б) подбор военнослужащих для
назначения на воинские должности, определение
целесообразности заключения новых контрактов
с военнослужащими, достигшими предельного
возраста пребывания на военной службе,
а также отбор кандидатов для направления
на учебу;
в) создание резерва кандидатов
для выдвижения и направления на учебу;
г) определение служебного предназначения
выпускников военно-учебных заведений;
д) представление военнослужащих
к награждению государственными наградами
Российской Федерации и присвоению очередных
воинских званий досрочно и на одну ступень
выше воинских званий, предусмотренных
штатом для занимаемых воинских должностей;
е) оценка причин, которые могут
служить основанием для досрочного увольнения
военнослужащего с военной службы.67
Срок военной службы по контракту
устанавливается условиями контракта.
Следовательно, увольнение с военной службы
осуществляется по истечении срока контракта,
если к этому времени не будет заключен
новый контракт о прохождении военной
службы. Однако общая продолжительность
военной службы ограничивается достижением
предельного возраста пребывания на военной
службе: для солдат и матросов, сержантов
и старшин – 45 лет. Только с отдельными
военнослужащими может быть заключен
новый контракт о дальнейшем прохождении
военной службы после достижения предельного
возраста.68 Но это относится к военнослужащим,
владеющим одной из военно-учетных специальностей,
перечень которых должен быть указан в
Положении о порядке прохождения военной
службы.
Законодательством предусмотрено
и досрочное увольнение граждан с военной
службы. До истечения сроков увольнению
с военной службы подлежат те военнослужащие,
которые признаны военно-врачебной комиссией
не годными или ограниченно годными к
военной службе или которым назначено
уголовное наказание в виде лишения свободы
и лишения воинского звания. 69Допускается досрочное увольнение
с военной службы и в связи с организационно-штатными
мероприятиями, а также за невыполнение
военнослужащими условий контракта, за
совершение проступка, порочащего честь
военнослужащего, или если военнослужащий
перестал отвечать предъявляемым к нему
требованиям. Решение командования о досрочном
увольнении военнослужащего может быть
обжаловано в суд.70
Военнослужащий имеет право
на досрочное увольнение и по своей инициативе
в случае признания его ограниченно годным
к военной службе военно-врачебной комиссией,
невозможности проживания члена его семьи
по медицинским показаниям в местности,
в которой этот военнослужащий проходит
службу. Такое же право возникает у него,
если он занят уходом за членом семьи,
нуждающимся в постороннем уходе при отсутствии
других лиц, обязанных по закону доставлять
этому члену семьи содержание и заботиться
о нем; если имеет ребенка, воспитываемого
без матери, а также, если мать военнослужащего
имеет двух и более детей до 8 лет и воспитывает их без мужа.71
Солдаты
и матросы, сержанты и старшины, уволенные
из Вооруженных Сил, но годные к военной
службе и не достигшие 50-летнего возраста,
зачисляются в запас (резерв), который
создается для доукомплектования Вооруженных
Сил Российской Федерации по мобилизации
и в военное время. Кроме лиц, уволенных
с военной службы, в запас зачисляются
и граждане, не прошедшие военную службу
в связи с предоставлением им отсрочек,
а также прошедшие альтернативную службу
по основаниям, не связанным с их убеждениями.
Граждане, пребывающие в запасе, могут
призываться на военные сборы для подготовки
или переподготовки к военной службе.
Общая продолжительность военных сборов
за время пребывания в запасе не должна
превышать 12 месяцев.72
Таким образом, в настоящее
время, в процессе реформирования Вооруженных
Сил и других силовых структур, происходят
постоянные изменения в военном законодательстве,
в результате чего возникают различные
проблемы в правовом регулировании вопросов,
касающихся порядка прохождения военнослужащими
военной службы. Знание офицером правовых
основ и особенностей прохождения военнослужащими
военной службы по призыву и по контракту
является важнейшим условием эффективности
его практической деятельности.
Заключение
В ходе исследования было дано
понятие военной службе. Итак, военная
служба - это особый вид государственной
службы, представляющей собой профессиональную
служебную деятельность граждан государства на воинских должностях в вооруженных силах,
других войсках, воинских
(специальных) формированиях и органах, осуществляющих
функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Военная служба устанавливается
в целях обеспечения обороны и военной
безопасности государства, решения иных
стоящих перед государством специфических
задач как в военное, так и в мирное время,
требующих высокой степени организованности
и связанных с необходимостью беспрекословного
выполнения поставленных задач в любых
условиях, в том числе с оружием в руках
и с риском для жизни.
