Структура военной организации РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время вопрос о статусе государственного служащего в соответствии с принципами открытого демократического, правового государства пока не решен. По сути дела проведено, как говорится, лишь "развертывание статуса наемного работника в государственных органах, регулируемого трудовым законодательством, в статус государственного служащего"[1]. Российское законодательство и практика государственного строительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственного служащего как человека государственного, служащего государству и защищенного государством, человека, способствующего обеспечению социально-политических и экономических ценностей общества. Мы пока недалеко ушли от понимания статуса как набора определенных прав, обязанностей и ответственности по должности, в рамках которых и реализуется потенциал государственной власти.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика правового статуса государственного служащего 4
2. Основные права и обязанности государственного служащего 8
Заключение 13
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

2. Основные  права и обязанности государственного  служащего

Правовой статус различных  категорий государственных служащих в наибольшей мере определяется правами  и обязанностями, характером служебных  полномочий, спецификой юридической  ответственности перед государством и обществом.

Права государственного служащего  раскрывают не только институциональный  характер, но и демократизм государственной  службы. Под правами государственного служащего понимается система общеобязательных норм, охраняемых силой государственного принуждения и гарантирующих  стабильность социально-правового  статуса государственного служащего  и правовую регламентацию его  служебной деятельности[4].

Общие права государственных  служащих установлены Федеральным  законом "Об основах государственной  службы Российской Федерации"[5]. Их можно разделить на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные.

К первой группе прав государственного служащего относятся права на:

ознакомление с документами, определяющими его права и  обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и  условия продвижения по службе; организационно-технические  условия, необходимые для качественного  исполнения им должностных обязанностей;

участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной  должности государственной службы;

ознакомление с материалами  своего личного дела, отзывами о  своей деятельности и другими  документами до внесения их в личное дело; приобщение к личному делу своих объяснений;

 

[4] Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего в РФ // Государство и право, 2003. №9. С.19.[5] Старилов Ю.Л. Административное право. В 2-х т. Ч. 2. Кн. Первая. Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С. 439

продвижение по службе в  соответствии с личными достижениями и заслугами;

проведение специального служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство  госслужащего;

обращение в соответствующие  государственные органы или в  суд для разрешения споров, связанных  с государственной службой.

Ко второй группе прав государственного служащего относятся права на:

получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей;

посещение в установленном  порядке предприятий, учреждений и  организаций независимо от форм собственности;

принятие решений и  участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

внесение предложений  по совершенствованию государственной  службы в любые инстанции;

ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих  государственных органах).

Третью группу прав государственного служащего составляют права на:

пенсионное обеспечение  с учетом стажа государственной  служебной деятельности;

объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих  прав, социально-экономических и  профессиональных интересов;

право на денежное содержание и его увеличение с учетом результатов  и стажа его работы, уровня квалификации; денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, за особые условия государственной  службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему эй выслугу лет предоставляется  в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов  Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск; государственному служащему  может быть предоставлен отпуск без  сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом;

право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

обязательное государственное  страхование на случай причинения вреда  здоровью и имуществу в связи  с исполнением им должностных  обязанностей;

обязательное государственное  социальное страхование на случай заболевания  или потери трудоспособности в период прохождения им государственной  службы.

Перечисленные права государственного служащего принято считать основными  по той причине, что далее они  конкретизируются в типовых и  индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности, естественно, индивидуальный, но обязательно строго в едином статусно-правовом поле государственного служащего РФ.

Предоставленные права государственный  служащий должен реализовывать не слепо, а разумно, добросовестно и ответственно. Об этом говорится не только в Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", но и в Трудовом и Гражданском кодексах РФ. Злоупотребляя, государственный служащий причиняет вред не только себе и своему ведомству, а и обществу в целом. При этом госслужащий по сути теряет право на полномасштабную юридическую защиту, скорее наоборот, ему придется отвечать перед законом: всякие попытки недобросовестного исполнения должностных обязанностей не могут оставаться вне внимания и должны пресекаться.

Однако следует иметь  в виду, что принцип презумпции добросовестности в системе государственной  службы никто не отменял и отменить не может[6].

[6] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Учебное пособие для студентов юр. факультетов и институтов / Отв. ред. проф. Туманов Г.А. – М.: Юристъ, 1996. – 162 с

 

Презумпция невиновности - признание добросовестности работника, проявление уважения государства к  своему служащему. Если государство  требует от служащего быть законопослушным  и добросовестным в пользовании своими правами, то госслужащий, в свою очередь, вправе рассчитывать на то, что в отношении к нему государство будет исходить из принципов законности и презумпции добросовестности. Главное, чтобы объемы прав и обязанностей были сбалансированы, не сдерживали, а стимулировали добросовестное и эффективное выполнение служебных обязанностей с учетом интересов государства и идеалов социальной справедливости.

