Как Верховный Главнокомандующий
Вооруженными Силами Президент страны
в соответствии с Законом РФ о военном
положении вводит в действие нормативные
правовые акты военного времени и прекращает
их действие, формирует и упраздняет органы
исполнительной власти на период военного
времени в соответствии с федеральным
конституционным законом о военном положении.
В случае агрессии против России или непосредственной
угрозы агрессии Президент Российской
Федерации издает Указ о введении военного
положения. Оно может быть введено на территории
всей страны или в отдельных местностях,
которые подверглись нападению, которым
угрожает нападение или которые имеют
особое значение для обороны страны. Вводя
военное положение, Президент наделяет
особыми полномочиями органы государственной
власти, органы местного самоуправления
и организации. При введении военного
положения могут создаваться специальные
органы военного управления, власть которых
распространяется и на гражданских лиц.
Всем органам и должностным лицам предписывается
оказывать содействие военному командованию
в использовании сил и средств данной
территории для обороны, обеспечения безопасности
и порядка. Могут быть ограничены некоторые
конституционные права граждан (например,
свобода собраний, демонстраций, свобода
печати).
При введении военного положения
Президент Российской Федерации немедленно
сообщает об этом Совету Федерации и Государственной
Думе. Указ Президента о введении военного
положения должен быть утвержден Советом
Федерации.
Президент Российской Федерации
в соответствии с федеральными законами
вправе принять решение о привлечении
Вооруженных Сил, других войск и воинских
формирований к выполнению задач с использованием
вооружения не по их предназначению.
Президент России формирует
и возглавляет Совет Безопасности РФ.
Основными его функциями является разработка
предложений по обеспечению защиты конституционного
строя, государственного суверенитета,
территориальной целостности страны,
участие совместно с другими органами
в выработке военной политики Российской
Федерации.
Таким образом, выполняя свои
конституционные обязанности и задачи,
возложенные на него Федеральным законом
«Об обороне», Президент Российской Федерации
— Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами обеспечивает подготовку страны
к отражению возможной агрессии, управляет
всеми сторонами процесса поддержания
армии и флота России в боеготовом состоянии,
соответствующем уровню угроз
национальной безопасности страны.
Полномочия
Совета Федерации и Государственной Думы
в области обороны
В Российской Федерации, в соответствии
с Конституцией РФ, представительным и
законодательным органом является Федеральное
Собрание, которое состоит из двух палат
— Совета Федерации и Государственной
Думы. Конституция и Закон «Об обороне»
четко определяют полномочия Федерального
Собрания в области обороны.
Совет Федерации является верхней палатой Федерального
Собрания и выступает как орган представительства
субъектов Федерации. К его ведению относится
утверждение указов Президента РФ о введении
военного и чрезвычайного положения, а
также о привлечении Вооруженных Сил,
других войск, воинских формирований и
органов с использованием вооружения
к выполнению задач не по их предназначению,
решение вопроса о возможности использования
Вооруженных Сил РФ за пределами территории
Российской Федерации. Совет Федерации
рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые
принятыми Государственной Думой федеральными
законами о федеральном бюджете, а также
принятые Государственной Думой федеральные
законы в области обороны.
Государственная
Дума является представительным
органом всего населения Российской Федерации
и состоит из депутатов, избираемых гражданами
Российской Федерации на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании.
Государственная Дума рассматривает
расходы на оборону, устанавливаемые федеральными
законами о федеральном бюджете; принимает
федеральные законы в области обороны,
регулируя тем самым различные аспекты
деятельности по организации обороны
и военному строительству.
Кроме этих полномочий, Совет
Федерации и Государственная Дума осуществляют
парламентский контроль в этой сфере через
свои комитеты по безопасности и обороне.
Правительство Российской
Федерации — один из главных органов осуществления
государственной власти в Российской
Федерации. Оно возглавляет систему федеральных
органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 114
Конституции РФ Правительство РФ осуществляет
меры по обеспечению обороны страны и
ее безопасности. Более подробно содержание
деятельности правительства в этой сфере
сформулировано в Законе РФ «Об обороне».
Согласно этому закону правительство:
разрабатывает и представляет в Государственную
Думу предложения по расходам на оборону
в федеральном бюджете; организует снабжение
Вооруженных Сил Российской Федерации
материальными средствами, энергетическими
и другими ресурсами и услугами по их заказам;
организует разработку и выполнение государственных
программ вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса;
определяет условия финансово-хозяйственной
деятельности организаций Вооруженных
Сил; организует разработку Федеральной
государственной программы оперативного
оборудования территории страны в целях
обороны и проводит мероприятия по реализации
этой программы; определяет организацию,
задачи и осуществляет общее планирование
гражданской и территориальной обороны;
организует контроль за экспортом вооружения
и военной техники, стратегических материалов,
технологий и продукции двойного назначения
и др.
