Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:49, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: рассмотреть водные ресурсы Среднего Урала, их современное состояние и рассмотреть формы и особенности преподавания этого раздела на уроках географии в средней школе.
В связи с данной целью определены и задачи работы:
- исследовать природные условия формирования водных ресурсов
Среднего Урала;
- представить характеристику поверхностных вод данного региона;
- дать понятие водного режима, выявить причины изменения речного стока; проанализировать влияние сооружения водохранилищ на изменение стока рек;
Введение
Глава 1. Природные условия формирования водных ресурсов
1.1. Геология и рельеф
1.2. Климат
Почвы и растительность
Глава 2. Водные ресурсы Урала
2.1.Реки
2.2. Озера и водохранилища
2.3. Подземные воды
Глава 3. Влияние хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы
3.1. Общие факторы влияния
3.2. Источники загрязнения вод на Среднем Урале
3.3. Химическое и биологическое загрязнение водных ресурсов
Заключение
Список использованной литературы
В процессе работы над данной темой получены следующие основные результаты.
1. Исследованы условия формирования водных ресурсов СреднегоУрала. Они связаны с избыточными условиями увлажнения, горным характером рельефа Уральских гор. Для Урала характерен ортогональный рисунок речной сети, т.е. чередование продольных широтных отрезков речных долин с узкими глубокими, крутостенными поперечными.
На Урале и в Приуралье много рек и речек, суммарный сток которых превышает 150 км3 в год. Наиболее полноводные те, что начинаются на западных склонах и несут свои воды в Каму или Печору, менее водоносны реки восточного склона, принадлежащие бассейну Оби. Наиболее крупные реки Среднего Урала: Сысерть, Чусовая, Исеть, Пышма, Тагил, Салда, Тура, Ляля, Сылва.
Реки Среднего Урала района питаются преимущественно талыми снеговыми водами, составляющими обычно более половины их годового стока. Важное значение в питании большей части рек имеют, кроме того, дождевые и грунтовые воды. На весну приходится 40 – 60 % и более годового стока. Интенсивные летние ливни, вызывают мощные паводки, иногда превосходящие весенние.
Озера СреднегоУрала
имеют тектоническое
Кроме естественных озерных водоемов, на территории района много прудов, из них около 150 заводских. Превращены в водохранилища и некоторые озера в результате строительства плотин в истоках рек, вытекающих из этих озер.
2. Проведено исследование водных ресурсов Среднего Урала.
Выявлено, что колебания водности рек имеют естественную метеорологическую природу или антропогенную, связанную с хозяйственной деятельностью человека. У таких рек Среднего Урала, как Исеть, Пышма и др. четко прослеживается систематическое уменьшение водности, обусловленное антропогенными факторами.
Сооружения водохранилищ имеет главной целью в большинстве случаев перераспределение стока во времени (регулирование стока). Регулирование стока преследует различные практические цели. Это и обеспечение более равномерным стоком гидроэнергетических установок (ГЭС), и предотвращение наводнений, и накопление воды для целей орошения.
На Среднем Урале
насчитывается несколько
В основном водохранилища Среднего Урала невелики, кроме Ново - Баранчинского, Боровского, Ново – Туринского и Ново – Мариинского. Указанные водохранилища интенсивно используются для хозяйственных нужд. Полезная отдача доходит до 2,88 м3 / сек.
Наиболее
3. Выявлено, что основные
потребители и пользователи
Одни хозяйственные
мероприятия влияют на сток рек косвенно
— через изменение элементов
водного баланса в речных бассейнах
(главным образом испарения) и
через изменение условий стекан
Другие связаны с
изъятием, территориальным
Главные источники загрязнения подземных вод: промышленные отходы, нерациональное ведение сельскохозяйственной деятельности, просачивание загрязненных атмосферных осадков сквозь загрязненные почвы.
4. Особую роль в
школьном экологическом
Изучению водных ресурсов Среднего Урала предложено посвятить часть уроков по физической географии России в YIII классе при изучении тем: «Внутренние воды и водные ресурсы России», «Природа регионов России - Урал», «Человек и природа – антропогенные воздействия на природу»; по географии регионов и по экономической географии в Х классе при изучении тем «Природные ресурсы Урала - реки и озера», «Промышленность Уральского хозяйственного комплекса», «Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на природные ресурсы Урала» и др.
