Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:10, реферат
На большей части территории современного северного Азербайджана в I тысячелетии до н. э. жили племена, известные как кавказские албаны, говорившие преимущественно на нахско-дагестанских языках лезгинской группы (само название современных лезгин произошло от легиев — одного из племён албанского союза). Непосредственным потомком письменного албанского («гаргарейского») языка, то есть языка района Кабалаки, считается удинский язык. По сообщениям древнегреческого историка-географа Арриана, албаны впервые появляются на исторической арене уже в IV в. до н. э.
На большей части территории современного северного Азербайджана в I тысячелетии до н. э. жили племена, известные как кавказские албаны, говорившие преимущественно на нахско-дагестанских языках лезгинской группы (само название современных лезгин произошло от легиев — одного из племён албанского союза). Непосредственным потомком письменного албанского («гаргарейского») языка, то есть языка района Кабалаки, считается удинский язык. По сообщениям древнегреческого историка-географа Арриана, албаны впервые появляются на исторической арене уже в IV в. до н. э. Как полагают учёные, они подчинялись ахеменидскому сатрапу Мидии, а с падением Ахеменидской державы — царям Атропатены. По-видимому, в конце II в. до н. э. севернее Куры возникает албанский племенной союз, начинающий приобретать черты государственного образования. К этому времени албаны уже имели отделённое от народа войско и тяжёлую конницу. Страбон в I в. н. э. описывает албанов следующим образом.Однако, пользуясь сообщениями Страбона о примитивности албан и их образа жизни, в них следует внести значительные поправки, и события того времени требуют более подробного изучения на основании результатов археологических исследований. Страбон зачастую сокращал и опускал отдельные сведения, «писавший свою „Географию“ вскоре после того, как западный мир столкнулся с албанами во времена походов Лукулла и Помпея на Кавказ (66 — 65 гг.)». Так, например, в местности Ялойлу-Тапа, к юго-востоку от Нухи (Шеки), были обнаружены древние погребения, датируемые IV—I вв. до н. э. Найденный в погребениях Ялойлу-Тапа инвентарь говорит уже об оседлом образе жизни местного населения, уже тогда занимавшегося земледелием и овцеводством. Уже в конце II или в середине I в. до н. э. возникает государство Албания. Религия албанов представляла собой сочетание местных культов (главным образом культа природы и небесных светил, из которых особенно почиталась Луна) с проникшим из Атропатены зороастризмом. Во II в. н. э. Птолемей уже отмечает в Албании около 30 «городов» (укреплённых поселений). Столицами государства были города Кабала (Кабалака, Кукашен), а с середины V века н. э. — Барда (Партав). После военного похода римлян (конец I века н. э.) под командованием Помпея, Албания вошла в сферу влияния Римской империи. В 189 году до н. э. на юго-западе от Албании, селевкидский стратег Арташес (Артаксий) возглавил восстание армян против Селевкидской династии и провозгласил государство Великая Армения. Армения стала значительно укреплять и расширять свои владения, подчинив почти всё Армянское нагорье, а позже и часть Малого Кавказа. Во II веке до н. э. армянскими царями были завоёваны территории, населённые различными албанскими, а также скифскими племенами (Сакасена, Орхистена, Отена и Каспиана). Тем не менее, по мнению западного историка Роберта Хьюсена, в древности население этих регионов состояло из ряда народностей, таких как утийцы, гаргарейцы, каспии и другие, и каково бы не было их происхождение, они определённо не были армянами, и, хотя определённое число ираноязычных народов поселилось в регионе за долгие годы мидийского и персидского правления, большая часть коренного населения даже не были индо-европейцами. В частности, основным населением области Отена (Утик) на юго-западе современного Азербайджана было, как это показывает и название, племя удинов. Северо-западная, степная часть этой провинции (район современного Мингечаура) носила название Сакасена (Шакашен) по имени ираноязычного народа саков или скифов, поселившихся на ней ещё в VII—VI веках до н. э. Во времена правления армянских царей, Страбон называет Сакасену «лучшей землёй в Армении»; по его словам, Сакасена «граничит с Албанией и рекой Киром (Курой)». Следует отметить, что кавказское население этих областей постепенно ассимилировалось с армянами, и уже на рубеже н. э. Страбон утверждал, что все области Армении «говорят на одном языке», что однако никак не может быть истолковано как свидетельство о том, что население состояло только из этнических армян. Как отмечает академик Дьяконов, в наше время неизвестно, где именно в древнем Закавказье проходили языковые границы, так как эта проблема, по-видимому, не занимала самих жителей: для них была важна общинная, государственная, а к концу античности — и конфессиональная идентичность. В результате, к средним векам в районах, расположенных на стыке ареалов различных языков Закавказья, языковые границы начали совпадать с конфессиональными. В VII веке армянский географ Анания Ширакаци писал, что «албанцы отторгли у армян области: Шикашен, Гардман, Колт, Заве и ещё 20 областей, лежащих до впадения Аракса в реку Кур». Утик он описывает как 12-ю провинцию, некогда Великой Армении, которой (к тому времени) «владеют албанцы».Каспиана — район Муганской степи и Талыша, которую, согласно Страбону, первые цари Армении отняли у «мидийцев» (атропатенцев). Тем не менее уже во времена Страбона эта территория принадлежала Кавказской Албании. Во II веке н. э. Армения вновь захватила регион, который стал называться Пайтакаран, но во времена Ширакаци, то есть после 387 года, эта провинция вновь отошла от Армении, на этот раз к Атурпаткану, теперь уже как к части сасанидской державы. Население Пайтакарана состояло из различных ираноязычных племён. Территория нынешней Нахичеванской Республики того периода была частью двух, подвластных Армении, провинций: земли по Араксу, гавары Нахчаван (с главным городом того же имени) и «обильный вином» Гохтан (район Ордубада) входили в состав наханга (провинции) Васпуракан, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Округ Нахичевани находился в ведении наследственных гофмейстеров армянских царей, которые, соответственно, носили титул «мардпетов» («начальников маров»), а их род именовался «Мардпетакан». Согласно Фавсту Бузанду, в самом Нахчыване были поселены евреи, выведенные Тиграном Великим из Палестины; когда во время персидского нашествия на Армению в 369 году город был взят персами, они вывели оттуда «две тысячи семей армян и 16 тысяч семей евреев». В IV в. н. э. царь Урнайр, следуя примеру армянского царя Трдата III, принял из Армении христианство. В восточной части Албании широко распространяется армянский язык, тогда как в прикаспийском районе — среднемидийский язык, предок современного талышского языка. В этот же период возникает албанская письменность, изобретённая армянским просветителем Месропом Маштоцем, который и сам некоторое время жил и проповедовал в Албании и внёс вклад в христианизацию края. В ту же эпоху Албания подвергается нашествиям кочевников — гуннов и хазар. Армянское влияние усилилось тем более, что в 387 году к Албании отошли от Армении земли по правобережью Куры: провинции Отена, Орхистена и часть Каспианаы c армяно-албанским населением, которое было частично арменизировано. В раннем Средневековье албанское население было частью армянизировано, частью иранизировано и Албания уже к Х веку превратилась в историческое понятие. Однако, по сообщениям мусульманских географов, ещё в X веке население окрестностей столицы Албании — Барды говорило на албанском языке. Эти же арабские авторы сообщают, что за Бардой и Шамуром (Нагорный Карабах) жили армяне.