Военные опасности и угрозы РФ в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 20:12, реферат

Краткое описание

К первой группе относятся факторы, влияющие на снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, а также формирование и укрепление глобальных и региональных центров силы. Основными геополитическим центрами силы в настоящее время являются США, Германия, Япония, Китай, Индия. У каждого из этих центров определились свои интересы в мире, которые зачастую не совпадают с интересами России.

Содержание

Россия в современном геополитическом пространстве.

Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации.


Основные внешние военные опасности.

Основные внутренние военные опасности.


Основные военные угрозы.

Выводы.


Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ОБЖ.docx

— 44.01 Кб (Скачать файл)

                                

 

ГБОУ ВПО Первый Московский Государственный Медицинский Университет имени И.М. Сеченова

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1.

Реферат.

 

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности.

Тема: Военные опасности и угрозы РФ в современном мире.

Факультет: фармацевтический.

Форма обучения: заочная.

Студентка: 3 курса,  4 группы.

Голованова Юлия Владимировна

Шифр: 11/12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

  • Россия в современном геополитическом пространстве.

 

  • Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации.

 

 

  • Основные внешние военные опасности.

 

  • Основные внутренние военные опасности.

 

 

  • Основные военные угрозы.

 

  • Выводы.

 

 

  • Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Россия в современном геополитическом пространстве. 
 
 
Современная военно-политическая обстановка, роль и место России в мировых процессах 
 
 
Военно-политическая обстановка в мире в начале XXI века складывается под воздействием набирающего силу сложного и противоречивого процесса глобализации международных политических и экономических отношений. Она характеризуется высокой динамичностью, повышенной нестабильностью, ростом напряжённости в целом ряде регионов, обострением существующих и возникновением новых кризисных ситуаций. 
 
 
Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций:

 
1. с одной стороны – стремлением сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных политических и экономических отношений;

 
2. с другой стороны – расширением практики применения вооружённой силы на основании национальных решений и вне мандата ООН (Югославия, Ирак, Косово).

 
Кроме этих двух основных тенденций, существуют и другие:

 
1. продолжающееся существование стереотипов «холодной войны»;

 
2. возрастание роли невоенных средств и способов в разрешении международных проблем;

 
3. сохранение значения военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства;

 
4. обозначившийся с начала XXI века выход России из геополитического и экономического кризиса и существенное укрепление её позиций на мировой арене;

 
5. настойчивое стремление США к мировому лидерству и вовлечению в орбиту своей внешней и военной политики всё новых государств, в том числе бывших республик Советского Союза;

 
6. бурное развитие экономики и рост политического влияния в мире стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Японии, Китая, Индии и др.

 
На формирование международной обстановки оказывают существенное влияние четыре группы факторов: 
 
К первой группе относятся факторы, влияющие на снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, а также формирование и укрепление глобальных и региональных центров силы. Основными геополитическим центрами силы в настоящее время являются США, Германия, Япония, Китай, Индия. У каждого из этих центров определились свои интересы в мире, которые зачастую не совпадают с интересами России. 
 
Второй группой являются факторы, оказывающие влияние на продолжающееся расширение блока НАТО. Трансформация НАТО отражает стремление США сохранить контроль над странами Европы, ограничить их суверенитет и экономические интересы. С 1992 г. в состав НАТО принято 12 новых государств, в том числе три бывшие Советские республики Прибалтики, страны Восточной Европы, входившие ранее в Организацию Варшавского договора. Сейчас на Европейском континенте НАТО имеет более чем 3-х-кратное превосходство над Россией по бронетанковой технике, артиллерии, боевым самолётам и вертолётам. 
 
Третьей группой факторов можно назвать сохраняющиеся кризисные тенденции экономического и социального развития государств мирового сообщества, их соперничество за раздел сфер влияния в политике и экономике. Конкуренция приобрела глобальных характер. В 90-е годы России пришлось уступить многие ниши на мировом рынке. Сегодня, несмотря на произошедшие изменения в стране, активизируются усилия некоторых государств, направленные на ослабление позиций России в политической и экономической областях. Делаются попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений. К сожалению, некоторые из них удаются (Югославия, Ирак, Косово). 
 
К четвёртой группе факторов относится глобальное распространение террористических и экстремистских движении групп. Проблема терроризма в последнее время приобретает особую остроту. После 11 сентября 2001г. стало окончательно ясно, что «холодная война» закончилась, и на повестку дня вышла другая война – с международным терроризмом. Россия, основываясь на международных конвенциях и договорах, сотрудничает с иностранными государствами в области борьбы с терроризмом и выступает одной из самых надёжных гарантов международной стабильности. Именно принципиальная позиция России позволила сформировать прочную антитеррористическую коалицию. 
 
