Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:33, доклад
Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — биологическое приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Так, например, в условиях холодного севера у животных усиливается рост шерсти. А из кинофильма «Подвиг разведчика» мы знаем со слов известного артиста Кадочникова, что лучшая в мире щетина была в России. Но в фильме не указывалась причина такого качества. Оказывается, чем хуже условия жизни свиней (климат и питание), тем лучше щетина.
7.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Психологическая сущность адаптации
Термин «адаптация» первоначально был предложен биологами.
Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — биологическое приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Так, например, в условиях холодного севера у животных усиливается рост шерсти. А из кинофильма «Подвиг разведчика» мы знаем со слов известного артиста Кадочникова, что лучшая в мире щетина была в России. Но в фильме не указывалась причина такого качества. Оказывается, чем хуже условия жизни свиней (климат и питание), тем лучше щетина.
Адаптация имеет большое значение для многих наук (в том числе физиологии, психофизиологии, психологии труда, социологии и т.д.), так как ее регуляторный механизм повышает устойчивость организма к перепадам температуры, давления, недостатку кислорода, освещенности и т.п.
Адаптация понимается как процесс приспособления и, как его результат, состояние адаптированности человека к новым факторам среды.
Адаптивность — это способность индивида или системы модифицировать себя или свое окружение при возникновении неблагоприятных изменений с целью хотя бы частичного восполнения потери работоспособности.
Индивид может находиться либо в состоянии адаптированности , либо — дезадаптированности .
Дезадаптация тесно связана с соматикой (связь души и тела) и протекает в следующих формах:
В природе адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными и врожденными особенностями его натуры (Першина О.Г. ).
Эти инстинкты (кроме альтруистического) группируются в диады:
1) диада самосохранение + продолжение рода является базовой и обеспечивает выживание особи и вида (рода);
2) диада исследования + свобода обеспечивает первичную специализацию;
3) диада доминирование + сохранение достоинства обеспечивает самоутверждение, самосохранение особи в психосоциальном аспекте.
Все вместе эти 3 диады обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни.
Альтруистический инстинкт социализирует эгоцентрическую сущность инстинктов всех трех диад.
Так, холерики , с их инстинктами доминирования, исследования и сохранения достоинства склонны быть воинами, первопроходцами, лидерами.
Сангвиники ориентированы на риск, быстрый результат, свободу действий и склонны проявлять себя в сфере бизнеса и сфере обслуживания.
Флегматики — как труженики жизни (по Павлову ), — «пахари», склонны реализовать себя в строительстве, созидании нового.
Меланхолики с их повышенной чувствительностью могут стать дегустаторами, контролерами в лабораториях.
Есть крылатая фраза: «Сангвиники ввязываются в войны, холерики воюют, а флегматики восстанавливают разрушенное».
Большое влияние на характер и скорость адаптации имеют интеллект, нравственно-ориентационные качества, уровень развития психических познавательных процессов и т.д.
Известны четыре возможных типа адаптации .
Особо рассматривают адаптацию к стрессовым условиям. Стресс (от анг. stress — нажим, давление, напряжение) — состояние психической напряженности, возникающее у человека в трудных, опасных жизненных ситуациях при решении ответственных задач. Это понятие ввел канадский физиолог Ганс Селье .
При развитии стресса наблюдаются три стадии.
Наиболее типичными для появления стресса являются факторы конфликта , опасной или длительной работы, изоляция, неблагоприятные физические условия среды.
При стрессе у человека возникает так называемый адаптационный синдром.
Адаптационный синдром — совокупность общих защитных (адаптационных) реакций организма человека, которые возникают при действии на него значительных по силе и продолжительности внутренних и внешних раздражителей.
Особая роль защитных механизмов состоит в их включении только после достижения силы раздражителя опасного для жизни порога. Так, на примере внушения можно показать, что реализуются только те внушения, которые не угрожают жизни реципиента. Можно незначительно снизить, например, частоту сердечных сокращений, температуру кожи и других биологических проявлений, но только в очень ограниченном диапазоне.
Это можно продемонстрировать и на примере экстрасенсорных воздействий Джуны Давиташвили : лечебное действие оказывают только предметы (руки) с температурой, близкой к температуре тела. Если приблизить к коже человека раскаленный утюг, то лечебного эффекта не будет. Наоборот, будет наблюдаться защитная реакция в виде повышенного потоотделения (можно сравнить ситуацию с повышенным потоотделением в жаркий летний день).
Кроме биологической адаптации , обычно рассматривают такие ее виды, как психологическая, физиологическая, социальная, производственная и т.д.
