Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 20:12, контрольная работа
Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.
Деятельность органов предварительного расследования направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.
На территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют:
— органы внутренних дел;
— органы национальной безопасности;
— органы военной разведки Министерства обороны;
— органы финансовой полиции;
— Служба охраны Президента Республики Казахстан;
— органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции;
— таможенные органы.
При выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
— проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия в пределах своей компетенции;
— устанавливать на безвозмездной либо платной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
— создавать и использовать оперативные учеты и информационные системы, обеспечивающие решение задач оперативно-розыскной деятельности;
— использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих необходимыми научно-техническими или иными специальными познаниями;
— получать безвозмездно и использовать имеющую значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности информацию других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
— привлекать по согласованию с другими органами, имеющими право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории Республики Казахстан, силы и средства этих органов для проведения отдельных мероприятий;
— беспрепятственно входить в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), проводить и другие действия, предусмотренные законом.
При выполнении оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:
а) принимать в соответствии с компетенцией необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;
б) обеспечивать выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий, фиксации их результатов для использования в уголовном процессе;
в) своевременно информировать органы государственной власти и управления Республики Казахстан об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства;
г) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств;
д) принимать необходимые меры по обеспечению конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при передаче материалов, отражающих результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий, для использования в уголовном процессе и недопущению рассекречивания источников информации.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
— наличие возбужденного уголовного дела;
— поступившая в органы информация;
— письменные поручения следователя и указания прокурора, а также определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве этих органов;
— постановления Генерального Прокурора Республики и его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров;
— запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи;
— необходимость получения разведывательной информации в интересах общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо инициативе иных государственных органов вправе собирать данные, характеризующие личность, необходимые для принятия решений:
— о приеме на работу и службу в органы внутренних дел, уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, национальной безопасности, военной разведки, финансовой полиции, таможенные органы, Службу охраны Президента Республики Казахстан;
— по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
— о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов и сооружений, представляющих повышенную аварийную или экологическую опасность;
— о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
— о выдаче разрешений на занятие частной детективной и охранной деятельностью.
Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия.
Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются:
1) опрос лиц;
2) установление гласных
и негласных отношений с
3) внедрение;
4) применение модели поведения,
имитирующей преступную
5) создание конспиративных предприятий и организаций;
6) контролируемая поставка;
7) применение технических средств;
8) наведение справок;
9) получение образцов;
10) оперативный закуп;
11) применение служебно-розыскных собак;
12) поиск и отождествление личности по приметам;
13) поиск устройств незаконного снятия информации;
14) обнаружение, негласная фиксация и изъятие следов противоправных деяний, их предварительное исследование;
15) преследование лица, готовящего, совершающего или совершившего преступление, и его задержание;
16) осуществление с участием понятых личного досмотра задержанных лиц, осмотра и изъятия, находящихся при них вещей и документов, могущих относиться к преступной деятельности, а также досмотра жилых помещений, рабочих и иных мест, досмотра транспортных средств.
В ходе осуществления антитеррористической операции личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств, в том числе с применением технических средств, могут производиться без участия понятых;
17) проведение операций по захвату вооруженных преступников;
18) наблюдение.
Специальными оперативно-розыскными мероприятия являются:
1) контроль почтово-телеграфных отправлений;
2) оперативный поиск на сетях связи;
3) негласное прослушивание
и запись разговоров с использо
4) снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств;
5) оперативное проникновение.
Специальные оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища, осуществляются исключительно для выявления, предупреждения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступными группами, только с санкции прокурора. С 2009 года уполномоченным органам предоставлено право на проведение оперативно-розыскных мероприятий и в отношении лиц, совершивших преступления средней тяжести. Санкцию на проведение таких мероприятий по постановлению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дают Генеральный прокурор Республики Казахстан и его заместители, военный прокурор республики, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.
В борьбе с преступностью, защите прав и законных интересов граждан и общества важное значение имеет использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Допустимость, возможность использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности определяется, прежде всего, тем, не нарушены ли при их получении, при производстве оперативно-розыскных мероприятий основополагающие нормы Конституции и Закона «Об оперативнорозыскной деятельности».
Материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, до облечения их в форму, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством, либо при отсутствии возможности ввести их в уголовный процесс, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Порядок собирания, закрепления, исследования и оценка доказательств регламентированы статьями 125—128 УПК РК. Собирание доказательств производится в процессе досудебного производства и судебного разбирательства путем производства следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РК. Собирание доказательств включает их обнаружение, закрепление и изъятие.
Фактические данные могут быть использованы в качестве доказательств только после их фиксации в протоколах процессуальных действий. Ответственность за ведение протоколов в ходе дознания и предварительного следствия возлагается соответственно на дознавателя и следователя, а в суде — на председательствующего и секретаря судебного заседания.
Лица, ознакомленные с протоколом следственного действия, ставят свои подписи под последней строкой текста на каждой странице и в конце протокола. При ознакомлении с частью протокола судебного заседания подписи ставятся в конце каждой страницы и в конце этой части. В случае несогласия с замечаниями или возражениями дознаватель, следователь или суд выносят об этом постановление. При отказе кого-либо из участников процесса или других лиц подписать в предусмотренных законом случаях протокол следственного действия дознаватель или следователь делает об этом отметку в протоколе, которую удостоверяет своей подписью.
Для закрепления доказательств, наряду с составлением протоколов, могут применяться звукозапись, видеозапись, киносъемка, фотосъемка, изготовление слепков, оттисков, планов, схем и другие способы запечатления информации. Применение научно-технических средств признается допустимым, если они:
1) прямо предусмотрены законом или не противоречат его нормам;
2) научно состоятельны;
3) обеспечивают эффективность производства по уголовному делу;
4) безопасны.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам закреплено в статье 130 ПК РК. Сведения, непосредственно воспринятые при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудником органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть использованы в качестве доказательств после допроса указанного сотрудника в качестве свидетеля.
Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, а также в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, хранятся один год с момента прекращения соответствующего дела оперативного учета, а затем уничтожаются.
Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения соответствующего дела оперативного учета, о чем составляется протокол.
Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают контроль за соблюдением законности, организацией, тактикой, методами и средствами, а также мерами по обеспечению конспирации и конфиденциальности этой деятельности.
Надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры.
При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью прокурор:
1) получает дела оперативного учета, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности конфиденциальных помощников и штатных негласных сотрудников;
2) проводит проверку законности
осуществления специальных
3) прекращает своим
постановлением оперативно-розыскные
мероприятия в случае
4) рассматривает жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
5) опротестовывает противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
Информация о работе Органы выявления и расследования преступлений в РК