Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:15, курсовая работа
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в настоящее время важные проблемы правового регулирования ответственности за нарушение правил несения пограничной службы не получили достаточного освещения в научной литературе.
Целью данной работы комплексное исследование ответственности за нарушение правил несения пограничной службы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складываю-щиеся в процессе предупреждения, выявления и расследования нарушений правил несения пограничной службы.
Введение 3
Глава 1. Понятие и социально-правовая характеристика нарушений правил несения пограничной службы 5
1.1 Общественная опасность нарушений правил несения пограничной службы (социально правовой аспект) 5
1.2 История развития законодательства об ответственности за нарушение правил несения пограничной службы в России 7
Глава 2. Объективные и субъективные признаки нарушения правил несения пограничной службы 12
2.1 Порядок несения пограничной службы как объект уголовно правовой охраны 12
2.2 Объективная сторона нарушения правил несения пограничной службы как уголовного преступления 15
2.3 Субъекты нарушения правил несения пограничной службы 20
2.4 Субъективная сторона нарушений правил несения пограничной службы 25
Глава 3. Квалификация нарушений правил несения пограничной службы и их отличие от смежных составов 30
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Вместе с тем пограничная служба обладает множеством специфических особенностей. В истории России пограничные войска никогда не подчинялись Министерству обороны, а после 1917 г. последовательно входили в систему Министерства финансов, ОГПУ, МВД и КГБ СССР.
В служебной деятельности подразделений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации могут быть значительные различия. Однако несение караульной, внутренней служб во всех воинских формированиях осуществляется по единым правилам, установленным общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пограничная служба, являясь одним из специальных видов военной службы, обладает спецификой: ее несут, преимущественно на профессиональной основе, исключительно военнослужащие соответствующих подразделений Пограничной службы ФСБ России.
Несение пограничной службы регламентируется следующими основными нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации, которой установлено, что определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71);
- Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-1;
- Федеральным законом "О федеральной службе безопасности" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ8;
- указами Президента Российской Федерации;
- постановлениями Правительства Российской Федерации;
- Временным уставом Пограничных войск Российской Федерации;
- действующими приказами, инструкциями, наставлениями, иными нормативными правовыми актами председателя КГБ СССР, директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации, директора ФСБ России по вопросам деятельности Пограничной службы;
- приказами, инструкциями, наставлениями, иными нормативными правовыми актами командующих пограничными округами, начальников региональных управлений ФПС России, региональных пограничных управлений ФСБ России; пограничных управлений (управлений береговой охраны) по субъектам Российской Федерации;
- приказами, инструкциями командиров воинских частей;
- приказами начальников застав конкретным пограничным нарядам на охрану конкретных участков границ, отданными (поставленными) в пределах их компетенции.
Предметом правового регулирования пограничной службы являются объективно существующие общественные отношения в этой области, которым указанные нормативные правовые акты придают определенный характер, соответствующий интересам государства. Регулирование этих общественных отношений осуществляется императивным методом, т.е. методом властных предписаний, основанным на запретах, дозволениях, обязанностях, наказаниях9. Обусловлено это тем, что Пограничная служба ФСБ России - это составная часть Федеральной службы безопасности Российской Федерации, являющейся федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Действие названных нормативных правовых актов на общественные отношения в сфере охраны границы обеспечивает социальное состояние, необходимое для надлежащей охраны границы, т.е. правовой режим. Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" предусматривает в разд. III - режим Государственной границы, в разд. IV - пограничный режим, в разд. V - режим в пунктах пропуска через Государственную границу.
Нести пограничную службу могут только физические лица, которые и являются участниками возникающих при этом правоотношений.
Во Временном уставе Пограничных войск Российской Федерации рассматриваются различные вопросы охраны Государственной границы Российской Федерации, определено назначение личного состава, офицеров, прапорщиков и сержантов пограничной заставы, часть из которых могут нести службу в пограничных нарядах; раскрыто понятие "пограничный наряд", приведены основные виды пограничных нарядов и изложены обязанности военнослужащих, несущих службу в этих нарядах.
Служба в пограничном наряде начинается с момента получения либо постановки приказа на охрану Государственной границы Российской Федерации, а заканчивается докладом о результатах выполнения полученной задачи. Ее продолжительность в течение суток не должна превышать предельных сроков, предусмотренных Временным уставом Пограничных войск Российской Федерации.