Психологическая адаптация — это изменение чувствительности анализаторов (слуха, зрения и др.), ее приспособление к интенсивности действующего раздражителя или изменение личности в целом в соответствии с постоянно действующими раздражителями.
Если эти раздражители имеют отношение к производственной сфере деятельности человека на предприятии, то говорят о производственной адаптации .
Производственная адаптация работника имеет две стороны:
1) приобретение профессиональных
знаний, умений и навыков и
приспособление к условиям
2) вхождение личности
в данный производственный
Например, трудно сразу же эффективно выполнять роль начальника. Точно так же начальнику трудно привыкнуть к роли подчиненного в том же коллективе при смене социальной роли.
Социальная адаптация сопровождает человека практически всю жизнь от детского сада до неформальной группы пенсионеров. Профессиональная адаптация начинается с момента освоения первой в жизни профессии и включает первоначальную теоретическую подготовку к производственному обучению, ознакомление с техническим учебным заведением, с учебными мастерскими, с базовым предприятием и т.д.
В широком понимании адаптация молодежи к профессиональной деятельности начинается в процессе учебы в общеобразовательной школе и продолжается при проведении профориентационных мероприятий, выборе профессии, профобучении, и в начальный период трудовой деятельности.
Рассматривая этапы вхождения работника в производство, обычно выделяют первичную и вторичную адаптацию.
Первичная адаптация охватывает период первоначального включения личности (впервые в жизни) в деятельность производственного коллектива, а вторичная — все последующие изменения в работе и профессии (переход на новую работу, изменение профиля предприятия, переезд в другой город и т.д.).
К первичной адаптации относится адаптация молодых специалистов , понимаемая как социально-психологический процесс включения молодого специалиста или рабочего в производственный коллектив. Основными моментами адаптации молодого специалиста являются приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание рабочих и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, появление заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях своего коллектива и производства в целом.
В связи с тем, что наиболее важную роль в производственной адаптации играет первичная производственная адаптация , ей необходимо уделить особое внимание. Это связано с тем, что вторичная производственная адаптация происходит с более опытным и знающим человеком и легче реализуется.
Успешность процесса первичной производственной адаптации зависит от личностных особенностей человека и от условий среды, от наличия наставника.
7.2.
Особенности профессиональной адаптации
Адаптация к темпу деятельности, силе раздражителя, неудобной позе (переполненный троллейбус: сначала неудобно, затем привыкаешь), запахам (начинающие собаководы чувствуют собачий запах, а опытные — не замечают его), монотонии (начинающие тяготятся ею, а опытные — воспринимают более терпимо), опасности, шуму, вибрациям (работа с отбойным молотком), запыленности (шахтеры), повышенной влажности и другим факторам играют большую роль.
Рассмотрим некоторые из них.
Особенности адаптации зрения
При переходе из ярко освещенного помещения в темноту мы можем рассчитывать на полное восстановление чувствительности глаз только через 30—40 минут. При обратном переходе полная адаптация глаз происходит через несколько секунд. Так как изменить биологические временные параметры адаптации к свету мы не в состоянии, то ученые предложили как бы «обмануть» организм. Для этого на свету используются очки с красными стеклами. Делается это следующим образом. Работая в темноте, человек адаптируется к низкой освещенности. Если нужно выйти на яркий свет, он надевает красные очки и спокойно работает (может даже читать и писать). При возвращении в темноту он снова снимает красные очки и спокойно работает.
Особенности адаптации слуха
Адаптация слуха — это приспособление слуха к различным уровням силы звука. Например, после адаптации слуха к тишине чувствительность достигает максимума, и поэтому звуковые сигналы первоначально кажутся повышено громкими. Адаптация слуха осуществляется в пределах уровней силы звука от 0 децибел (порог слышимости) до 130 децибел (болевой порог). Причем наибольшая чувствительность проявляется к звуковым частотам от 1000 до 4000 Гц (диапазон слышимого звука от 16000 до 20000 Гц).
Длительное (в течение нескольких часов) и сильное (более 110 децибел) звуковое воздействие приводит к функциональному срыву адаптации слуха, выражающемуся в развитии утомления с относительно стойким (в течение 1—2 часов) снижением слуха. При таких длительных воздействиях нормальная слуховая чувствительность не восстанавливается и развивается необратимая потеря слуха (тугоухость).
Отрицательно влияют на работоспособность человека высокие уровни шума. Уровень шума 100 децибел требует напряжения голоса при разговоре, мешает работе, при 120 децибелах — шум подавляет, а при 130 децибелах — создаются непереносимые условия.
Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние личности.
Выводы
Адаптивность — это способность индивида или системы модифицировать себя или свое окружение при возникновении неблагоприятных изменений с целью хотя бы частичного восполнения потери работоспособности.