Основной международной составляющей кардинальных изменений военно-политической ситуации вокруг России является борьба мировых центров силы за получение беспрепятственного доступа к сырьевым, энергетическим, научно-техническим, людским и территориальным ресурсам на ранее практически закрытом для них постсоветском пространстве. Этот процесс сопровождается целенаправленными усилиями по снижению международного статуса и веса России, по вытеснению её из зон традиционных российских интересов. 
 
Несмотря на некоторое улучшение российско-американских отношений, США по-прежнему рассматривают Россию в качестве главного геополитического соперника. При этом они исходят из того, что, являясь ведущей державой мира, имеют моральное право и материальные возможности диктовать свои условия и устанавливать в различных регионах земного шара «порядок по-американски». Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций, а в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика имеет тенденцию к расширению. Это является отражением современной ситуации в мире. Особенность современной военной стратегии США и их ближайших союзников состоит в том, что она «одета» не в форму агрессора, а в форму освободителя и миротворца. 
 
США не хотят видеть Россию в качестве равноправного партнёра. Нынешнее руководство этой страны пытается заставить Россию следовать в фарватере американской политики по основным вопросам современных международных отношений и не может простить отстаивание нашей чёткой позиции по событиям в Югославии, включая её бомбардировки, войне в Ираке, одностороннему самопровозглашению независимости Косово и т.д. 
 
Со своей стороны, Россия выступала и выступает против гегемонии какого-либо одного государства и о приверженности идее многополярного мира, в котором каждое государство является равноправным субъектом международных отношений и имеет право на отстаивание собственных национальных интересов. Именно это противоречие является главным в российско-американских отношениях.

 

 

 

 

 

Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации

 

Снижение угрозы возникновения крупномасштабной войны в Европе не исключило возможности зарождения и развития конфликтных ситуаций, в том числе с вовлечением в них России. Результатом эскалации этих ситуаций могут стать и военные действия. Более того, эти конфликты могут тайно провоцироваться и подпитываться США и Западом с целью получения дополнительных рычагов влияния на политику России

Соперничество в политической, экономической и военной сферах между существующими и возникающими центрами силы на континенте, потенциальные очаги напряженности, вооруженные конфликты на региональном уровне, наличие в мирное время у ряда государств мощных вооруженных сил, а также ядерного оружия, будут по-прежнему составлять серьезную угрозу, в том числе и военную, для безопасности России и стран Содружества.

Основными источниками возникновения конфликтных ситуаций могут стать сохраняющаяся кризисная обстановка в отдельных регионах континента, вызванная наличием экономических, этнополитических, территориальных, религиозных и других противоречий в условиях действия несовершенных механизмов по их урегулированию.

В качестве потенциальной опасности в более отдаленной перспективе следует рассматривать создание к 2003 году в соответствии с решениями Европейского союза европейских сил быстрого реагирования. Их главные задачи - проведение операций по осуществлению гуманитарных интервенций.

Данный курс Европейского союза подкрепляется межгосударственной консолидацией европейской оборонной промышленности. Особенно быстрыми темпами он проходит в аэрокосмической и электронной сферах, являющихся ключевыми в военно-промышленной базе современных государств. К концу текущего десятилетия ЕС сможет приобрести собственные, независимые от НАТО (фактически от США) разведывательно-коммуникационную инфраструктуру, систему управления боевыми операциями и военно-транспортную авиацию. В случае реализации заявленного курса ЕС получит возможность оказывать военно-политическое давление (вплоть до силового) на Россию с целью обеспечения собственных интересов. Ведущие европейские страны смогут обладать к 2010 г. новыми системами ПВО, которые фактически способны выполнять функции тактической ПРО. Кроме того, Великобритания и Франция не собираются отказываться от ядерного оружия.

Наибольшую опасность для России будет представлять Североатлантический союз и его вооруженные силы. Мероприятия военно-политического руководства блока будут по-прежнему направлены на превращение альянса в единственную организацию, способную диктовать свои военно-политические и экономические требования не только в Европе, но и за ее пределами. При этом наряду с повышением политической активности, руководство блока значительное внимание будет уделять укреплению военной составляющей альянса.

С присоединением к НАТО стран - кандидатов второй и третьей очереди боевой потенциал НАТО может возрасти почти в 1,5 раза. Поэтому дальнейшая реализация планов продвижения НАТО на восток, при определенных условиях, будет означать для России значительное повышение уровня потенциальной военной опасности.

