Волго-вятский экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 19:41, практическая работа

Краткое описание

Во́лго-Вя́тский экономи́ческий райо́н — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 5 федеральных субъектов:
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область

Вложенные файлы: 1 файл

практическая 5.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная  школа №61»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа №5 
«Волго-вятский

экономический район»

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил работу ученик 9 «Б» класса

Спиридонов Артём

Проверила работу: учитель географии

Ермакова Татьяна Олеговна

 

 

 

 

 

 

г.  Чебоксары 2014.

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1.

 

1)  Во́лго-Вя́тский экономи́ческий  райо́н — один из 11 экономических  районов Российской Федерации, состоит из 5 федеральных субъектов: 
Республика Марий Эл 
Республика Мордовия 
Чувашская Республика 
Кировская область 
Нижегородская область 

Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в междуречье рек Волги и Вятки, и граничит с Северным, Уральским, Центральным и Поволжским районами. 
Выгодное географическое положение Волго-Вятского района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны и является основным фактором формирования здесь важного экономического комплекса. Доля внутреннего продукта, создаваемого в регионе, составляет 4,8% (1997 г.) от общероссийского ВВП. В межрайонном территориальном разделении труда район выделяется продукцией отраслей рыночной специализации: машиностроения, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Волго-Вятский регион представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями рыночной специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность. В структуре промышленного производства региона на долю отраслей группы А (производство средств производства) приходится 75,5%, а на долю продукции отраслей, производящих предметы потребления - группы "Б" приходится 25,5%, что отражает структуру промышленного производства России. На долю ведущих отраслей хозяйства района приходится свыше 60% объема промышленного производства товарной продукции региона. Главную роль играют машиностроение и металлообработка. Их удельный вес в структуре промышленного производства составляет 39,8%. В регионе производятся автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудования. Среди отраслей машиностроения рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовали наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Большое развитие в регионе получила и отрасль рыночной специализации - электротехническая промышленность. Межрегиональное значение имеют станкостроение и инструментальное производство, получившие развитие во всех крупных городах региона.

 

2) Национальный состав района  очень пестрый.  
Большинство населения составляют русские; кроме того, здесь проживают марийцы, мордва, чуваши, татары, удмурты.  
Наиболее древнее население бассейнов Вятки и Средней Волги — марийцы и мордва, появившиеся на этой территории еще в первом тысячелетии до нашей эры. Народы тюркской языковой группы (чуваши, татары) присоединились к ним в начале нашей эры.  
Колонизация же района славянскими народами (в основном русским) началась только в XIII в. с основанием Нижнего Новгорода.  
Уровень урбанизации достаточно высокий - 70%, причем из восьмимиллионного населения два миллиона проживает в Нижнем Новгороде.

 

3) Это крупнейший город района, расположенный при слиянии Волги и Оки, третий по числу жителей в России (после Москвы и Санкт-Петербурга). Основанный в XIII в., Нижний Новгород, благодаря своему экономико-географическому положению, быстро становится крупным торговым и ремесленным центром. В начале XVII в. значение города как крупнейшего (после Москвы) торгового центра и его удаленность от основных сражений Смутного времени способствовали тому, что в 1611 — 1612 гг. Нижний стал базой формирования Второго земского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского против польских интервентов. С тех пор Нижний Новгород приобрел славу спасителя России и свободолюбивого города. Торговое значение города еще больше возросло в начале XIX в., когда там стала проводиться крупнейшая в России ярмарка. С началом пароходства Нижний Новгород становится центром речного судостроения — здесь производилась большая часть речных судов России. Город стал и центром волжского судоходства. Волгу не зря называли «главной улицей России» — ее транспортное значение было во много раз больше, чем любой железной дороги. И главный «перекресток» на этой улице, главная станция — Нижний Новгород. Особенно быстро развивалась промышленность города в 1930-х гг. В это время был построен один из крупнейших автозаводов России (он называется ГАЗ — Горьковский автозавод, поскольку сам город с 1932 по 1991 г. назывался Горький — в честь известного писателя). Это был автозавод, сделанный по образцу завода Форда в Детройте в США (Нижний Новгород одно время даже называли «русским Детройтом»). Концепция Форда предусматривала создание почти всего необходимого для автомобиля на самом заводе или поблизости от него. Поэтому в Нижнем Новгороде и его окрестностях наладили производство моторов (Заволжье), автостекла (Бор), инструментов (Павлово), резинотехнических изделий и т. д. Кроме автозавода в городе были построены авиационный и артиллерийский заводы, много других предприятий ВПК (в том числе развивался уже известный вам завод «Красное Сормово»). Поэтому Нижний Новгород оказался в очень тяжелой ситуации после сокращения государственного заказа на военную технику. Очень интересен облик Нижнего Новгорода, расположенного при впадении Оки в Волгу. На возвышенной, холмистой правобережной части находится центр города, большинство памятников архитектуры, в том числе кремль. На низинном левом берегу Оки, удобном для промышленного строительства, расположились главные предприятия города: автозавод (ГАЗ), «Красное Сормово» и другие.

 

 

ЗАДАНИЕ 2.

 

 

Экономико-географическая характеристика.

 

Отрасль

Факторы размещения

Ресурсы

Центры

Машиностроение

Транспортный,

потребительский

Наличие водных путей

Нижний Новгород,

Арзамас

Химическая промышленность

Привозное сырье, отходы лесной промышленности

наличие квалифицированных трудовых ресурсов

Киров, Йошкар-Ола,

Саранск

Сельское хозяйство

Агроклиматические условия

Агроклиматические ресурсы лесостепной зоны, трудовые ресурсы

Чувашия (хмель)


 

 


Информация о работе Волго-вятский экономический район