Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:13, реферат
Вооруженные Силы Российской Федерации являются гарантом внешней безопасности и обороноспособности государства. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против России; для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории. Новой для них функциональной задачей, указанной Президентом Российской Федерации, в преддверии изменений Концепции национальной безопасности является использование Вооруженных Сил Российской Федерации для борьбы с международным терроризмом. В силу этого их деятельность связана с важнейшими сведениями о военном потенциале и обороноспособности государства, а также другой конфиденциальной информацией, разглашение которой может привести к серьезным последствиям.
Введение
Вооруженные Силы Российской
Федерации являются гарантом внешней
безопасности и обороноспособности
государства. Они предназначены
для отражения агрессии, направленной
против России; для вооруженной защиты
целостности и
Сохранение в тайне важнейших сведений о деятельности Вооруженных Сил является необходимым условием качественного выполнения ими поставленных задач.
В настоящее время требование о сохранении военной тайны приведено в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ; общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Применительно к деятельности органов военного управления институт военной тайны определен в Постановлении Совета Министров СССР от 12 мая 1987 г., в котором говорится о том, что военную тайну составляют сведения военного характера, разглашение (передача, утечка и т.п.) которых может нанести ущерб интересам Вооруженных Сил.
В советский период, с
конца 50-х – начала 60-х гг., в
Вооруженных Силах
Военная тайна включала в себя сведения под грифом «секретно», а также сведения ограниченного распространения под грифом «Для служебного пользования». Данный институт нес достаточно большую правовую нагрузку.
Сведения под грифом «секретно»
не относились к государственной
тайне, а в большей степени
были производными от нее. Сведения ограниченного
распространения не были определены
никакими перечнями. Они были тем
самым «инструментом», с помощью
которого партийно-советский
Институт военной тайны позитивно влиял на сохранность государственной тайны. В данном смысле военная тайна исполняла защитную функцию для конфиденциальной информации, формирующейся внутри органов военного управления, воинских частей, подразделений, военных образовательных учреждений и предприятий Министерства обороны. Угрозы таким сведениям возникали, как правило, из-за рубежа.
В отличие от секретных сведений, составляющих военную тайну, для сведений ограниченного распространения (под грифом «Для служебного пользования») всегда предусматривался отдельный, более упрощенный порядок учета, хранения и обращения. Однако после принятия в 1993 г. Закона Российской Федерации «О государственной тайне» гриф секретности стал применяться исключительно для обозначения сведений, составляющих государственную тайну. Вся система военной тайны де-факто рухнула, оставив за собой шлейф нерешенных проблем, в частности проблему необоснованного рассекречивания огромного количества документов Вооруженных Сил.
При таком положении в органах военного управления возник ряд проблем, суть которых заключается в следующем:
– если понятие «военная тайна» применять только к военным сведениям, имеющим гриф секретности, то это понятие не будет соответствовать предмету вышеназванного Закона и не решит проблему сохранности огромного количества сведений, не охватывающихся государственной тайной;
– если военную тайну рассматривать как сведения, не подлежащие оглашению, но при этом не относить ее к государственной тайне, то возникает необходимость законодательного определения этого института и описания его границ.
Попытки разработки критериев для отношения сведений к военной тайне успехом не увенчались. Действительно, для военных сведений, не имеющих грифа секретности, так же, как и для сведений, составляющих государственную тайну, основным критерием является величина ущерба, наносимого безопасности государства. Степень секретности сведений оказывается связанной только с величиной ущерба, т.е. с количественным, а не качественным показателем. Критерии отношения несекретных военных сведений к не подлежащим оглашению в конечном счете также совпадают с критериями отношения сведений, имеющих гриф «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности».
Кроме того, определенные ограничения
на свободное распространение
Структура института военной тайны:
– во-первых, это часть государственной тайны;
– во-вторых, это другие закрытые сведения в военной области.