Выявлению правовых основ и
особенностей военной службы, изучению
правовых норм, определяющих статус военнослужащего,
а также исследованию порядка прохождения
военной службы военнослужащими по призыву
и по контракту посвящена данная курсовая
работа.
В ходе написания курсовой работы,
особое внимание уделялось анализу тех
изменений, которые были внесены в законодательство
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №122-ФЗ.
По итогам проделанной работы
целесообразно выделить следующие положения,
характеризующие военную службу:
1. Деятельность военнослужащих
(военная служба) носит государственный
характер и является особым видом государственной
службы, имеющим свои принципы построения
и особенности осуществления. Поэтому
ей присущи все основные свойства государственной
службы: деятельность в составе государственных
организаций и органов; военнослужащие,
выполняя специфические задачи в соответствии
с законодательно закрепленными за государственными
органами функциями, действуют от имени
и в интересах государства и общества
в целом; взаимоотношения военнослужащих
строятся на основе характерных для государственной
службы отношений власти и подчинения;
правовое положение военнослужащих, порядок
исполнения и прохождения военной службы
определяются государством.
2. В военной службе
можно обнаружить ряд аспектов,
характерных для государственной
службы.
а) Социологический аспект,
т.е. военная служба как социальная категория
– это осуществление по поручению государства
общественно полезной деятельности военнослужащими,
проходящими военную службу в государственных
органах и организациях.
б) Под политическим аспектом
следует понимать исполнение государственных
поручений в интересах государства и от
имени государства. Посредством прохождения
военной службы через деятельность специально
учрежденных военных органов реализуются
функции отдельных государственных органов,
возложенные на них государством в целях
обороны и безопасности, т.е. военная служба
исполняется в специфической сфере жизни
общества – обороны и безопасности государства.
в) Юридический аспект представляет
собой юридическое установление военно-служебных
отношений в сфере безопасности и обороны,
при реализации которых и достигается
практическое выполнение должностных
обязанностей, полномочий военнослужащих
и компетенции органов и организаций,
в которых они проходят службу.
3. Правовое регулирование прохождения
военной службы включает в себя Конституцию
РФ, Федеральные Законы «О воинской обязанности
и военной службе», «О статусе военнослужащих»,
«Положение о порядке прохождения военной
службы» и иные законодательные акты,
закрепляющие особенности прохождения
военной службы в Вооруженных Силах РФ,
других войсках, воинских формированиях
и органах, а также международные договоры
Российской Федерации в указанной области.
4. К особенностям военной службы,
кроме выполнения специфических функций
и задач, принято относить: принятие военнослужащими
Военной присяги; наличие у военнослужащих
воинских званий; обязательный характер
военной службы для отдельных категорий
граждан; детальность правового регулирования
военно-служебных отношений; беспрекословность
воинского повиновения; особенности в
защите прав участников военно-служебных
отношений; право на хранение, ношение,
применение и использование оружия; специфику
ограничений военнослужащих в гражданских,
личных, политических и социально-экономических
правах.
5. Порядок прохождения гражданами
военной службы зависит от оснований зачисления
их на военную службу. Основными критериями
отличия военной службы по призыву и по
контракту являются: порядок поступления
граждан на военную службу; определение
должностного положения военнослужащих;
присвоение и лишение их воинских званий,
снижение и восстановление в воинских
званиях; военно-профессиональное обучение
и подготовка; исполнение военнослужащими
обязанностей военной службы, определение
и предоставление им времени отдыха; аттестация
военнослужащих; увольнение военнослужащих
с военной службы; выполнение военнослужащими
особых обязанностей при введении чрезвычайного
положения, военного положения и в условиях
вооруженных конфликтов.
6. Изменения в законодательства,
касающиеся правого статуса военнослужащих,
значительно расширяют права органов
исполнительной власти в регулировании
правового положения военнослужащих.
7. Военнослужащие лишаются
многих натуральных льгот, которые планируется
заменить денежными выплатами, однако
механизмы компенсации утраченных льгот
еще не определены. В случае не своевременного
принятия правовых мер по компенсации
утраченных льгот, социальное положение
военнослужащих ухудшится, что может привести
к социальной напряженности.
Таким образом, военная служба
как особый вид государственной службы
является деятельностью по исполнению
обязанностей военнослужащими, наделенными
законом особым статусом, в целях обороны
и безопасности, решения стоящих перед
государством иных специфических задач.
Список использованной
литературы
Нормативные акты:
1.Конституция Российской
Федерации от 12 декабря 1993г// Российская
газета, 25 декабря 1993г
2.Федеральный
конституционный закон "О военных судах
Российской Федерации". -1999 г.- N 1-ФКЗ.
