Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:11, курсовая работа
Данная работа рассматривает работу командира подразделения по управлению конфликтом в воинском коллективе
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Роль командира подразделения в управлении конфликтами 5
1.1 Сущность конфликта 5
1.2 Виды конфликтов 7
1.3 Этапы конфликта
1.4 Стратегия разрешения конфликта 8
2.Рекомендации командиру подразделения в управлении конфликтами 21
3.Заключение 22
Использованная литература 26
Ее элементами являются прежде всего участники, к которым относятся:
организаторы, планирующие конфликт, но не всегда участвующие в нем непосредственно.
На втором этапе возникает инцидент. Он может быть целенаправленно спровоцирован или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображении сторон.
Здесь противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать сопернику реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта.
Инцидент может закончиться как сама по себе, так и по инициативе оппонентов в результате переосмысления ими своих взглядов.
Сложившаяся же объективная ситуация должна соответствующим образом и заканчиваться, т. е. путем устранения объекта, который вызвал ее появление.
Третьим этапом развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта фаза, в свою очередь, состоит из двух этапов — конструктивного и деструктивного. В рамках первого сохраняется возможность контактов через посредника, в рамках второго никакое сотрудничество уже невозможно. Здесь происходит открытое противоборство, часто связанное с захватом спорного объекта, прямым насилием над оппонентом, созданием для него помех и причинением прямого или косвенного вреда.
Четвёртым этапом является — активные действия сторон. Конфликт требует большого количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий — критической точки, а затем быстро идет на убыль.
Последнюю стадию называют завершением конфликта. На этом этапе конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта. В целом можно сказать, что каждая из сторон либо выигрывает, либо проигрывает, причем выигрыш одной из них не всегда означает, что другая проиграла. Объективный конфликт завершается в связи с утрате объекта, оставлением его у одной из сторон (при устранении остальных) или потерей значения в силу изменившихся обстоятельств. Если ничего этого не происходит, противостояние затягивается и начинают работать психологические механизмы, превращающие такой конфликт в субъективный, бороться с которым гораздо сложнее.
1.4 Стратегия разрешения конфликта.
Своевременное разрешение возникшего конфликта выгодно всем противоборствующим сторонам и воинскому коллективу в целом. Рассмотрим основные условия успешного разрешения конфликтов:
1.
Прекращение конфликтного
2.
Следующим условием является
поиск общих или близких по
содержанию точек
Данный
поиск является двусторонним процессом
и предполагает анализ как своих
целей и интересов, так и целей
и интересов другого
3.
Главное при разрешении
На
этапе разрешения конфликта, будь он
кратковременным или
Поэтому, чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо снизить или хотя бы наметить тенденцию к смягчению этого негативного отношения.
К
настоящему времени военными психологами
разработаны различные приемы и
способы регуляции
4.
Одновременно со снижением
Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого военнослужащего. Понять - не значит принять или оправдать. Однако это расширит восприятие образа оппонента, дополнит однотонную картину представления о нем, сменит моноцветность его восприятия на многоцветность.
В-третьих, целесообразно выделить рациональное, конструктивное начало в поведении или даже в намерениях оппонента. Известно, что не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, и на него необходимо опереться при разрешении конфликта.
5.
Большое значение имеют меры,
направленные на снижение
Среди мер, снижающих негативные эмоции, выделяют такие, как: положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на уступки или сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для него, критичное отношение к самому себе, прерывание под значимым предлогом общения на некоторое время, спокойное и уравновешенное собственное поведение и др.
Опыт практической деятельности по разрешению конфликтов показывает, что объективное обсуждение проблемы, прояснение сути конфликта, умение сторон видеть главное во многом способствуют успешному поиску решения противоречия и завершению конфликта. И наоборот, акцентирование внимания на второстепенных вопросах, видение только своих интересов снижают шансы конструктивного решения проблемы.
6.
Когда стороны в той или
иной степени интегрируют свои
усилия по завершению
7.
Важно знать еще одно
Принято выделять пять основных стратегий - соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание (см. схему).
Соперничество (упорствование в своей позиции) в конфликте заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Эта стратегия наиболее типичная для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70 % всех случаев в конфликте - это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить других принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Отсюда желание надавить на партнера, навязать свои желания, игнорируя интересы другой стороны. Подобную стратегию использует человек, обладающий сильной волей, авторитетом, властью.
Стратегия
соперничества считается
Сотрудничество
считается наиболее эффективной
стратегией поведения в конфликте
и его разрешения. Оно предполагает
направленность оппонента на взаимовыгодное
обсуждение проблемы, рассмотрение другой
стороны не как противника, а как
помощника, равного в поиске альтернативного
решения. Стиль сотрудничества можно
использовать, если, отстаивая собственные
интересы, вы вынуждены принимать
во внимание нужды и желания другой
стороны. Этот стиль наиболее труден,
так как требует более
• необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
• у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
• основной целью является приобретение совместного опыта работы;
• стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
• необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.
Компромисс
состоит в желании оппонента
завершить конфликт определенной уступкой
по некоторым вопросам своей позиции.
Данная стратегия характеризуется
отказом от части ранее выдвигавшихся
требований, готовностью признать претензии
другой стороны частично обоснованными,
желанием извиниться и готовностью
простить. Компромисс эффективен в
случаях: понимания оппонентом, что
он и его соперник обладают равными
возможностями и властными
Приспособление
(уступка) в конфликте рассматривается
как вынужденный отказ от борьбы
и сдача своих позиций. Данная
стратегия означает, что вы действуете
совместно с другой стороной, но
при этом не пытаетесь отстаивать
собственные интересы в целях
сглаживания атмосферы и
Избегание
(уход) решения проблемы. Это можно
расценивать как собственно попытку
выйти из конфликта при минимуме
потерь. Он отличается от аналогичной
стратегии поведения в ходе конфликта
тем, что оппонент, как правило, переходит
к ней после неудачных попыток
реализовать свои интересы в конфликте
с помощью более активных стратегий
(соперничества или
Информация о работе Роль командира подразделения в управлении конфликтами