Военнослужащие Пограничной службы ФСБ России при несении службы в пограничных нарядах наделяются правами, которые в определенной мере носят чрезвычайный характер, и несут дополнительные обязанности. Например, в целях надлежащего выполнения служебных обязанностей они при наличии оснований в установленном порядке вправе применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак и т.д. Еще большие полномочия предоставляются при несении службы старшему пограничного наряда.
Изложенным правам соответствуют и повышенные обязанности военнослужащих, несущих пограничную службу.
Нарушения военнослужащим Пограничной службы ФСБ России правил несения пограничной службы делают возможным негативное поведение другого физического лица, действия которого непосредственно приводят к отрицательному результату для интересов безопасности государства.
Нарушение правил несения пограничной службы может выражаться как в действии, так и в бездействии. Этой точки зрения, выраженной в научной и учебной литературе, придерживается большинство ученых - юристов10.
Под общественно опасным нарушением правил несения пограничной службы действием понимается такое поведение лица, когда оно неправильно выполняет предписания по охране Государственной границы Российской Федерации либо целенаправленно их нарушает путем совершения активных действий: незаконно пропускает через границу физических лиц, дает незаконное разрешение на перемещение через нее грузов, прогон скота, общается с физическими лицами через границу и т.п.
Бездействие предполагает иное поведение лица: оно не выполняет возложенные на него обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации: не пресекает незаконный переход лицом этой границы, перегон через нее скота, перемещение грузов; прекращает движение по предписанному маршруту и устраивается на отдых (садится, ложится), а то и вовсе спит; не реагирует на повреждение технических средств охраны границы либо появление следов на контрольно-следовой полосе и т.п. Например, 17 июня 2003 г. 77-м гарнизонным военным судом осужден по ч. 1 ст. 341 УК РФ рядовой А. Последний, будучи 5 ноября 2002 года старшим пограничного наряда "Часовой на участке границы", нарушил требования ст. ст. 15, 19, 21 ч. III Временного устава Пограничных войск Российской Федерации и, прекратив исполнять служебные обязанности по охране вверенного ему участка границы, пьянствовал. В результате бездействия виновного наступил вред интересам безопасности Российской Федерации: в 23-м часу того же дня двое граждан Литвы проникли на территорию России, забрали приготовленные для них неустановленными лицами 8 коробок с сигаретами и, вновь нарушив Государственную границу Российской Федерации, вернулись в Литву, где были задержаны11.
В настоящее время некоторые ученые полагают, что нарушение специальных правил поведения представляет собой самостоятельную форму преступного поведения. По мнению А.А. Тер-Акопова, нарушение этих правил может выражаться одновременно как в действии, так и в бездействии: "Если поведенческий акт может выражаться в действии и бездействии, значит, он не может полностью сводиться ни к тому, ни к другому"12.
Данная точка зрения представляет несомненный интерес и требует теоретического осмысления и обоснования, что осуществить в рамках настоящей статьи не представляется возможным.
Полагаем необходимым лишь отметить, что нарушение лицом правил несения пограничной службы одновременно действием и бездействием представляется невозможным.
Когда лицо пограничного наряда самовольно покидает маршрут следования либо место своего расположения и уходит, например, в ближайший населенный пункт для занятия личными делами, то представляется неверным считать, что оно нарушило правила несения пограничной службы путем действия. Если в это время нарушитель проник через границу, а названное лицо его не задержало, то нельзя считать, что именно в этом проявилось его бездействие.
Самовольно прекратив исполнять правила несения пограничной службы, лицо тем самым уже их нарушило путем бездействия. Последующие поступки виновного лица - активные либо пассивные, совершенные в личных целях, не меняют форму его антиобщественного поведения как бездействия. По одному из уголовных дел рядовые И. и П. 9 июня 1999 года прекратили исполнять служебные обязанности в составе пограничного наряда "Часовой границы" и пьянствовали, а затем И. уехал в г. Выборг, где был задержан, а П. лег спать прямо на маршруте. Военный суд Выборгского гарнизона признал, что оба самоустранились от исполнения обязанностей в пограничном наряде, что могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, и 30 августа 1999 года осудил их по ч. 1 ст. 341 УК РФ13. Решение суда представляется обоснованным. В любом случае: активным поведением осужденного И. либо пассивным осужденного П., обязанности по охране границы уже не нарушались, так как они были нарушены с момента умышленного самовольного прекращения их исполнения, когда со стороны виновных началось бездействие. Именно этот поведенческий акт - прекращение исполнения правил несения пограничной службы в данном случае подлежит оценке в качестве формы преступного поведения - бездействия.
