Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:37, курсовая работа
Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части. Пояснительная записка включает в себя таблицы, формулы, рисунки, и т.д. В записке представлены расчёты валов, зубчатых передач, проверочные расчеты подшипников, шпонок, конструирование корпуса автоматической коробки скоростей(АКС).
Графическая часть состоит из трех листов формата А2. Первый лист - сборочный чертеж АКС(две проекции). Второй лист - деталировка (быстроходный вал, тихоходное зубчатое колесо),Третий лист – общий вид привода (две проекции).
мм; (2.5)
.
По СТ СЭВ 229-75 принимаем:
2.4. Выбор модулей зацепления.
Модуль зацепления определяем по формуле:
мм; (2.6)
По СТ СЭВ 310-76 принимаем:
=2,5
2.5. Определение чисел зубьев зубчатых колес.
Суммарное количество зубьев колеса и шестерни определим из формулы:
(2.7)
Количество зубьев колеса и шестерни:
. (2.8)
;
Отклонение передаточного числа меньше 4%, что допускается.
Числа зубьев шестерни и колеса:
.
Определим уточненное значение передаточного числа:
; (2,9)
Фактическое передаточное
Определим отклонение передаточного числа от стандартного значения по формуле:
(2.10)
< 4%
2.6. Определение геометрических параметров зубчатых колес
Определим делительные диаметры d, диаметры окружностей выступов зубьев и диаметры окружностей впадин зубьев колес по формулам:
.
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
Ширина зубчатых колес:
Рассчитанные геометрические параметры зубчатых колес занесем в таблицу:
Таблица
2.1 - Геометрические параметры зубчатых
колес
колесо/шестерня |
d, мм |
dа, мм |
df, мм |
в, мм |
aw,мм |
mn |
Z | |
1 |
шестерня быстроходного вала |
65 |
70 |
58,75 |
24 |
160 |
2,5 |
26 |
2 |
колесо тихоходного вала |
255 |
260 |
248,75 |
20 |
102 | ||
3 |
шестерня быстроходного вала |
92,5 |
97,5 |
86,25 |
24 |
37 | ||
4 |
колесо тихоходного вала |
227,5 |
232,5 |
221,25 |
20 |
91 | ||
5 |
шестерня быстроходного вала |
112,5 |
127,5 |
116,25 |
24 |
49 | ||
6 |
колесо тихоходного вала |
197,5 |
202,5 |
191,25 |
20 |
79 |
2.7. Определение степени точности
Принимаем степень точности – 8.
2.8. Определение усилий, действующих в зацеплениях
В зубчатом зацеплении действуют окружная и радиальная силы. Рассчитаем их по формулам:
;
Н;
;
Н;
Ft,H |
Fr,Н | |
2 |
583,22 |
189,55 |
4 |
408,53 |
132,77 |
6 |
301,16 |
97,88 |
2.9. Проверка прочности зубьев по контактным напряжениям.
Условие прочности:
(2.15)
где: - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопрягаемых колес ( = 275 МПа1/3);
- коэффициент, учитывающий
- коэффициент торцевого
Расчетные контактные напряжения для прямозубой передачи:
=229,41 МПа
=276,36 МПа
2.10. Проверка
прочности зубьев по
Условие прочности:
где: - коэффициент, учитывающий форму зуба. Выбирается по ГОСТ 21354-75 в зависимости от эквивалентного числа зубьев и коэффициента смещения.
Принимаем для некоррегированного зацепления ([1] с.175 табл.9.10)
.
- коэффициент, учитывающий
- коэффициент, учитывающий
Для прямозубой передачи =1.
где: - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями, принимаемый в зависимости от степени точности передачи и окружной скорости зубчатых колес
Для
прямозубой передачи
;
- коэффициент неравномерности
распределения нагрузки по
- для прямозубой передачи;
- коэффициент динамической
Для прямозубой передачи; =1,45
(МПа)
а)
Зацепление с минимальным крутящим моментом
а) (МПа)
Зацепление с максимальным крутящим моментом
3.1 Конструирование валов, подбор подшипников, уплотнений
Рисунок 3.1 - Схема расположения основных участков тихоходного и быстроходного валов
Валы проектируем ступенчатой формы для облегчения монтажа и обеспечения взаимодействия других деталей привода и редуктора (муфт, манжетных уплотнений, подшипников, зубчатых колес) только со своими участками вала ([1]с.298 табл.14.1.)
Конструирование Тихоходного вала:
Для выходного конца вала допускаемое напряжение кручения принимаем равным . Тогда
По ряду нормальных линейных размеров Rа 40 принимаем минимальное значение диаметра, одновременно удовлетворяющее условию прочности и условию сборки
Рассчитываем диаметры
- выходной конец ; ряд Ra 40.
- участок по подшипником качения
- участок под зубчатым колесом
ряд Ra 40. (3.3)
бурт
, ряд Ra 40.
Конструирование Быстроходного вала.
ряд Ra 40.
- участок под подшипником качения
- участок под зубчатым колесом
ряд Ra 40.
бурт ,
Выбор шпонок, подшипников и уплотнений для тихоходного и быстроходного валов:
1 – Зубчатое колесо;
2 - Шпонка;
3 – Вал.
Рисунок 3.1 - Основные геометрические размеры шпонок
l, h, t1, в – конструктивные размеры шпонок (полная длина шпонки, высота шпонки, глубина паза на валу, ширина шпонки)
Выбор шпонок осуществляется по табл. 4,1 Кузьмин , в зависимости от диаметров вала на котором располагается шпонка. Выбираем призматические шпонки.
Для тихоходного вала:
Шпонка на выходном конце вала ;
b=8мм; h=7мм;
Шпонка под зубчатое колесо =35мм;
b=10мм; h=8мм;
Для быстроходного вала:
Шпонка на выходном конце вала ;
b=5мм; h=5мм;
Шпонка под зубчатое колесо =25мм;
b=8мм; h=7мм;;
Для быстроходного и тихоходного валов выбираем радиальные шарикоподшипники лёгкой серии согласно ГОСТ 8338-75 ([1] с.338 табл.16.3) :
Рисунок 3.2 - Основные геометрические параметры шарикоподшипников.
D - наружный диаметр подшипника;
d – внутренний диаметр подшипника;
B – ширина подшипника;
r – размер фаски;
C - динамическая грузоподъемность подшипника;
Таблица. 3.2 - Основные характеристики шарикоподшипников.
вал |
N |
d, мм |
D, мм |
В, мм |
r, мм |
C, кН | |
1 |
быстроходный |
104 |
20 |
42 |
8 |
1 |
9,360 |
2 |
тихоходный |
206 |
30 |
62 |
16 |
1,5 |
19,500 |
Уплотнения устанавливаются для предотвращения выхода смазки из корпуса.
Таблица 3.3 –Основные характеристики уплотнений
вал |
d, мм |
D, мм |
В, мм | |
1 |
быстроходный |
20 |
36 |
10 |
2 |
тихоходный |
30 |
52 |
10 |