Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:08, контрольная работа
В настоящее время вопрос о статусе государственного служащего в соответствии с принципами открытого демократического, правового государства пока не решен. По сути дела проведено, как говорится, лишь "развертывание статуса наемного работника в государственных органах, регулируемого трудовым законодательством, в статус государственного служащего"[1]. Российское законодательство и практика государственного строительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственного служащего как человека государственного, служащего государству и защищенного государством, человека, способствующего обеспечению социально-политических и экономических ценностей общества. Мы пока недалеко ушли от понимания статуса как набора определенных прав, обязанностей и ответственности по должности, в рамках которых и реализуется потенциал государственной власти.
Введение 3
1. Характеристика правового статуса государственного служащего 4
2. Основные права и обязанности государственного служащего 8
Заключение 13
Список литературы 14
2. Основные
права и обязанности
Правовой статус различных
категорий государственных
Права государственного служащего раскрывают не только институциональный характер, но и демократизм государственной службы. Под правами государственного служащего понимается система общеобязательных норм, охраняемых силой государственного принуждения и гарантирующих стабильность социально-правового статуса государственного служащего и правовую регламентацию его служебной деятельности[4].
Общие права государственных служащих установлены Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации"[5]. Их можно разделить на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные.
К первой группе прав государственного служащего относятся права на:
ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе; организационно-технические условия, необходимые для качественного исполнения им должностных обязанностей;
участие по собственной инициативе
в конкурсе на замещение вакантной
должности государственной
ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело; приобщение к личному делу своих объяснений;
[4] Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего в РФ // Государство и право, 2003. №9. С.19.[5] Старилов Ю.Л. Административное право. В 2-х т. Ч. 2. Кн. Первая. Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С. 439
продвижение по службе в соответствии с личными достижениями и заслугами;
проведение специального служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство госслужащего;
обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.
Ко второй группе прав государственного служащего относятся права на:
получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
посещение в установленном порядке предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
внесение предложений
по совершенствованию
ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).
Третью группу прав государственного служащего составляют права на:
пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной служебной деятельности;
объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
право на денежное содержание и его увеличение с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд, за особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;
право на ежегодный оплачиваемый
отпуск продолжительностью не менее 30
календарных дней; сверх ежегодного
оплачиваемого отпуска
право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;
медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;
обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.
Перечисленные права государственного
служащего принято считать
Предоставленные права государственный служащий должен реализовывать не слепо, а разумно, добросовестно и ответственно. Об этом говорится не только в Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", но и в Трудовом и Гражданском кодексах РФ. Злоупотребляя, государственный служащий причиняет вред не только себе и своему ведомству, а и обществу в целом. При этом госслужащий по сути теряет право на полномасштабную юридическую защиту, скорее наоборот, ему придется отвечать перед законом: всякие попытки недобросовестного исполнения должностных обязанностей не могут оставаться вне внимания и должны пресекаться.
Однако следует иметь в виду, что принцип презумпции добросовестности в системе государственной службы никто не отменял и отменить не может[6].
[6] Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Учебное пособие для студентов юр. факультетов и институтов / Отв. ред. проф. Туманов Г.А. – М.: Юристъ, 1996. – 162 с
Презумпция невиновности - признание добросовестности работника, проявление уважения государства к своему служащему. Если государство требует от служащего быть законопослушным и добросовестным в пользовании своими правами, то госслужащий, в свою очередь, вправе рассчитывать на то, что в отношении к нему государство будет исходить из принципов законности и презумпции добросовестности. Главное, чтобы объемы прав и обязанностей были сбалансированы, не сдерживали, а стимулировали добросовестное и эффективное выполнение служебных обязанностей с учетом интересов государства и идеалов социальной справедливости.
Служебные права носят обеспечивающий характер. Их наличие создает необходимые условия для успешной реализации служебных обязанностей.
Должностные обязанности - это функции, которые возлагаются на государственного служащего с целью непосредственного исполнения или профессионального обеспечения полномочий государственного органа или должностных лиц, представляющих этот орган[7]. Определяются они статусными функциям государственной службы в целом, характеризуют сущность и содержание служебной деятельности каждого, кто в данный момент находится на государственной службе. Государство (государственный орган) принимает на работу гражданина с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей в расчете на то, что эти обязанности будут качественно исполняться.
Федеральное законодательство о государственной службе устанавливает лишь основные обязанности государственных служащих в системе государственной службы. Законодательство субъектов Российской Федерации практически без каких-либо новаций определяет в своих региональных законодательных актах основные обязанности государственного служащего. В целом они сводятся к следующему:
обеспечению поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу их полномочии:
добросовестному исполнению
должностных обязанностей; соблюдению
установленных в
[7] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М, Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Зерцало-М, 2002. – 156 с.
обеспечению соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Государственному служащему нормативно вменено в обязанность не только самому не нарушать законы, права и законные интересы граждан, но всеми законными средствами добиваться, чтобы их не нарушали другие государственные служащие. Данная норма подразумевает, что государственным служащим вменено в обязанности не только обеспечивать, но и непосредственно охранять права и законные интересы граждан;
исполнению приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;
поддержанию высокого уровня профессиональной квалификации, достаточной для исполнения должностных обязанностей;
соблюдению принципов и норм служебной, профессиональной этики, правил делового поведения, воздержанию от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных обязанностей;
своевременному рассмотрению
обращений граждан и
сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.
Что касается специальных
служебных обязанностей, то их круг
регулируется правовыми норнами
либо специального законодательства,
либо соответствующими ведомственными
подзаконными актами. Так, в соответствии
со ст.17 (п.3) Федерального закона "О
службе в таможенных органах Российской
Федерации" исполнением служебных
обязанностей являются: а) участие в
сборах, учениях, соревнованиях и
других служебных мероприятиях, проводимых
в соответствии с планами, утвержденными
начальником таможенного
[8] Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Дело, 2000. – 280 с.
Прочный правовой статус государственного служащего - важнейший фактор высокой эффективности и авторитета государственной службы. Он является производным от самой государственной службы как правового института.
В настоящее время решение
статусных проблем
Государственный служащий как
гражданин страны обладает всем комплексом
гражданских прав, свобод и обязанностей.
Поэтому нельзя сбрасывать со счетов
тот момент, что административная
среда государственной службы должна
целенаправленно формироваться, способствуя
реализации законных прав и свобод
каждого служащего. Государственный
служащий должен быть юридически и
социально защищен не в меньшей
степени, чем и любой другой человек.
Его честь и постоянство должны
быть неприкосновенны. Только в таком
случае можно требовать от него честного,
добросовестного и
Список литературы
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю. М, Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Зерцало-М, 2002. - 608 с.
2. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика: Монография. - М.:, РАГС, 2002. - 272 с.
3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2001. - 640 с.
4. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: История развития и основные современные концепции. - М.: Юристъ, 2002. - 420 с.
5. Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 440 с.
6. Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: Правовое регулирование. - М.: Юристъ, 1997. - 296 с.
7. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Учебное пособие для студентов юр. факультетов и институтов / Отв. ред. проф. Туманов Г.А. - М.: Юристъ, 1996. - 208 с.