Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 19:41, практическая работа
Во́лго-Вя́тский экономи́ческий райо́н — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 5 федеральных субъектов:
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №61»
Практическая работа №5
«Волго-вятский
экономический район»
Выполнил работу ученик 9 «Б» класса
Спиридонов Артём
Проверила работу: учитель географии
Ермакова Татьяна Олеговна
г. Чебоксары 2014.
ЗАДАНИЕ 1.
1) Во́лго-Вя́тский экономи́
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область
Волго-Вятский экономический район расположен
в центральной части европейской территории
России, в междуречье рек Волги и Вятки,
и граничит с Северным, Уральским, Центральным
и Поволжским районами.
Выгодное географическое положение Волго-Вятского
района благоприятствует развитию его
связей с основными сырьевыми и топливными
базами страны и является основным фактором
формирования здесь важного экономического
комплекса. Доля внутреннего продукта,
создаваемого в регионе, составляет 4,8%
(1997 г.) от общероссийского ВВП. В межрайонном
территориальном разделении труда район
выделяется продукцией отраслей рыночной
специализации: машиностроения, химической
и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности.
Волго-Вятский регион представляет крупный
индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой
промышленностью. Отраслями рыночной
специализации промышленности являются
машиностроение и металлообработка, химическая
и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная и лесная промышленность.
В структуре промышленного производства
региона на долю отраслей группы А (производство
средств производства) приходится 75,5%,
а на долю продукции отраслей, производящих
предметы потребления - группы "Б"
приходится 25,5%, что отражает структуру
промышленного производства России. На
долю ведущих отраслей хозяйства района
приходится свыше 60% объема промышленного
производства товарной продукции региона.
Главную роль играют машиностроение и
металлообработка. Их удельный вес в структуре
промышленного производства составляет
39,8%. В регионе производятся автомобили,
суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое
и электронное оборудования. Среди отраслей
машиностроения рыночной специализации
выделяется транспортное машиностроение,
развитию которого способствовали наличие
квалифицированных кадров и научно-производственной
базы. Здесь возник крупнейший комплекс
автомобилестроения. Большое развитие
в регионе получила и отрасль рыночной
специализации - электротехническая промышленность.
Межрегиональное значение имеют станкостроение
и инструментальное производство, получившие
развитие во всех крупных городах региона.
2) Национальный состав района
очень пестрый.
Большинство населения составляют русские;
кроме того, здесь проживают марийцы, мордва,
чуваши, татары, удмурты.
Наиболее древнее население бассейнов
Вятки и Средней Волги — марийцы и мордва,
появившиеся на этой территории еще в
первом тысячелетии до нашей эры. Народы тюркской языковой группы (чуваши,
татары) присоединились к ним в начале
нашей эры.
Колонизация же района славянскими народами
(в основном русским) началась только в
XIII в. с основанием Нижнего Новгорода.
Уровень урбанизации достаточно высокий
- 70%, причем из восьмимиллионного населения
два миллиона проживает в Нижнем Новгороде.
3) Это крупнейший город района, расположенный при слиянии Волги и Оки, третий по числу жителей в России (после Москвы и Санкт-Петербурга). Основанный в XIII в., Нижний Новгород, благодаря своему экономико-географическому положению, быстро становится крупным торговым и ремесленным центром. В начале XVII в. значение города как крупнейшего (после Москвы) торгового центра и его удаленность от основных сражений Смутного времени способствовали тому, что в 1611 — 1612 гг. Нижний стал базой формирования Второго земского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского против польских интервентов. С тех пор Нижний Новгород приобрел славу спасителя России и свободолюбивого города. Торговое значение города еще больше возросло в начале XIX в., когда там стала проводиться крупнейшая в России ярмарка. С началом пароходства Нижний Новгород становится центром речного судостроения — здесь производилась большая часть речных судов России. Город стал и центром волжского судоходства. Волгу не зря называли «главной улицей России» — ее транспортное значение было во много раз больше, чем любой железной дороги. И главный «перекресток» на этой улице, главная станция — Нижний Новгород. Особенно быстро развивалась промышленность города в 1930-х гг. В это время был построен один из крупнейших автозаводов России (он называется ГАЗ — Горьковский автозавод, поскольку сам город с 1932 по 1991 г. назывался Горький — в честь известного писателя). Это был автозавод, сделанный по образцу завода Форда в Детройте в США (Нижний Новгород одно время даже называли «русским Детройтом»). Концепция Форда предусматривала создание почти всего необходимого для автомобиля на самом заводе или поблизости от него. Поэтому в Нижнем Новгороде и его окрестностях наладили производство моторов (Заволжье), автостекла (Бор), инструментов (Павлово), резинотехнических изделий и т. д. Кроме автозавода в городе были построены авиационный и артиллерийский заводы, много других предприятий ВПК (в том числе развивался уже известный вам завод «Красное Сормово»). Поэтому Нижний Новгород оказался в очень тяжелой ситуации после сокращения государственного заказа на военную технику. Очень интересен облик Нижнего Новгорода, расположенного при впадении Оки в Волгу. На возвышенной, холмистой правобережной части находится центр города, большинство памятников архитектуры, в том числе кремль. На низинном левом берегу Оки, удобном для промышленного строительства, расположились главные предприятия города: автозавод (ГАЗ), «Красное Сормово» и другие.
ЗАДАНИЕ 2.
Экономико-географическая характеристика.
Отрасль |
Факторы размещения |
Ресурсы |
Центры |
Машиностроение |
Транспортный, потребительский |
Наличие водных путей |
Нижний Новгород, Арзамас |
Химическая промышленность |
Привозное сырье, отходы лесной промышленности |
наличие квалифицированных трудовых ресурсов |
Киров, Йошкар-Ола, Саранск |
Сельское хозяйство |
Агроклиматические условия |
Агроклиматические ресурсы лесостепной зоны, трудовые ресурсы |
Чувашия (хмель) |