Расширение НАТО имеет многовекторную направленность. Во-первых, включение новых стран в НАТО увеличивает возможности США и других ведущих держав альянса оказывать политическое и военное давление на Россию с южного, юго-западного, западного и северо-западного направлений. Это давление может рассматриваться как попытка шантажа, осуществляемого без непосредственного применения военной силы в целях достижения разнообразных интересов: начиная от субъективно трактуемых гуманитарных вопросов и заканчивая территориальными уступками.

По-видимому, высшее руководство НАТО не рассматривает возможность ядерной или обычной войны против России в качестве реалистического сценария. Такая угроза не может считаться реалистичной до тех пор, пока есть возможность использовать ядерное оружие в ответ на применение военной силы со стороны Североатлантического альянса. Поэтому угрозу безопасности России, вызванную расширением НАТО не следует рассматривать буквально как подготовку к войне по Балканскому сценарию.

Во-вторых, расширение НАТО представляет для России угрозу военно-стратегического характера. В результате дальнейшего расширения НАТО происходит утрата Россией стратегического предполья, что коренным образом меняет подход к обороне страны. В этом же контексте необходимо рассматривать отработку военным комитетом НАТО документов, предусматривающих возможность использования силы в постсоветском пространстве.

Ситуация может стать еще более опасной в случае размещения на территории стран Восточной Европы и Балтии группировок войск (сил) альянса, в том числе ядерных. В результате практического осуществления подобных планов значительно сократится время стратегического предупреждения, что существенно ограничит возможности по принятию адекватных мер в случае внезапной агрессии.

В-третьих, в настоящее время расширение альянса и другие его различные акции представляют собой не только экспансию политическую, экономическую, военную, но и экспансию культурно-цивилизационную, направленную на ликвидацию историко-культурной идентичности России.

Нельзя полностью исключать и того, что крайне реакционные круги США и Североатлантического альянса, в силу различных причин (стремление окончательно расправиться с геополитическим соперником, обострение ресурсной проблемы, политическая недальновидность и т.д.) уже в настоящее время ведут дело к тому, чтобы спровоцировать Россию на разрыв отношений с Западом и ее самоизоляцию.

Очевидна опасность намерения администрации США сломать стратегическую стабильность с помощью создания системы ПРО, хотя с точки зрения возможностей по противодействию России осуществлять ядерное сдерживание она проявится не ранее 2010 г.

Потенциальной опасностью для России является коренное изменение соотношения военно-морских сил в пользу соседних государств. При сохранении нынешних тенденций, к 2005 г. наш флот будет уступать на Черном море ВМС Турции - в два, на Балтике Швеции также в два раза, Германии - в четыре. Па Дальнем Востоке разрыв в соотношении военно-морских сил в пользу других государств будет еще более значительным.

Потенциальным источником возникновения в Европе военно-политической напряженности будет оставаться проблема неурегулированности территориальных споров между сопредельными государствами. Нельзя исключать, что заручившись поддержкой США и НАТО, некоторые страны могут начать с большей настойчивостью добиваться осуществления своих территориальных и иных притязаний к России и Беларуси, что естественно, способно привести к резкому обострению обстановки. Возникшая напряженность может, при определенных условиях, выйти из под контроля и перерасти в вооруженный конфликт, в том числе и с втягиванием в него государств СНГ.

На примере Югославии можно делать вывод о возможности военных угроз от "миротворческой деятельности" США и их ближайших союзников, не соответствующей существующим международно-правовым нормам. Потенциальная угроза для России связана с тем, что "миротворческие силы" без санкции Совета Безопасности ООН могут быть введены на территории сопредельных с Российской Федерацией государств с целью оказания военно-политического давления или создания плацдарма для последующих агрессивных действий.

Сохранение большого количества (в общей сложности порядка 140) очагов этнотерриториальных конфликтов на постсоветском пространстве, которые, по оценкам экспертов, вряд ли будут урегулированы в ближайшем будущем, также представляет опасность для национальной безопасности России.

Не следует забывать, что сегодня из 89 субъектов Российской Федерации 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории. Там проживает более 40% населения России. Причем 24 субъекта Российской Федерации оказались в положении приграничных впервые. Это принципиально новая ситуация. А значит необходимо по-особому учитывать основные угрозы интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве в тех новых геополитических условиях, в которых она оказалась.

Возможными военно-политическими целями военных конфликтов, развязанных против России, могут быть: разрешение спорных проблем в пользу ведущих стран Запада и их союзников; максимальное ослабление военного потенциала России и дружественных стран СНГ и подрыв их международного авторитета как государств, способных влиять на развитие ситуации в регионе и мире, а также решительно отстаивать свои жизненно важные интересы.

Информация о работе Военные опасности и угрозы РФ в современном мире