Органы предварительного следствия, как и суды в приговоре, подробно указывают, какими личными делами занималось лицо, обязанное охранять границу, для доказательства того, что оно действительно в течение установленного конкретного временного периода не исполняло служебные обязанности и по отношению к ним бездействовало.
Таким образом, на сегодняшний день представляется теоретически обоснованным существование только двух форм преступного поведения при нарушении правил несения пограничной службы - действия и бездействия.
Следует отметить, что ст. 341 УК РФ относится к бланкетным нормам права, конкретное содержание которых раскрывается в других (в большинстве случаев подзаконных) нормативных правовых актах, относящихся к иной отрасли права. Поэтому для установления объективной стороны состава преступления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок несения пограничной службы, и определить, какие именно правила нарушены и в чем конкретно эти нарушения выразились14.
Органы предварительного следствия и окончательно суд при решении вопроса об уголовной ответственности лица устанавливают содержание допущенных нарушений правил несения пограничной службы и определяют, какие пункты, статьи, параграфы и т.д. в конкретных нормативных документах были нарушены. Таким путем правоприменитель формулирует диспозицию ст. 341 УК РФ с постоянной и переменной составляющими, применимую к данному факту преступления.
Вопрос о последствиях деяний, предусмотренных ст. 341 УК РФ, и их разграничении между собой в прямой постановке теоретиками уголовного права не исследовался.
Вредом интересам безопасности государства, предусмотренным ч. 1 ст. 341 УК РФ, следует считать незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации одиночными физическими лицами, а также реально осуществленные посягательства на неприкосновенность этой границы в виде противоправного перемещения через нее товаров, грузов, транспортных средств, а равно выполнения иных действий, сопряженных с совершением нарушителем административного правонарушения либо одного преступления небольшой или средней тяжести.
Возможность причинения вреда интересам безопасности государства наступает в результате такого изменения в системе охраны границы, вызванного нарушением правил несения пограничной службы, когда возникают реальные предпосылки для посягательства на неприкосновенность границ Российской Федерации. Действия виновного образуют состав преступления, предусмотренный частью 1 статьи 341 УК РФ, как в тех случаях, когда со стороны физических лиц предпринимались попытки осуществить такое посягательство, так и при отсутствии подобных попыток.
Тяжкими последствиями нарушений правил несения пограничной службы, предусмотренными ч. 2 и ч. 3 ст. 341 УК РФ, следует считать незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации группой физических лиц, а также реально осуществленные посягательства на неприкосновенность этой границы в виде противоправного перемещения через нее товаров, грузов и транспортных средств, а равно выполнения иных действий, сопряженных с совершением нарушителями двух и более преступлений либо одного тяжкого или особо тяжкого преступления.
Что касается характера вреда, причиняемого данным преступлением, то он может находиться в экономической, внутри- и внешнеполитической, военной сферах, касаться вопросов жизни и здоровья населения и т.д., в зависимости от того, какие цели преследует лицо, незаконно нарушившее границу Российской Федерации. Если оно проникло на территорию России для совершения преступлений и реализует свои преступные намерения, то последствием содеянного им будет причинение ущерба интересам безопасности государства, который может выражаться в убийстве либо ранении людей, уничтожении либо повреждении имущества физических, юридических лиц либо государственного имущества, если уничтожаются (повреждаются) природные богатства, являющиеся национальным достоянием, и т.д15.
Подводя итог изложенному необходимо отметить, что отнесение преступления, предусмотренного ст. 341 УК РФ, к отдельной группе (вместе со ст. ст. 340 и 343 УК РФ), определение формы преступного поведения лица, допустившего нарушение правил несения пограничной службы, исходя из возможности такого нарушения только действием либо бездействием, формулирование в конкретных случаях диспозиции этой статьи УК РФ с постоянной и переменной составляющими путем включения в уголовно-правовую норму необходимых положений подзаконных актов, установление последствий этого деяния на основе понятий "вред", "возможность причинения вреда" и "тяжкие последствия" - необходимы не только для дальнейшего теоретического исследования перечисленных проблем, но и для практической деятельности, так как позволяют правильно применять уголовный закон (ст. 341 УК РФ) при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.