Непосредственное руководство
Вооруженными Силами России осуществляет
министр обороны через Министерство обороны
и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Министр обороны является прямым начальником
всего личного состава Вооруженных Сил
РФ и несет персональную ответственность
за выполнение задач, возложенных на министерство.
По наиболее важным вопросам жизни и деятельности
Вооруженных Сил РФ он издает приказы
и директивы, а также вводит в действие
положения, наставления, другие правовые
акты, регламентирующие различные вопросы
жизни, быта и деятельности войск. Министр
обороны управляет Вооруженными Силами
через Министерство обороны и Генеральный
штаб Российской Федерации.
Министерство обороны
Российской Федерации участвует в подготовке предложений
по вопросам военной политики и по военной
доктрине Российской Федерации, разрабатывает
концепцию строительства Вооруженных
Сил Российской Федерации. Оно готовит
Федеральную государственную программу
вооружения и развития военной техники,
а также предложения по государственному
оборонному заказу, по расходам на оборону
в проекте федерального бюджета. Важное
значение имеют координация и финансирование
работ, выполняемых в целях обороны; организация
научных исследований, заказ и финансирование
производства и закупок вооружения и военной
техники, продовольствия, вещевого и другого
имущества, материальных и иных ресурсов
для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает
с военными ведомствами иностранных государств,
а также осуществляет целый ряд иных полномочий.
Основным органом оперативного
управления войсками и силами флота Вооруженных
Сил РФ является Генеральный штаб. Он
разрабатывает предложения по военной
доктрине России, план строительства Вооруженных
Сил Российской Федерации и координирует
разработку предложений по численности
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов.
Генеральный штаб готовит также
план применения и мобилизационный план
Вооруженных Сил и Федеральную государственную
программу оперативного оборудования
территории страны в целях обороны. Он
устанавливает количественные нормы призыва
на военную службу, военные сборы, осуществляет
анализ и координацию проведения в стране
мероприятий по воинскому учету, подготовке
граждан к военной службе и их призыву
на военную службу и военные сборы. В целях
обороны и безопасности Генеральный штаб
организует проведение разведывательной
деятельности, мероприятий по поддержанию
боевой и мобилизационной готовности
Вооруженных Сил Российской Федерации
и др.
В структуру центрального аппарата
Министерства обороны РФ входят ряд главных
и центральных управлений, ведающих определенными
функциями и подчиненных определенным
заместителям министра обороны или непосредственно
министру обороны. Кроме того, в состав
центральных органов Министерства обороны
(МО) РФ входят Главные командования видами
Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном
отношении Главное командование вида
ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений,
отделов и служб. Во главе вида Вооруженных
Сил стоит главнокомандующий. Он назначается
Президентом РФ и подчиняется непосредственно
министру обороны.
В состав управления военного
округа входят: штаб военного округа, управления,
отделы, службы и другие структурные подразделения.
Возглавляет военный округ командующий
войсками военного округа.
Структура управления отдельной
воинской части и основные обязанности
ее должностных лиц определены Уставом
Внутренней службы Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Чтобы разобраться в терминах общих,
группирующих типы формирований - подразделение,
часть, соединение, объединение, сначала
разберемся в конкретных наименованиях.
Отделение. В Советской и Российской армии отделение
- это самое маленькое воинское формирование,
имеющее штатного командира. Отделением
командует младший сержант или сержант.
Обычно в мотострелковом отделении 9-13
человек. В отделениях других родов войск
численность личного состава отделения
от 3 до 15 человек. В некоторых родах войск
отделение называется иначе. В артиллерии
- расчет , в танковых войсках - экипаж.
В некоторых других армиях отделение не
самое мелкое формирование. Например,
в армии США наименьшим формированием
является группа, а отделение состоит
из двух групп. Но в основном, в большинстве
армий отделение самое мелкое формирование.
Обычно отделение входит в состав взвода,
но может существовать и вне взвода. Например,
развед-водолазное отделение инженерного
батальона не входит ни в один из взводов
батальона, а напрямую подчинено начальнику
штаба батальона.
Взвод. Несколько отделений составляют взвод.
Обычно во взводе от 2 до 4 отделений, но
возможно и большее количество. Во главе
взвода стоит командир в офицерском звании.
В Советской и Российской армии это мл.лейтенант,
лейтенант или ст.лейтенант. В среднем
численность личного состава взвода колеблется
от 9 до 45 человек. Обычно во всех родах
войск наименование одно и то же - взвод.