3. Федеральный закон «О
накопительно-ипотечной системе жилищного
обеспечения военнослужащих». - 2004 г. №117-ФЗ.
4. Федеральный закон «О внесении
изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием федеральных
законов «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
и «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
- 2004 г. №122-ФЗ.
5. Федеральный закон «О
статусе военнослужащих». - 1998 г. №76-ФЗ.
6. Федеральный закон «О воинской
обязанности и военной службе».- 1998 г. -
№53-ФЗ.
7. Федеральный Закон «Об
обороне».- 1996 г.
8.Федеральный Закон «Об
основах государственной службы РФ»-1995
г.- N 119-ФЗ.
9. Федеральный закон «
О государственной гражданской
службе Российской Федерации».- 2004
г. - N 79-ФЗ.
10.Дисциплинарный устав
Вооруженных сил Российской Федерации
11.Уголовный кодекс Российской
Федерации
12. Указ Президента РФ «Вопросы
прохождения военной службы». - 1999 г. -N
1237.
13. Указ Президента РФ «Об утверждении
общевоинских уставов Вооруженных Сил
Российской Федерации». 2007 г. - N 1495.
14.Положение о порядке прохождения
военной службы.- 1999 г.- №1237.
15. Приказ Министра обороны
РФ «Об утверждении руководства по комплектованию
ВС РФ солдатами, матросами, сержантами
и старшинами». -2001 г. - №30.
16. Постановление «Положение
о прохождении военной службы по контракту
солдат». -2011г. - №186.
Научная литература
1.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В.,
Старилов Ю.Н. Административное право
3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008.
– 816 с.
2.Военная администрация. Учебник.
– М.: ВКИ, 2003.-700 с.
3.Кузнецова Н.И. Военное право.
Учебник для военно-учебных заведений
ВС РФ / Под редакцией– М., 2009.- 320 с.
4.Мигачева Ю.И., Тихомирова С.В. Военное
право. Учебник – М.: Изд «Бизнес Консалтинг
центр», 2007. – 590 с.
5.Смирнов А.Т., Мишин
Б.И., Васнев В.А. Основы военной службы.
Учебное пособие для студентов учреждений
среднего профессионального образования.
– Изд. «Академия», 2000.- 240 с.
6.Стрекозова В.Г., Кудашкина
А.В. Военное право. М.: За права военнослужащих,
2004. - 640 с.
Научные статьи:
1.Военное право: состояние
и перспективы развития./ «Круглый
стол» журнала «Государство и
право» // Государство и право. - 2007.-
№8–9.
2. Гаврюшенко П.И.,Окунев А.И. Порядок присвоения
воинских званий и пути его совершенствования
в Вооруженных Силах Российской Федерации//
Российский военно-правовой сборник: Актуальные
проблемы правового обеспечения прохождения
военной службы в Российской Федерации.-
2006 - N 5.
3. Гришковец А.А. Проблемы соотношения
норм административного и трудового права
при регулировании отношений в сфере государственной
службы // Государство и право. – 2002. –
№ 12
4. Журавлев А.А. Порядок заключения нового
контракта военнослужащими в Вооруженных
Силах Российской Федерации //Российский
военно-правовой сборник: Актуальные проблемы
правового обеспечения.- N 5.
5. Московец Т.А. Приостановление
военной службы //Российский военно-правовой
сборник: Актуальные проблемы правового
обеспечения прохождения военной службы
в Российской Федерации. – 2006. - N 5.
6. Охотский Е.В. Правовой статус
государственного служащего Российской
Федерации//Государство и право. – 2003.
– № 9.
7. Сморчкова Л.Н. Исполнение
обязанностей военной службы и право военнослужащих
на дополнительную оплачиваемую деятельность
//Российский военно-правовой сборник:
Актуальные проблемы правового обеспечения
прохождения военной службы в Российской
Федерации. – 2006. - N 5.
8. Иванов С.А., Иванкина С.А.,
Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое
регулирование отношений в сфере госслужбы
// Экономика и жизнь-ЮРИСТ. – 2004. – № 6.
9. Шанхаев С.В.Вопросы правового регулирования
присвоения специальных воинских званий
// Российский военно-правовой сборник:
Актуальные проблемы правового обеспечения
прохождения военной службы в Российской
Федерации. – 2006. - N 5.
1 Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993г// Российская газета,
25 декабря 1993г.
2 Федеральный закон «О воинской
обязанности и военной службе» -1998 г. - №53-ФЗ.