В качестве примера в данной дипломной работе представлен вариант урока географии в Х классе, направленного на обобщение материала по теме «Использование водных ресурсов Среднего Урала». Учитывая возраст учащихся, автором выбрана форма геологической экскурсии на реку Исеть в районе турбазы Черданцево, поскольку она повышает внимание, интерес к предмету.
В ходе экскурсии учащиеся на практике должны познакомиться с рекой, интенсивно используемой человеком для разных целей. Последствия хозяйственной деятельности человека ребята наблюдали и описывали в природе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авакян А.Б., Салтанкин
В.П., Шарапов В.А. Водохранилища
и их воздействие на
2. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа,2001. – 286 с.
3. Бассейновое соглашение: концепция, состав, сопровождение / А.М. Черняев, А.М. Асонов, Н.Б. Прохорова. Екатеринбург: РосНИИВХ, 1996. – 16 с.
4. Вендров С.Л. Жизнь наших рек. – СПб, 1996. –112 с.
5. Влияние хозяйственной
деятельности на экологию
6. Водохранилища Урала. - М.: Изд. ЦБНТИ Минводхоза СССР, 1988.-196 с.
7. Гидрогеология / Под ред. В.М. Шестакова и М.С. Орлова. – М., 1994. – 317 с.
8. Дегтярев В,В. Охрана окружающей среды. - М.: Транспорт, 1989. - 208 с.
9. Дронов В.Н.,Баринова
И.И., Ром В.Я. География России.
Хозяйственные и
10. Жукинский В.П. Экологический риск и экологический ущерб качеству поверхностных вод // Водные ресурсы. Март - Апрель. – 2003. - № 2. Том 30.- Наука. С.213 - 222.
11. Ковалевский В.С.,
Раткович Д.Я. Об экологически
допустимых изъятиях речных
12. Комар И.В. Урал.
Экономико – географическая
13. Крицкий С.Н. О направлении исследований в области теории использования водных ресурсов // Проблемы изучения и использования водных ресурсов. - М.: Наука, 1988. — 128 с.
14. Куприянов В.В.
15. Леонтьев И.В. Геологические экскурсии в России // География в школе. – 2002. - № 9. – С. 38 – 47.
16. Литвинова Т.В. Формирование
интеллектуальных и творческих
способностей на уроках
17. Литвинова А.А., Лубочников Н.Т. и др. Исследования по очистке промышленных вод в бессточной системе водоснабжения УЗТМ // Охрана природных вод Урала. — Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1999. - С.74-79.
18. Логинова ТВ. Закономерности временных и территориальных колебаний речного стока // Водное хозяйство Среднего Урала и перспективы его развития. — Красноярск: СибНИИГиМ, 1988. — С. 68—73.
19. Львович М. И. Будущее водных ресурсов // Преобразование стока и водные ресурсы. — М., 1993. — С. 20-48.
20. Львович А.И. Защита вод от загрязнения. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.-168 с.
21. Львович М. И., Соколов А.А. Антропогенные изменения гидросферы // Современные проблемы географии. — М.: Наука, 1996. -С. 72-86.
22. Михайлов В.Н., Добровольский А. Д. Общая гидрология. – М.: высшая школа, 2002. – 368 с.
23. Оленев А.М. Урал и Новая Земля. Очерк природы. – М.: Мысль, 1965. – 215 с.
24. Охрана и рациональное
использование окружающей
25. Справочник по водным ресурсам СССР. Т. ХII. Урал и Южное Приуралье. Ч. 1. – Свердловск, 1036. – 486 с.
26. Урал и Приуралье / Борисевич В.А. / Наука. – М.,1968.- 348 с.
27. Черняев А.М. Управление водными ресурсами Урала. – Спб: Гидрометеоиздат, 1987. – 247 с.
28. Черняев А.М., Дальков М.П., Шахов И.С. Бассейн. Эколого – хозяйственные проблемы, рациональное водопользование. – Екатеринбург, 2001. – 364 с.
29. Шахов И.С. Водные ресурсы
и их рациональное