Обычно взвод входит в состав роты, но
может существовать и самостоятельно.
Рота. Несколько взводов составляют роту.
Кроме того, в роту может входить и несколько
самостоятельных отделений не входящих
ни в один из взводов. Например, в мотострелковой
роте три мотострелковых взвода, пулеметное
отделение, противотанковое отделение.
Обычно рота состоит из 2-4 взводов, иногда
и из большего числа взводов. Рота - это
наименьшее формирование имеющее тактическое
значение, т.е. формирование, способное
к самостоятельному выполнению небольших
тактических задач на поле боя. Командир
роты капитан.В среднем численность роты
может быть от 18 до 200 человек. Мотострелковые
роты обычно около 130-150 человек, танковые
роты 30-35 человек. Обычно рота входит в
состав батальона, но нередко существование
рот, как самостоятельных формирований.
В артиллерии формирование этого типа
называется батарея, в кавалерии эскадрон.
Батальон. Состоит из нескольких рот (обычно 2-4)
и нескольких взводов, не входящих ни в
одну из рот. Батальон одно из основных
тактических формирований. Батальон, как
и рота, взвод, отделение именуется по
своему роду войск (танковый, мотострелковый,
инженерно-саперный, связи). Но в батальон
уже входят и формирования других родов
оружия. Например в мотострелковом батальоне,
кроме мотострелковых рот есть минометная
батарея, взвод материального обеспечения,
взвод связи. Командир батальона подполковник.
Батальон уже имеет свой штаб. Обычно в
среднем батальон в зависимости от рода
войск может насчитывать от 250 до 950 человек.
Впрочем, бывают батальны численностью
около 100 человек. В артиллерии формирование
этого типа называется дивизион.
Примечание1 : Наименование формирования - отделение,
взвод, рота и т.д. зависит не от численности
личного состава, а от рода войск и тех
тактических задач, которые возлагаются
на формирование данного типа. Отсюда
и такой разброс в численности личного
состава в формированиях, имеющих одинаковое
название.
Полк. В Советской и Российской армии это основное
( я бы сказал - ключевое) тактическое формирование
и совершенно автономное в хозяйственом
смысле формирование. Командует полком
полковник. Хотя полки именуются по родам
войск (танковый, мотострелковый, связи,
понтонно-мостовой и т.п.), но фактически
это формирование, состоящее из подразделений
многих родов войск, а наименование дается
по преобладающему роду войск. Например,
в мотострелковом полку два -три мотострелковых
батальона, один танковый батальон, один
артиллерийский дивизион (читай батальон),
один зенитно-ракетный дивизион, разведывательная
рота, инженерно-саперная рота, рота связи,
противотанковая батарея, взвод химической
защиты, ремонтная рота, рота материального
обеспечения, оркестр, медицинский пункт.
Численность личного состава полка от
900 до 2000 человек.
Бригада. Также как и полк является основным тактическим
формированием. Собственно, бригада занимает
промежуточное положение между полком
и дивизией. Структура бригады чаще всего
такая же как и полка, однако батальонов
и других подразделений в бригаде значительно
больше. Так в мотострелковой бригаде
мотострелковых и танковых батальонов
в полтора-два раза больше, чем в полку.
Бригада может состоять и из двух полков,
плюс батальоны и роты вспомогательного
назначения. В среднем в бригаде от 2 до
8 тыс. человек.Командир бригады, также
как и в полку, полковник.
Дивизия. Основное оперативно-тактическое формирование.
Также как и полк именуется по преобладающему
в ней роду войск. Однако преобладание
того или иного рода войск значительно
меньшее, чем в полку. Дивизия мотострелковая
и танковая идентичны по своей структуре
с той лишь разницей, что в мотострелковой
дивизии два-три полка мотострелковые
и один танковый, а в танковой дивизии
наоборот - два-три полка танковые, а мотострелковый
один. Кроме этих основных полков в дивизии
один-два артиллерийских полка, один зенитно-ракетный
полк, реактивный дивизион, ракетный дивизион,
вертолетная эскадрилья, инженерно-саперный
батальон, батальон связи, автомобильный
батальон, разведывательный батальон,
батальон радиоэлектронной борьбы, батальон
материального обеспечения. ремонтно-восстановительный
батальон, медико-санитарный батальон,
рота химической защиты и несколько различных
рот и взводов вспомогательных. В современной
Российской Армии дивизии есть или могут
быть танковые, мотострелковые, артиллерийские,
воздушно-десантные, ракетные и авиационные.
В остальных родах войск, как правило,
высшим формированием является полк или
бригада. В среднем в дивизии 12-24 тыс. человек.
Командир дивизии генерал-майор.