношениями
между заказчиками, руководителями проектов,
разработчиками средств, системными интеграторами
и пользователями средств ИТ. В связи с
этим требуется взвешенный и селективный
подход к оценке статуса обязательности
стандартов в области ИТ. Так, "поддерживающие"
технический регламент стандарты, устанавливающие
требования безопасности, охраны здоровья
и охраны окружающей среды, являются обязательными
для выполнения всеми категориями граждан
Российской Федерации и субъектами хозяйственной
деятельности при разработке, производстве,
поставке и продаже компонентов и средств
ИС. В других случаях обязательность применения
стандартов должна определяться сферой
его использования. Если требования национальных
стандартов и других нормативных документов
по стандартизации включаются в контракты,
договоры, технические задания, технические
условия и т. п., то их соблюдение является
обязательным в рамках данных соглашений
и работ в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
Безусловно, следует стремиться в этих
случаях к преимущественному использованию
стандартов и нормативных документов,
имеющих юридическую силу в стране, что
облегчает решение вопросов сдачи-приемки
систем. Поэтому необходимо стремиться
к введению в стране де-юре наиболее актуальных
международных стандартов.
Несовершенна и требует изменения методология
прямого применения в качестве национальных
международных стандартов, заключающегося
в синхронизации процессов разработки
международных и национальных стандартов,
начиная с ранних (предложения по новым
видам работ, проекты международных стандартов
- CD, DIS) и заканчивая финальными стадиями,
с тем, чтобы к моменту принятия международного
стандарта в стране был подготовлен актуализированный
аутентичный его перевод как основы соответствующего
национального стандарта. Такая методология
обеспечит принятие актуального гармонизированного
национального стандарта в течение нескольких
месяцев с момента утверждения соответствующего
международного стандарта.
В настоящее время в стране практически
сведена к недопустимому минимуму, а в
целом ряде случаев вообще не проводится
или отсутствует нормативно - техническая
экспертиза (в части нормативного обеспечения)
проектов по созданию ИС и документации
на эти проекты.
Рекомендации на будущее.
Проведение нормативно - технической экспертизы
должно предшествовать утверждению проектов
и документации (в первую очередь, по системам,
создаваемым по федеральным заказам).
Примечание.
Отсутствие в стране организации нормативно
- технической экспертизы приводит к снижению
качества и технического уровня проектов
ИС, к повышению сложности решения задач
интеграции вычислительных информационных
и коммуникационных ресурсов, взаимодействия
систем, переносимости программ и данных,
а также к значительным потерям различного
рода ресурсов (экономических, технических,
социальных, интеллектуальных, временных
и др.).
Для изменения сложившегося положения
в стране, упорядочения организации работ,
повышения значимости, востребованности
и уровня проведения работ по стандартизации
предлагается следующее:
- ввести в практику проектирования ИС
государственную нормативно-техническую
экспертизу проектов по созданию ИС, разработав
положение и определив порядок ее проведения;
- определить статус государственного
эксперта по стандартизации, его права
и обязанности, порядок обучения, подготовки,
аттестации и переаттестации. Одновременно
эти эксперты могли бы выполнять функции
представителей России в ТК, ПК и РГ международных,
региональных организаций по стандартизации
и др.
Необходимо активизировать участие российских
специалистов в работе ИСО/МЭК/СТК 1, его
подкомитетов и рабочих групп, а также
в работе других международных и региональных
организаций с целью учета интересов России
при разработке нормативных документов.
Следует отработать механизмы консолидированного
участия федеральных органов, коммерческих
организаций и фирм в финансировании работ
по развитию и совершенствованию нормативной
базы в области информационных технологий
и проектирования систем в России. Целесообразно
делать это путем создания нейтральных
в рыночном отношении некоммерческих
организаций (по примеру Internet Society и других
упомянутых выше организаций), формирующих
комитеты по разработке и независимой
апробации стандартов определенных направлений
и объединяющих усилия самых разных субъектов
рынка и государственного регулирования.
Могут также организовываться межведомственные
рабочие группы с включением в их состав
заинтересованных специалистов всех категорий
(механизм Workshop). Работу таких комитетов
и групп могут возглавлять представители
крупных фирм и организаций - системные
интеграторы, организации Минсвязи России,
РАН, Госстандарта России.
О вновь принятых и готовящихся стандартах.
Несмотря на объективные и субъективные
трудности, о которых было упомянуто, ВНИИстандарт
совместно с организациями Минсвязи России,
РАН, Минобороны России, Гостехкомиссии
России, ФСБ России и другими заинтересованными
организациями за последние годы провел
комплекс работ по развитию и совершенствованию
нормативного обеспечения в области информационных
технологий.
