Внутренние водные пути

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 00:49, реферат

Краткое описание

Реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные для судоходства, принято называть внутренними водными путями. Если эти пути используются для движения судов, их называют внутренними судоходными путями. Сезон, в течение которого осуществляется судоходство, называют навигацией (навигационным периодом).Главной особенностью внутреннего водного пути является наличие судового хода - водного пространства, предназначенного для движения судов и обозначенного на местности или на карте. Положение судового хода на внутреннем водном пути обозначают с помощью специальных навигационных знаков.

Содержание

1.Общие сведения
2. Классификация внутренних водных путей
3. Категории и классы водных путей.
4. Группы водных путей.
5. Разряд внутреннего водного пути.
6. Реки.
6.1.Основные понятия и терминология.
6.2. Питание и водный режим рек.
6.3. Ледовый режим реки.
6.4. Течение рек и характер водного потока.
7. Водохранилища.
7.1. Водный режим водохранилищ.
8. Шлюзы.

Вложенные файлы: 1 файл

внутренние водны пути.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

7. Водохранилища.

Водохранилища создают не только с целью хранения воды, но и для регулирования стока, т.е. движения воды в реке. Сток характеризуется количеством воды, протекающим за какой-либо период времени, например, за год, сутки. Плотина крупного водохранилища представляет собой комплексный гидроузел, в котором объединены различные гидротехнические сооружения: гидроэлектрическая станция (ГЭС), судопропускное сооружение (шлюз), водоспуск для опорожнения водохранилища, водосброс для сбросов воды во избежание переполнения водохранилища, водовыпуск для регулируемых подач воды (попусков) через плотину, рыбопропускное устройство. В результате взаимодействия водных масс водохранилища с его берегами происходит заиление и переформирование берегов. Заиление водохранилища - это процесс занесения его чаши наносами, а переформирование его берегов - изменение первоначальной формы береговых склонов из-за разрушения надводной части склонов волнами и образования береговых отмелей. Акваторию, примыкающую к плотине сверху и снизу, называют бьефом; выше плотины - верхним, ниже — нижним. Уровень воды, образующийся в водохранилище в результате подпора, т.е. подъема уровня воды с помощью плотины, называют подпорным уровнем воды. Нормальный подпорный уровень (НПУ) - это наивысший подпорный уровень верхнего бьефа, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации водохранилища. НПУ принимается за основу при составлении навигационных карт водохранилищ. Уровнем навигационной сработки (УНС) называют предельно допустимый уровень сработки (опорожнения) водохранилища во время навигации. Наиболее часто он наблюдается в начале и в конце навигации. Гарантированные габариты судового хода выдерживаются вплоть до уровня навигационной сработки. Для укрытия судов от шторма на водохранилищах служат естественные или искусственно построенные порты-убежища. Сведения о них приведены в специальной лоции. Участок берега рядом с плотиной вместе с прилегающей к нему акваторией, которые искусственно защищены от ветра и волнения, принято называть аванпортом. Он предназначен для стоянки и проведения грузовых операций перед шлюзованием, а во время шторма служит портом-убежищем. В лоции водохранилищ иногда пользуются понятием судоходной трассы. Так называют акваторию, ширина и глубина которой значительно превышает гарантированные глубину и ширину судового хода.

             7.1. Водный режим водохранилищ.

Водовыпуск плотины водохранилища позволяет осуществлять многолетнее, сезонное, недельное и суточное регулирование стока. Многолетнее регулирование - это дополнительный попуск воды из водохранилища в маловодные годы. Сезонное регулирование вызывается, в первую очередь, потребностями судоходства, недельное и суточное - графиком производства электроэнергии. Суточное и недельное регулирование ниже плотины создает зону резкого колебания уровня воды в течение суток и на протяжении недели. При суточном регулировании в 5-10 км от плотины наиболее низкие уровни воды наблюдаются в ранние утренние часы, наиболее высокие - в вечерние часы. С удалением от плотины суточные колебания уровня воды уменьшаются, а сроки наступления подъема и спада воды сдвигаются на величину времени добегания сброшенных масс воды. При недельном регулировании минимальные уровни воды приходятся на субботы и воскресенья. На расстояниях в 30-40 км сроки наступления минимальных уровней могут наблюдаться в воскресенья и понедельники. В межень колебания уровня ощущаются на расстоянии до нескольких десятков километров, в половодье и во время паводка - на расстоянии, намного меньшем. Колебания уровня воды в самом водохранилище определяются его водным балансом, т. е. соотношением прихода и расхода воды, степенью регулирования стока с помощью плотины, а также действием ветра на массу воды в водохранилище. Изменения уровня воды в связи с водным балансом и сезонным регулированием доходят до нескольких метров в год. Обычно уровень воды повышается весной, когда водохранилище заполняется талыми водами. В течение лета уровень понижается. Недельное регулирование вызывает более заметное изменение уровня в нижней части водохранилища, чем суточное. Длительный и сильный ветер может вызвать перекос зеркала воды в водохранилище: в одной его части наблюдается нагон воды, в противоположной - сгон. На мелководных водохранилищах это явление выражено сильнее. Наибольший подъем уровня бывает в начале нагона. В это время колебания уровня воды могут доходить до 1 м.

8. Шлюзы.

Это гидротехнические сооружения в плотинах водохранилищ для перемещения судов с одного бьефа на другой. Шлюз состоит из камеры - бассейна с изменяющимся уровнем воды, в котором швартуются суда во время процесса шлюзования, и подходных каналов к этой камере. В последних имеются причалы-пирсы для стоянки судов, ожидающих шлюзования. Массивные передняя и задняя части камеры шлюза называются головами шлюза. В них размещены ворота шлюза и системы наполнения и опорожнения камеры. Для швартовки в камере шлюза имеются специальные причальные устройства. У шлюзов с небольшим подпорным уровнем - это причальные тумбы и ряд вертикально расположенных неподвижных рымов (крюков). При большой величине подпорного уровня применяют плавучие рымы, которые перемещаются в вертикальной стенке камеры за счет изменения уровня воды в камере.

 

 

 

                                     Список рекомендуемой литературы:

 

  1. Мартыненко В.Т., Цымбал Н.Н. География морского судоходства: Учебное пособие.//ОНМА: Феникс, 2006г. - 248 с.
  2. Надточий Г.Л. География морских путей. - М.: Транспорт
  3. Зубов Н.Н. Отечественные мореплаватели — исследователи морей и океанов. - М.: Географгиз, 1954.
  4. Океанские пути мира. - Л.: УГС ВМФ, 1980
  5. Морские лоции.
  6. Хромов С.П. Учебник метеорологии. - МГУ 2001.
  7. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://rgo.ru

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Внутренние водные пути