Служебные права носят  обеспечивающий характер. Их наличие  создает необходимые условия  для успешной реализации служебных  обязанностей.

Должностные обязанности - это  функции, которые возлагаются на государственного служащего с целью  непосредственного исполнения или  профессионального обеспечения  полномочий государственного органа или  должностных лиц, представляющих этот орган[7]. Определяются они статусными функциям государственной службы в целом, характеризуют сущность и содержание служебной деятельности каждого, кто в данный момент находится на государственной службе. Государство (государственный орган) принимает на работу гражданина с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей в расчете на то, что эти обязанности будут качественно исполняться.

Федеральное законодательство о государственной службе устанавливает  лишь основные обязанности государственных  служащих в системе государственной  службы. Законодательство субъектов  Российской Федерации практически  без каких-либо новаций определяет в своих региональных законодательных  актах основные обязанности государственного служащего. В целом они сводятся к следующему:

обеспечению поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции  РФ, реализации федеральных законов  и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу  их полномочии:

добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдению установленных в государственном  органе правил внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной  информацией; выполнению должностных  инструкций;

 

[7] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М, Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Зерцало-М, 2002. – 156 с.

обеспечению соблюдения и  защиты прав и законных интересов  граждан. Государственному служащему  нормативно вменено в обязанность  не только самому не нарушать законы, права и законные интересы граждан, но всеми законными средствами добиваться, чтобы их не нарушали другие государственные служащие. Данная норма подразумевает, что государственным служащим вменено в обязанности не только обеспечивать, но и непосредственно охранять права и законные интересы граждан;

исполнению приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных  полномочий, за исключением заведомо незаконных;

поддержанию высокого уровня профессиональной квалификации, достаточной  для исполнения должностных обязанностей;

соблюдению принципов  и норм служебной, профессиональной этики, правил делового поведения, воздержанию  от поведения, которое могло бы вызвать  сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных  обязанностей;

своевременному рассмотрению обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных  органов и органов местного самоуправления и принятию по ним решений в  порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

сохранение государственной  и иной охраняемой законом тайны.

Что касается специальных  служебных обязанностей, то их круг регулируется правовыми норнами  либо специального законодательства, либо соответствующими ведомственными подзаконными актами. Так, в соответствии со ст.17 (п.3) Федерального закона "О  службе в таможенных органах Российской Федерации" исполнением служебных  обязанностей являются: а) участие в  сборах, учениях, соревнованиях и  других служебных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными  начальником таможенного органа; б) действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; в) нахождение на положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей; г) следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке; д) нахождение на лечении, следование на лечение и обратно[8].

[8] Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000. – 280 с.

                                                                  Заключение

Прочный правовой статус государственного служащего - важнейший фактор высокой  эффективности и авторитета государственной  службы. Он является производным от самой государственной службы как  правового института.

В настоящее время решение  статусных проблем государственного служащего в нашей стране получило достаточно прочную нормативно-правовую базу. Тем не менее существует немало нерешенных задач; не обеспечены полнота и системно-комплексный характер правового регулирования деятельности государственного служащего. Не сняты противоречия в понимании социального и правового статусов, нет должной систематизации прав, обязанностей, ограничений и ответственности государстве иных служащих и т.д. Слабо разработаны статусно-должностные полномочия служащих различных уровней структур государственного управлении. Необходимо преодолеть неразвитость института правовых и социальных гарантий по государственной службе, более предметно стимулировать повышение квалификации кадров и эффективности и труда.

Государственный служащий как  гражданин страны обладает всем комплексом гражданских прав, свобод и обязанностей. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов тот момент, что административная среда государственной службы должна целенаправленно формироваться, способствуя  реализации законных прав и свобод каждого служащего. Государственный  служащий должен быть юридически и  социально защищен не в меньшей  степени, чем и любой другой человек. Его честь и постоянство должны быть неприкосновенны. Только в таком  случае можно требовать от него честного, добросовестного и принципиального  исполнения служебного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю. М, Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Зерцало-М, 2002. - 608 с.

2. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика: Монография. - М.:, РАГС, 2002. - 272 с.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001. - 640 с.

4. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: История развития и основные современные концепции. - М.: Юристъ, 2002. - 420 с.

5. Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 440 с.

6. Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: Правовое регулирование. - М.: Юристъ, 1997. - 296 с.

7. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Учебное пособие для студентов юр. факультетов и институтов / Отв. ред. проф. Туманов Г.А. - М.: Юристъ, 1996. - 208 с.

Информация о работе Структура военной организации РФ