Водные ресурсы Среднего Урала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: рассмотреть водные ресурсы Среднего Урала, их современное состояние и рассмотреть формы и особенности преподавания этого раздела на уроках географии в средней школе.
В связи с данной целью определены и задачи работы:
- исследовать природные условия формирования водных ресурсов
Среднего Урала;
- представить характеристику поверхностных вод данного региона;
- дать понятие водного режима, выявить причины изменения речного стока; проанализировать влияние сооружения водохранилищ на изменение стока рек;

Содержание

Введение

Глава 1. Природные условия формирования водных ресурсов

1.1. Геология и рельеф

1.2. Климат

Почвы и растительность

Глава 2. Водные ресурсы Урала

2.1.Реки

2.2. Озера и водохранилища

2.3. Подземные воды

Глава 3. Влияние хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы

3.1. Общие факторы влияния

3.2. Источники загрязнения вод на Среднем Урале

3.3. Химическое и биологическое загрязнение водных ресурсов

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Физическая география России.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

В процессе работы над  данной темой получены следующие основные результаты.

1. Исследованы  условия формирования водных  ресурсов СреднегоУрала. Они связаны с избыточными условиями увлажнения, горным характером рельефа Уральских гор. Для Урала характерен ортогональный рисунок речной сети, т.е. чередование продольных широтных отрезков речных долин с узкими глубокими, крутостенными поперечными.

На Урале и в Приуралье  много рек и речек, суммарный  сток которых превышает 150 км3 в год. Наиболее полноводные те, что начинаются на западных склонах и несут свои воды в Каму или Печору, менее водоносны реки восточного склона, принадлежащие бассейну Оби. Наиболее крупные реки Среднего Урала: Сысерть, Чусовая, Исеть, Пышма, Тагил, Салда, Тура, Ляля, Сылва.

Реки Среднего Урала  района питаются преимущественно талыми снеговыми водами, составляющими  обычно более половины их годового стока. Важное значение в питании  большей части рек имеют, кроме  того, дождевые и грунтовые воды. На весну приходится 40 – 60 % и более годового стока. Интенсивные летние ливни, вызывают мощные паводки, иногда превосходящие весенние.

Озера СреднегоУрала  имеют тектоническое происхождение, занимая сбросовые впадины. Питаются озера, главным образом, впадающими в них реками, талыми снеговыми водами, и весной уровень озер выше, размеры их увеличиваются. В питании некоторых озер немалое значение имеют ключи и источники.

Кроме естественных озерных  водоемов, на территории района много  прудов, из них около 150 заводских. Превращены в водохранилища и некоторые озера в результате строительства плотин в истоках рек, вытекающих из этих озер.

2. Проведено  исследование водных ресурсов  Среднего Урала.

Выявлено, что колебания  водности рек имеют естественную метеорологическую природу или антропогенную, связанную с хозяйственной деятельностью человека. У таких рек Среднего Урала, как Исеть, Пышма и др. четко прослеживается систематическое уменьшение водности, обусловленное антропогенными факторами.

Сооружения водохранилищ имеет главной целью в большинстве случаев перераспределение стока во времени (регулирование стока). Регулирование стока преследует различные практические цели. Это и обеспечение более равномерным стоком гидроэнергетических установок (ГЭС), и предотвращение наводнений, и накопление воды для целей орошения.

На Среднем Урале  насчитывается несколько десятков водохранилищ.

В основном водохранилища  Среднего Урала невелики, кроме Ново - Баранчинского, Боровского, Ново –  Туринского и Ново – Мариинского. Указанные водохранилища интенсивно используются для хозяйственных нужд. Полезная отдача доходит до 2,88 м3 / сек.

Наиболее интенсивноиспользуются реки: Пышма, Ревда Черная, Тура. Объясняется  это тем, что эти реки протекают  по территории промышленных центров, которые забирают поверхностные воды не только на общехозяйственные нужды, но и на промышленные.

3. Выявлено, что основные  потребители и пользователи речных  вод: промышленность, тепловая и  атомная энергетика, коммунальное  озяйство, орошаемое земледелие (водопотребители), гидроэнергетика, речной транспорт, рыбное хозяйство (водопользователи).

Одни хозяйственные  мероприятия влияют на сток рек косвенно — через изменение элементов  водного баланса в речных бассейнах (главным образом испарения) и  через изменение условий стекания талых и дождевых вод со склонов, сопутствующее преобразованию поверхности речного бассейна.

Другие связаны с  изъятием, территориальным перераспределением и регулированием самого речного  стока: забор вод на орошение земель, про-мышленное и коммунальное водоснабжение, регулирование стока с помощью водохранилищ и т. д. В результате этих водохозяйственных мероприятий может измениться как величина стока, так и его внутригодовое распределение.

Главные источники загрязнения  подземных вод: промышленные отходы, нерациональное ведение сельскохозяйственной деятельности, просачивание загрязненных атмосферных осадков сквозь загрязненные почвы.

4. Особую роль в  школьном экологическом обучении  и воспитании играет реализация  регионального компонента образования.  Основы такой системы образования составит сочетание различных форм занятий по географии в старших классах, существенное место среди которых принадлежит практическим урокам в форме экскурсий, викторин, игр на конкретных географических объектах местности.

