Военная политика и проблемы обеспечения военной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 01:59, реферат

Краткое описание

Основой военной политики стран мирового сообщества продолжает оставаться стремление к укреплению своей военной безопасности. Основное содержание военной политики России в этом вопросе, связанной с осуществлением соответствующей деятельности, включает: формирование и реализацию единой государственной политики в области военной безопасности; поддержание внутриполитической стабильности; защиту конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории страны; развитие и укрепление дружественных отношений с соседними и другими государствами; создание и поддержание на необходимом уровне системы обороны РФ; качественное совершенствование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов и поддержание их готовности при необходимости к согласованным действиям; защиту важных объектов в различных сферах и др. Все эти мероприятия направляются на поддержание и укрепление военной безопасности страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Военная политика и проблемы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.docx

— 47.13 Кб (Скачать файл)
  • поддержание внутриполитической стабильности, защиту конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории РФ;

  • развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседями и другими государствами;

  • создание и совершенствование системы обороны РФ и ее союзников;

  • всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, поддержание их готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;

  • защиту объектов и сооружений РФ в Мировом океане, космическом пространстве, на территории зарубежных государств, судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;

  • охрану и защиту Государственной границы РФ в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов;

  • поддержку при необходимости политических акций РФ путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, осуществления контроля за взаимным выполнением обязательств в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;

  • обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.

 

4. СИСТЕМА  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 
В настоящее время вероятность развязывания против России крупномасштабной агрессии весьма маловероятна. Но и в этих условиях не принимать мер по обеспечению обороноспособности страны нельзя. Национальные интересы России требуют неослабного внимания к такой важнейшей сфере государственной политики, как военная безопасность. Мир не стал более безопасным, и потенциал военной силы по-прежнему рассматривается как наиболее действенный фактор мировой политики. Поэтому требования к военной организации России, ее Вооруженным Силам не могут быть снижены.  
 
Опыт показал, что одна только военная сила не может решить все проблемы безопасности. Можно оказаться уязвимыми по отношению к другим, нетрадиционным формам насилия, в том числе от международного терроризма, который наглядно проявился в сентябре 2001 г. в США. Поэтому государство постоянно должно осуществлять комплекс мер во всех важнейших областях функционирования общества, обеспечивающих совершенствование его потенциала, в том числе и военного. Вследствие этого главной целью любого государства является всестороннее обеспечение военной безопасности. Военная безопасность наряду с политической, экономической, экологической, информационной и др. является важнейшей составляющей и одним из главных структурных элементов национальной безопасности государства, и состоит с ними в тесной диалектической связи.  
 
Важное место среди факторов, определяющих военную безопасность, отводится правовым. К ним относятся состояние правовых отношений сторон в военной области, наличие договоров и соглашений по проблемам разоружения и военной деятельности, наличие эффективного контроля за соблюдением договорных обязательств, а также эффективного механизма предупреждения и урегулирования кризисных ситуаций в регионе.  
 
Военная безопасность имеет два аспекта: внутренний и внешний. Внутренний аспект военной безопасности проявляется в условиях нестабильного развития страны и связан прежде всего с проблемами защиты существующего конституционного строя, взаимоотношений центра с субъектами федерации, между самими субъектами федерации.  
 
Внешний аспект военной безопасности связан с состоянием взаимоотношений между субъектами международного права и характеризуется способностью государства противодействовать попыткам отдельных государств или их союзов использовать военную силу как инструмент разрешения существующих противоречий в различных сферах. Это предполагает необходимость наличия современных Вооруженных Сил, формирование систем коллективной или всеобщей безопасности, вхождение в состав тех или иных военно-политических союзов.  
 
Внутренний и внешний аспекты военной безопасности в современных условиях тесно переплетаются. Это обусловлено, с одной стороны, декларированием в Конституции России примата международного права над внутренним законодательством, с другой стороны, стремлением ряда государств использовать внутренние противоречия России как инструмент скрытого или открытого давления на Россию.  
 
Поэтому для гарантированного обеспечения военной безопасности России требуется создание и функционирование по единому замыслу и плану системы обеспечения военной безопасности. Система обеспечения военной безопасности РФ внутри страны имеет, как в военной политике, три компонента: управленческий, который включает Президента РФ и соответствующие структуры власти и управления; Правительство РФ, сеть министерств, ведомств и государственных органов;силовой — Вооруженные Силы с системами управления и всестороннего обеспечения, другие войска, воинские формирования и органы; обеспечивающий — структуры и предприятия ВПК, государственные предприятия; система мобилизационных ресурсов и запасов, военная инфраструктура; система нормативного правового обеспечения (структура и органы); финансово-экономические структуры, участвующие в процессе военного строительства и обеспечения военной безопасности, а также структура внешнеполитического обеспечения военной безопасности.  
 
Основу такой безопасности должна составлять военная организация государства.  
 