Несомненно, что потребность в данном институте продолжает оставаться очень большой и в связи с этим он требует современного теоретического осмысления и законодательного обеспечения.
Так что же такое «военная
тайна» на сегодняшний день? И почему
законодательство о военной службе
требует неукоснительного соблюдения
режима обеспечения ее сохранности
для каждого военнослужащего? Эти
и другие вопросы становятся все
более актуальными в
Энциклопедическое определение
военной тайны сформулировано применительно
к ранее действующему законодательству:
«Тайна военная – особой важности,
совершенно секретные и секретные
сведения военного характера, составляющие
тайну государственную и тайну
служебную, охраняемые Советским государством.
Разглашение военнослужащими
Важность же и специфичность сведений, отнесенных к военной тайне, обусловлены требованиями обеспечения военной безопасности государства.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» строгое хранение государственной и военной тайны является обязанностью всех военнослужащих. Такая обязанность закреплена и в тексте Военной присяги, которую принимает каждый, кто присягает на верность служения своему Отечеству.
В чем же проявляется специфичность и важность сведений, составляющих военную тайну? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо предварительно уточнить его предмет, т.е. проанализировать сведения, о которых идет речь.
Прежде всего, военная
тайна – это часть
2. Сведения военного
характера, составляющие
– о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
– о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
– о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
– о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
– о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
– о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.
В силу специфических особенностей
и характера деятельности, Вооруженные
Силы обладают несравненно большим
количеством сведений, составляющих
государственную тайну, по сравнению
с другими ведомствами и
Признаются содержащими
государственную тайну лишь наиболее
важные сведения в военной области,
разглашение которых может
Основным источником для понимания правовой природы института военной тайны являются нормы УК РСФСР 1960 г., в котором понятия государственной и военной тайны в ряде составов преступлений (например, «измена Родине» и «шпионаж») четко разграничивались, а в ст. 259 «Разглашение военной тайны и утрата документов, составляющих военную тайну» объединялись.
Законодательством о воинских
преступлениях была предусмотрена
уголовная ответственность не только
за разглашение сведений военного характера,
составляющих государственную тайну,
но и за разглашение иных военных
сведений, не подлежащих оглашению, хотя
и не являющихся государственной
тайной. Это означало, что имелись
и такие военные сведения, которые,
не составляя государственной
Таким образом, под военной тайной следует понимать сведения военного характера, как составляющие государственную тайну, так и не составляющие государственную тайну, но не подлежащие оглашению.
В настоящее время в
Вооруженных Силах Российской Федерации
действует Временный перечень сведений,
подлежащих засекречиванию. Соответственно
сведения, находящиеся в этом перечне,
и составляют ту часть военной
тайны, которая структурно входит в
государственную тайну и
Однако вторая составляющая военной тайны, т.е. круг военных сведений, не подлежащих оглашению, но не имеющих грифа секретности, на сегодняшний день не предусмотрена специальным перечнем и не имеет уголовно-правовой охраны. Указанные сведения в современных условиях становятся объектом шпионской деятельности иностранных спецслужб.
Вооруженные Силы нуждаются
в том, чтобы сведения об их внутренней
жизни не выходили за пределы определенного
круга лиц, не становились достоянием
посторонних, так как это может
причинить серьезный ущерб
До принятия Уголовного кодекса 1996 г. охране указанной категории сведений придавалось особое значение: в ст. 259 УК РСФСР была предусмотрена ответственность за их разглашение. Круг военных сведений, не подлежащих оглашению, определялся органами военного управления – компетентными воинскими должностными лицами на основе примерного перечня, утверждаемого приказом министра обороны. Сейчас такого перечня нет. Однако это не означает, что ранее охраняемые военные сведения теперь должны быть доступны любому, кто ими заинтересуется. На наш взгляд, этот пробел в законодательстве в ближайшее время должен быть устранен, иначе будет продолжаться утечка военной информации, что приведет к снижению боевой готовности Вооруженных Сил.