Изучению водных ресурсов Среднего Урала предложено посвятить часть уроков по физической географии России в YIII классе при изучении тем: «Внутренние воды и водные ресурсы России», «Природа регионов России - Урал», «Человек и природа – антропогенные воздействия на природу»; по географии регионов и по экономической географии в Х классе при изучении тем «Природные ресурсы Урала - реки и озера», «Промышленность Уральского хозяйственного комплекса», «Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на природные ресурсы Урала» и др.

В качестве примера в  данной дипломной работе представлен  вариант урока географии в  Х классе, направленного на обобщение  материала по теме «Использование водных ресурсов Среднего Урала». Учитывая возраст  учащихся, автором выбрана форма  геологической экскурсии на реку Исеть в районе турбазы Черданцево, поскольку она повышает внимание, интерес к предмету.

В ходе экскурсии учащиеся на практике должны познакомиться с  рекой, интенсивно используемой человеком  для разных целей. Последствия хозяйственной деятельности человека ребята наблюдали и описывали в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Авакян А.Б., Салтанкин  В.П., Шарапов В.А. Водохранилища  и их воздействие на окружающую  среду. – М., 1996. – 367 с.

2.  Баринова И.И.  География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа,2001. – 286 с.

3.  Бассейновое соглашение: концепция, состав, сопровождение  / А.М. Черняев, А.М. Асонов, Н.Б.  Прохорова. Екатеринбург: РосНИИВХ, 1996. – 16 с.

4.  Вендров С.Л. Жизнь  наших рек. – СПб, 1996. –112 с.

5.  Влияние хозяйственной  деятельности на экологию Урала  / Раткович Д.Я. // География в школе.  – 2003. - № 7. – С. 56 – 65.

6.  Водохранилища Урала. - М.: Изд. ЦБНТИ Минводхоза СССР, 1988.-196 с.

7.  Гидрогеология / Под ред. В.М. Шестакова и  М.С. Орлова. – М., 1994. – 317 с.

8.  Дегтярев В,В.  Охрана окружающей среды. - М.: Транспорт, 1989. - 208 с.

9.  Дронов В.Н.,Баринова  И.И., Ром В.Я. География России. Хозяйственные и географические  районы. Урал // География в школе.  – 2003. - № 5. – С. 66 – 77.

10.  Жукинский В.П. Экологический риск и экологический ущерб качеству поверхностных вод // Водные ресурсы. Март - Апрель. – 2003. - № 2. Том 30.- Наука. С.213 - 222.

11.  Ковалевский В.С., Раткович Д.Я. Об экологически  допустимых изъятиях речных вод  // Водные ресурсы. Январь – февраль. – 2003. - № 1. Том 30.- Наука. С. 117 – 125.

12.  Комар И.В. Урал. Экономико – географическая характеристика. М., 1989. – 366 с.

13.  Крицкий С.Н. О направлении  исследований в области теории  использования водных ресурсов // Проблемы изучения и использования водных ресурсов. - М.: Наука, 1988. — 128 с.

14.  Куприянов В.В. Гидрологические  аспекты урбанизации. – М.: Недра, 1986. - 180 с.

15.  Леонтьев И.В. Геологические  экскурсии в России // География  в школе. – 2002. - № 9. – С. 38 – 47.

16.  Литвинова Т.В. Формирование  интеллектуальных и творческих  способностей на уроках географии  // География в школе. – 2003. - № 7. – С. 59 – 62.

17.   Литвинова А.А., Лубочников  Н.Т. и др. Исследования по очистке  промышленных вод в бессточной  системе водоснабжения УЗТМ // Охрана природных вод Урала. — Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1999. - С.74-79.

18.  Логинова ТВ. Закономерности  временных и территориальных  колебаний речного стока // Водное  хозяйство Среднего Урала и  перспективы его развития. — Красноярск: СибНИИГиМ, 1988. — С. 68—73.

19.  Львович М. И. Будущее  водных ресурсов // Преобразование  стока и водные ресурсы. —  М., 1993. — С. 20-48.

20.  Львович А.И. Защита вод  от загрязнения. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.-168 с.

21.  Львович М. И., Соколов А.А. Антропогенные изменения гидросферы // Современные проблемы географии. — М.: Наука, 1996. -С. 72-86.

22.  Михайлов В.Н., Добровольский  А. Д. Общая гидрология. – М.: высшая школа, 2002. – 368 с.

23.  Оленев А.М. Урал и Новая  Земля. Очерк природы. – М.: Мысль, 1965. – 215 с.

24.  Охрана и рациональное  использование окружающей среды  / Г.Д. Харлампович, В.Г.Березюк  и др. - Екатеринбург: Изд-во Уральского  университета, 1993. - 184 с.

25.  Справочник по водным ресурсам  СССР. Т. ХII. Урал и Южное Приуралье. Ч. 1. – Свердловск, 1036. – 486 с.

26.  Урал и Приуралье / Борисевич  В.А. / Наука. – М.,1968.- 348 с.

27.  Черняев А.М. Управление  водными ресурсами Урала. –  Спб: Гидрометеоиздат, 1987. – 247 с.

28.  Черняев А.М., Дальков М.П.,        Шахов И.С. Бассейн. Эколого – хозяйственные проблемы, рациональное водопользование. – Екатеринбург, 2001. – 364 с.

29.  Шахов И.С. Водные ресурсы  и их рациональное использование.  – Екатеринбург, 2001. – 290 с.    


Информация о работе Водные ресурсы Среднего Урала