В частности, только за 1999 -2003 гг. было разработано
и утверждено свыше 150 государственных
стандартов и рекомендаций по стандартизации
по упомянутым выше направлениям и объектам
стандартизации, включая такие основополагающие
стандарты и рекомендации, как:
ГОСТ Р ИСО/МЭК/ТО 10000-1,
ГОСТ Р ИСО/МЭК/ТО 10000-2,
ГОСТ Р ИСО/МЭК/ТО 10000-3, определяющие основы
и таксономию международных функциональных
стандартов;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, определяющий процессы
жизненного цикла программных средств,
ГОСТ Р ИСО/МЭК/ТО 15271, содержащий руко-водство
по применению ИСО/МЭК 12207,
ГОСТ Р ИСО/МЭК 16326, содержащий руководство
по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 при управлении
проектами;
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182 (классификация программных
средств - ПС);
ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764 (сопровождение ПС);
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026 (оценка уровня целостности
систем и ПС);
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910 (процессы создания документации
пользователя ПС);
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408 (ч. 1-3) (общие критерии
оценки безопасности информационных технологий);
ГОСТ Р 34.10 (процессы формирования и проверки
электронной цифровой подписи);
ГОСТ Р 51954 (профиль прикладной среды организации
вычислений на суперЭВМ);
Р 50.1.022 (Госпрофиль ВОС России);
Р 50.1.041 (руководство по проектированию
профилей среды открытой системы (СОС)
организации-пользователя) и целый ряд
других.
За последние годы получили значительное
развитие работы по созданию нормативной
базы в области ИПИ-технологий. Стандарты
ИПИ- технологий направлены, прежде всего,
на обеспечение качественно нового уровня
организации процессов проектирования,
производства и эксплуатации сложной,
наукоемкой продукции, повышение эффективности
реализации процессов жизненного цикла
выпускаемых, эксплуатируемых и новых
образцов техники, повышение конкурентоспособности
на мировом рынке российских средств и
систем, эффективности технологического
менеджмента при их создани.
По состоянию на 01.07.2003 в области ИПИ-технологий
разработаны и утверждены 19 стандартов
и рекомендаций по стандартизации, включая
стандарты на представление и обмен данными:
ГОСТ Р ИСО 10303-1 (общие представления и
основополагающие принципы);
ГОСТ Р ИСО 10303-41 (основы описания и поддержки
изделий);
ГОСТ Р ИСО 10303-11 (справочное руководство
по языку EXPRESS;
ГОСТ Р ИСО 10303-12 (справочное руководство
по языку EXPRESS-I);
ГОСТ Р ИСО 10303-45 (интегрированные обобщенные
ресурсы. Материалы);
Р 50.1.027 (автоматизированный обмен технической
информацией. Основные положения и общие
требования);
Р 50.1.028 (методология функционального моделирования);
Р 50.1.029 (интерактивные электронные технические
руководства. Общие требования к содержанию,
стилю и оформлению);
Р 50.1.030 (интерактивные электронные технические
руководства. Требования к логической
структуре базы данных);
Р 50.1.031 (терминологический словарь. Ч.
1. Стадии жизненного цикла продукции);
Р 50.1.032 (терминологический словарь. Ч.
2. Применение стандартов серии ГОСТ Р
ИСО 10303);
ГОСТ Р ИСО 10303- 21 (кодирование открытым
текстом структуры обмена);
ГОСТ Р ИСО 10303- 22 (стандартный интерфейс
доступа к данным);
ГОСТ Р ИСО 10303- 31 (методология и основы
аттестационного тестирования. Общие
положения);
ГОСТ Р ИСО 10303- 32 (методология и основы
аттестационного тестирования. Требования
к испытательным лабораториям и клиентам);
ГОСТ Р ИСО 10303- 34 (методология и основы
аттестационного тестирования. Методы
абстрактного тестирования для реализации
прикладных протоколов);
ГОСТ Р ИСО 10303- 43 (интегрированные обобщенные
ресурсы. Структуры представлений);
ГОСТ Р ИСО 10303- 44 (интегрированные обобщенные
ресурсы. Конфигурация структуры изделия);
ГОСТ Р ИСО 10303- 46 (интегрированные обобщенные
ресурсы. Визуальное представление)
Находятся в стадии разработки и принятия
проекты стандартов:
ГОСТ Р ИСО 10303 -203 (прикладной протокол.
Проекты с управляемой конфигурацией);
ГОСТ Р ИСО 10303 -49 (интегрированные обобщенные
ресурсы. Структура и свойства процесса);
ГОСТ Р ИСО 10303 -101 (интегрированные прикладные
ресурсы. Черчение).
Предполагается разработка (при условии
соответствующего финансирования) национальных
стандартов и рекомендаций по стандартизации
в соответствии с Межведомственной программой
работ по стандартизации в области ИПИ-технологий.
Заключение
Решение проблемы развития и совершенствования
нормативной базы в области информационных
технологий и проектирования информационных
систем зависит от консолидации усилий
заказчиков, разработчиков проектов и
специалистов по стандартизации в части
определения тематической направленности,
приоритетности разработки, совершенствования
организационно - методических форм и
финансирования работ по созданию актуальных
и востребованных национальных стандартов,
определяющих процессы жизненного цикла
современных информационных систем.
Представляется целесообразным заинтересованным
предприятиям, федеральным и общественным
организациям определить номенклатуру
необходимых к разработке национальных
стандартов (в первую очередь по прямому
введению международных стандартов) и
на паритетных условиях обеспечить финансирование
соответствующих работ.
Валерий Васильевич ВАСЮТОВИЧ - начальник
отдела Всероссийского научно - исследовательского
института стандартизации (ВНИИстандарт)
Госстандарта России, член-корреспондент
Академии проблем качества. |