Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:23, доклад
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе.
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели.
Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально – трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специальной (коррекционной) школы VIII вида, что требует повышенного внимания к проблеме их обучения. От активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации.
Вопросы активизации
познавательной деятельности учащихся
относятся к числу наиболее актуальных
проблем современной
Для учащихся с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения школьникам часто преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала.
Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.
География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.
Работа над проблемой формирования познавательного интереса к географическому материалу и активизации мыслительной деятельности школьников, побудила меня к поиску активных методов и приемов обучения географии.
Опираясь на педагогические исследования можно выделить основные, условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках географии. Это: оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения; доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия; индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической); введение дидактического приема сравнения по различным параметрам изучаемых объектов и явлений; установление причинно-следственных зависимостей и обучение приемам их установления, используя данные, полученные от учителя или из различных средств обучения; создание проблемных ситуаций (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач); выполнение опытов, практических работ до и после объяснения нового материала; увеличение доли самостоятельных работ; осуществление межпредметных связей; использование дидактических игр и элементов занимательности; включение новых знаний в систему ранее сформированных.
Рассмотрим некоторые из этих условий. Активность учащихся на уроке во многом зависит от того, как учитель преподносит учебный материал и как он организует учебную деятельность школьников. Немаловажное значение в формировании отношения к учебной деятельности оказывают содержание изучаемого материала, степень его новизны. Эмоциональный, яркий словесный материал всегда вызывает интерес у учащихся. Эффективным приемом активизации познавательной деятельности является создание противоречий между имеющимися у школьников представлениями об изучаемом явлении и научным понятием. При проведении беседы учитель так должен формулировать вопросы, чтобы они будили мысль ученика, развивали его познавательную деятельность. Необходимо, чтобы при ответе на вопрос ученик анализировал имеющуюся информацию, обобщал, сравнивал, сопоставлял, делал выводы. При формулировке вопросов учителю необходимо отдавать преимущество тем, которые активизируют познавательную деятельность, учат школьника правильно формулировать свои мысли.
Одним из приемов этой работы является создание «проблемных ситуаций» и географических задач, которые требуют от учащихся анализа материала и самостоятельного нахождения ответа. На уроках географии могут предлагаться: задачи, требующие проведения вычислительных операций (определение расстояний, использование масштаба); задачи, связанные с ориентировкой в пространстве; задания, требующие интерпретации полученных фактов. Решение географических задач и «проблемных ситуаций» способствует активному усвоению курса географии, формирует общеучебные и специальные географические навыки, позволяет использовать полученные знания на практике. Этот вид работы способствует формированию самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, способности доводить до конца начатое дело. При выполнении заданий данного вида ученики должны использовать знания, полученные при изучении других предметов (математики, естествознания, рисования и т. д.)
Примерные варианты заданий:
Решите задачу, используя
таблицу «Океаны» (приложение к учебнику).
Площадь океана, по которому отправимся
в путешествие, на 87, 27 млн. кв. км меньше
площади Тихого океана. Найди площадь
океана, по которому отправимся в путешествие?
Разделите слово «Атлантический» на слоги.
С какой буквы начинается это слово? Вспомните
правило. Запишите тему урока в тетрадь.
Земли на Земле
всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться – вода!
На земной поверхности существует много различных водоёмов. Отправимся в путешествие и докажем, что почти все пространство занимает вода.
Будем двигаться влево, начиная с западного полушария. Одна команда будет передвигаться по Северному тропику, другая – по Южному.
Учащиеся делятся на две группы, выполняют задание по настольному атласу, карте океанов. Выписывают название суши или воды. Названия появляются на доске.
На какие две
группы можно разделить увиденное
и почему?
Опишите увиденные вами участки воды.
Что общего в них?
Как называются большие участки воды?
Что мы знаем об океанах?
Чем океаны отличаются от других водоемов?
Большую роль в формировании познавательной активности играет практическая деятельность учащихся. Известно, что учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо проще в их памяти удерживаются доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. В процессе изучения географического материала используются разнообразные виды практических работ: определение сторон горизонта, ориентирование на местности и на карте, выполнение схематических зарисовок, составление несложных планов, чтение карт, моделирование, обозначение изученных объектов на контурных картах, заполнение схем и таблиц (обобщающие, сравнительные, требующие классификации объектов).
При формировании общих географических понятий необходимо использовать зарисовки изучаемых объектов. В процессе изложения материала рисунки на доске и подписи к ним выполняет учитель, а учащиеся зарисовывают их в тетради. При закреплении и повторении материала необходимо добиваться того, чтобы учащиеся могли самостоятельно рисовать на доске, делать подрисуночные подписи и объяснять их учителю.
В обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет наглядность. Представления об окружающих объектах и явлениях у детей с нарушениями интеллекта, как правило, нуждаются в уточнении, чему способствует установление прочной связи между образом предмета, его признаками и словесными обозначениями. Лексический материал, имеющийся в активном словаре учащихся специальной (коррекционной) школы, расширяется при непосредственном ознакомлении с предметами и явлениями окружающей действительности.
Использование наглядности призвано повысить восприятие учебного материала, его конкретность, эмоциональность и прочность усвоения знаний. Систематическое привлечение разнообразных наглядных средств на уроках развивает воображение, наблюдательность, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к предмету. Применение наглядных пособий в сочетании со словами учителя и работой с учебником обогащает представления учащихся, делает изучение материала доступнее, интереснее, повышает активность школьников на уроке.
Наглядный материал необходимо использовать не только на этапе объяснения, но и при проверке и закреплении знаний, что способствует не только повышению качества ответов, но и совершенствованию знаний и умений.
Интерес к предмету и предложенным заданиям пробуждается и поддерживается не только внешней формой подачи материала, но также и его содержанием. Включение в урок занимательного материала делает процесс обучения более привлекательным для школьников, развивает любознательность, корригирует мышление, формирует умение сравнивать и сопоставлять. По своему содержанию занимательные задания могут быть самыми разнообразными: занимательные по характеру содержания (вопросы о различных географических явлениях; вопросы на знание географической, политической или зоогеографической карты) и занимательные по характеру построения (ребусы, криптограммы, кроссворды и т. п.)
Примерные варианты:
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе – мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут.
(Ком + Пас = Компас.)
Слева
направо слово прочтёшь,
То от дождя ты защиту найдёшь.
Если с конца же его ты прочтёшь,
Горное озеро тут же найдёшь.
(Навес – Севан.)
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с интеллектуальными нарушениями учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание, позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к географическому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности географического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации. Использование игр на уроке даёт возможность длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. На уроках географии используют игры на знание карты, географической номенклатуры, «игры-путешествия» (по намеченному учителем или выбранному самостоятельно маршруту учащиеся путешествуют по карте, рассказывая обо всем виденном: рельефе, природе, экономике, и т.д.), игры на классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего» и т. д.
Примерные варианты игр.
Знаешь ли ты карту?
На доске для каждой
команды вывешивается контур материка.
На первой парте каждого ряда лежат таблички
с названием географического объекта
материка. Ребята по очереди берут табличку
и укрепляют её на контуре.
Где такой климат?
На доске данные различных
климатических поясов материка, температура
января, температура июля, кол-во осадков,
преобладающие воздушные массы. Ученики
по этим данным должны назвать климатический
пояс.
Географические чемпионы.
Ребята называют “чемпионов”
материка – всё самое большое, высокое,
длинное и т.д.
Активизировать
познавательную деятельность помогают
поэзия, научно-популярная и художественная
литература, живопись. Ученикам очень
нравится читать стихи, слушать музыку,
рассматривать картины
Как велика
моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.