Большую роль в обеспечении военной безопасности страны играют правовые структуры, которые должны разрабатывать проекты законодательных актов и добиваться выполнения принятых законов. Роль внутриполитических структур в обеспечении военной безопасности чрезвычайно многогранна. Они должны эффективно проводить в жизнь все законодательные акты и решения правительства по вопросам обороны страны, военно- патриотической подготовки населения, обеспечивать успешное проведение мероприятий в области подготовки экономики и территории страны в военном отношении, осуществлять на практике социальную и национальную политику, способствующую укреплению и стабилизации мира, исключающую проявление протестных действий населения в организационных формах.  
 
В обеспечении военной безопасности велика роль экономических структур. От экономики прямо зависит военный потенциал, который позволяет содержать и совершенствовать Вооруженные Силы, повышать их боеспособность, снабжать современным оружием, военной техникой и всеми видами довольствия.  
 
Роль внешнеполитических структур в достижении целей военной безопасности состоит в поисках путей ослабления существующих или возникающих межгосударственных противоречий, обострение которых приводит к ухудшению военно-политической обстановки и возрастанию степени военной опасности, в налаживании и укреплении дружественных связей с государствами, которые могли бы выступить в роли союзников при агрессии против России и в локализации возникающих конфликтов политическими методами.  
 
Непременным условием обеспечения военной безопасности России должно стать создание модели обеспечения глобальной и региональной безопасности, основанной на принципе равенства безопасности для всех.  
 
Система обеспечения военной безопасности должна не только реагировать на угрозы и вызовы, но и обладать возможностью предвидения, способностью принимать превентивные меры для предотвращения возможных угроз.  
 
Важным требованием к системе обеспечения военной безопасности является сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами обеспечения военной безопасности в соответствии с федеральным устройством России и распределением полномочий между органами местного самоуправления. Особое место в обеспечении военной безопасности должен занимать процесс подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов.  
 
Конкретные требования к системе обеспечения военной безопасности, ее составу и структуре определяются характером и масштабами военных угроз.  
 

5. ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 
Правовыми основами обеспечения военной безопасности РФ являются:  
 
Конституция РФ, федеральные законы, Концепция национальной безопасности и Военная доктрина РФ, иные нормативные правовые акты РФ; нормативные правовые акты органов государственной власти РФ; международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.  
 
Законодательное регулирование основных направлений государственной политики по обеспечению военной безопасности включает:  

  • военное строительство и проведение эффективной военной реформы всей военной организации государства с учетом обеспечения гарантированного сдерживания потенциального агрессора от любых попыток агрессии против России и ее союзников, сдерживания потенциального агрессора от развязывания мировой ядерной и обычной войн, а также региональных и локальных военных конфликтов;

  • военно-техническую политику, основанную на соответствии военно-технического и производственного потенциала страны потребностям обороны, экономической обоснованности и эффективности использования материальных средств, выделяемых на оборону;

  • ограничение вооружений на основе принципа равенства, всеобщее запрещение ядерных испытаний и т.д.

 
Основными принципами обеспечения военной безопасности России являются:  

  • сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

  • эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификация военных угроз, адекватность реагирования на них;

  • достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

  • соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

  • ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран;

  • использование для обеспечения военной безопасности политических, экономических и других невоенных мер, а также коллективных усилий мирового сообщества по противодействию актам агрессии;

  • применение военной силы в соответствии с Уставом ООН и нормами международного права в крайних случаях, когда использование невоенных средств не привело к устранению военной угрозы.

 
Основными направлениями обеспечения военной безопасности могут быть:  

  • создание благоприятных внешнеполитических условий для обороны;

  • определение приоритетных национальных интересов в области военной безопасности, комплекса политико-дипломатических и иных невоенных средств и способов ее обеспечения;

  • разведывательная и контрразведывательная деятельность;

  • организация военно-политического и стратегического руководства обороной страны, Вооруженными Силами и другими войсками;

  • принятие законодательных документов по обороне, создание необходимой экономической и научно-технической базы для надежной обороны;

  • подготовка территории страны к обороне;

  • поддержание Вооруженных Сил, других силовых структур, привлекаемых к обороне в состоянии высокой боеспособности, боевой и мобилизационной готовности;

  • развитие военной науки и военного искусства;

  • сохранение и развитие оборонного промышленного комплекса.

 
Для обеспечения военной безопасности могут быть использованы мероприятия как в мирное, так и в военное время.  
 
В мирное время. Обеспечение военной безопасности будет осуществляться за счет формирования и реализации военной политики в области обеспечения военной безопасности, а также поддержания внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории страны, развития и укрепления дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами, создания и совершенствования системы обороны Российской Федерации и ее союзников. Потребуется всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, поддержание их в готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз, отработка и совершенствование системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил и других войск с мирного на военное время (в том числе их мобилизационное развертывание).  
 
Важную роль займет совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный перевод предусмотренных планом мероприятий промышленности на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности. Потребуется осуществление защиты объектов и сооружений РФ в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защиты судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана, охраны и защиты государственной границы, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов.  
 
Необходимо будет спланировать и постоянно проводить мероприятия по территориальной и гражданской обороне, развитию необходимой военной инфраструктуры, обеспечению безопасности и защиты граждан страны от военных угроз и др.  
 
В угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта). В это время потребуется провести подготовительные работы по повышению готовности Вооруженных Сил, других войск и страны в целом к отражению агрессии. В этих целях необходимо принять меры по своевременному принятию решения по объявлению состояния войны, введению военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных местностях, проведению полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил и других войск либо их части и приведению их в готовность к выполнению задач.  
 
Порядок работы при подготовке и принятии военно-политических решений по урегулированию кризисных ситуаций будет зависеть от условий создавшейся военно-политической обстановки в регионах РФ и в геополитическом пространстве СНГ. Работа проводится на основе принятых в Российской Федерации правовых норм и принципов военного искусства. Особое место в работе занимает проблема принятия решений на применение военной силы. Основным условием для ее применения является наличие реальной угрозы безопасности РФ или любому государству — участнику Договора о коллективной безопасности, когда проводимые до этого меры невоенного характера по урегулированию кризисной ситуации исчерпали все свои возможности, но положительных результатов не дали. В этих условиях принятие военно-политических решений на применение военной силы должно приниматься адекватно складывающейся обстановке (т.е. при наличии реальных угроз безопасности РФ), как крайняя, вынужденная, но необходимая мера разрешения кризисной ситуации.  
 
Это может иметь место прежде всего в целях:  
>

  • защиты государственного суверенитета и конституционного строя, обеспечения территориальной целостности страны;

  • пресечения любого противоправного вооруженного насилия, направленного против прав, свобод и законных интересов граждан России, общества и государства, объектов РФ на государственной границе, на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане, в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ;

  • выполнения союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней угрозы;

  • поддержания или восстановления мира по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых является Россия.

 
Порядок работы органов государственной власти в общем виде может заключаться в следующем.  
 
С началом обострения военно-политической обстановки и появления признаков возникновения вооруженного конфликта министерства и ведомства РФ проводят комплексную оценку обстановки, определяют перечень мер для их проведения в первоочередном порядке, готовят предложения и представляют доклады в Совет Безопасности РФ.  
 
Министерства и ведомства в рамках своей компетенции, кроме того, определяют перечень мероприятий невоенного характера для их проведения адекватно складывающейся обстановке. Министерство обороны и Генеральный штаб намечают меры военного характера для пресечения возможных вооруженных провокаций, определяют состав группировки Вооруженных Сил для отражения агрессии, общую цель мероприятий, замысел и формы их проведения, порядок управления при выполнении задач.  
 
При нарастании военных угроз и возникновении необходимости применения военной силы Министерство обороны и Генеральный штаб вырабатывают предложения и представляют доклад в Совет Безопасности и Президенту РФ для принятия соответствующего решения.  
 
Совет Безопасности готовит материалы на свое заседание, представляет их Президенту РФ, а также предложения по организации совместных действий в рамках ДКБ.  
 
Президент РФ на заседании Совета Безопасности или в рабочем порядке принимает решение, отдает распоряжения и ставит задачи исполнителям.  
 
На фазе зарождения и развития вооруженного конфликта работа по подготовке и принятию военно-политических решений строится на тех же принципах, что изложены выше.  
 
В случае возникновения угрозы безопасности территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств — участников ДКБ и в зависимости от условий конкретно складывающейся обстановки может быть принято совместное решение о создании Коалиционной (объединенной) группировки войск для отражения агрессии.  
 
Одновременно с выработкой и принятием решения осуществляется координация деятельности федеральных органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии, а также обеспечивается реализация принятых решений по подготовке и ведению военных действий.  
 

6. ВОЕННАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  — ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

 
Военная организация Российской Федерации включает в себя следующие компоненты:  

  • органы государственного и военного управления, обеспечивающие военную безопасность государства;

  • Вооруженные Силы, составляющие ядро военной организации и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами;

  • часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.

 
Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности РФ и ее союзников.  
 
Основными принципами строительства и подготовки военной организации являются:  

  • адекватный учет выводов, сделанных из анализа состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;

  • централизация руководства;

  • единоначалие на правовой основе;

  • достигаемое в пределах экономических возможностей страны соответствие уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов материальных средств и ресурсов задачам обеспечения военной безопасности;

  • единство обучения и воспитания;

  • реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достаточного статуса и уровня жизни.

 
Основными направлениями развития военной организации, ориентированными на повышение ее эффективности, упрочение морально-психологического состояния, улучшение материально-технического и социального обеспечения, являются:  

  • приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации государства в соответствие с задачами обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны;

Информация о работе Военная политика и проблемы обеспечения военной безопасности Российской Федерации