Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 07:03, реферат
Географическая мобильность населения важна как с экономической, так и социальной и политической точек зрения. Так как в России до сих пор не развит рынок капитала, исправление унаследованных структурных деформаций происходит в основном за счет межсекторных (а, в силу географической концентрации производства и трудовых ресурсов и межрегиональных, в том числе международных) перетоков трудовых ресурсов.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
Ю. Андриенко, С. Гуриев
Географическая мобильность населения важна как с экономической, так и социальной и политической точек зрения. Так как в России до сих пор не развит рынок капитала, исправление унаследованных структурных деформаций происходит в основном за счет межсекторных (а, в силу географической концентрации производства и трудовых ресурсов и межрегиональных, в том числе международных) перетоков трудовых ресурсов.
По всей видимости, в ближайшем будущем Россию ожидает острый дефицит трудовых ресурсов; долгосрочные демографические прогнозы предсказывают сокращение населения на величину порядка 20% в 2005-2050 гг. Предприятия в растущих регионах уже сталкиваются с нехваткой рабочей силы, но в тоже время в других регионах квалифицированные рабочие не могут найти работу. Низкая мобильность также увеличивает социальные издержки при интеграции в глобальную экономику. Наконец, низкая мобильность ограничивает конкуренцию между региональными властями, что снижает стимулы к эффективному, управлению на региональном уровне.
Межрегиональная мобильность в современной России действительно ниже, чем в странах с развитой экономикой и чем в СССР до начала реформ, хотя и несколько выше, чем в других странах с переходной экономикой. Вследствие низкой мобильности населения в стране сохраняется высокий уровень межрегиональной дифференциации доходов и безработицы населения. При текущих темпах выравнивания, различия в уровне жизни населения в регионах России могут сохраниться на долгие десятилетия.
Основными факторами, сдерживающими
мобильность, являются большие расстояния
между рынками труда, административные
барьеры, низкие доходы населения и финансовые
ограничения, включающие неразвитость
рынка жилья и ипотечного кредитования.
Молодые, более образованные люди традиционно
оказываются более мобильными. Поэтому
для повышения мобильности необходимы
следующие меры: отмена административных
барьеров, развитие рынка ипотечных кредитов,
переподготовка мигрантов, предоставление
потенциальным мигрантам информации о
рынке жилья и рабочих местах в других
регионах.
Трудно переоценить важность мобильности
трудовых ресурсов в современной российской
экономике. Так как рынок капитала неразвит,
именно мобильность трудовых ресурсов
может помочь увеличить конкурентоспособность
экономики и сгладить социальные различия
между регионами по мере встраивания России
в глобальную экономику. Кроме того, мобильность
населения необходима и для предоставления
адекватных стимулов региональным и местным
властям. Мобильность обеспечивает наличие
конкуренции между регионами и между муниципалитетами.
Только в результате такой конкуренции
предоставление общественных благ будет
наиболее точно соответствовать потребностям
жителей данной территории. Далее мы подробнее
обсудим причины и следствия низкой мобильности
населения в России, мотивацию перемещения
населения, барьеры на пути свободной
мобильности и способы их устранения.
Россия унаследовала от СССР серьезные искажения в географической структуре расселения населения и концентрации промышленности. Геополитические и идеологические соображения обусловили экономические необоснованные решения по переселению слоев населения и даже целых народов в отдаленные слабозаселенные регионы. Помимо насильственного перемещения для привлечения трудовых ресурсов к освоению новых территорий использовались и пропаганда, и материальные стимулы, например, северные надбавки - высокие зарплаты по сравнению с фиксированной оплатой труда в остальной экономике. Эти усилия достигли цели - в непригодных для жизни районах был построен ряд средних и крупных городов, в результате чего в неблагоприятных районах оказалась неоправданно большая доля населения с точки зрения рыночной экономики. За годы Советской власти средний житель страны стал жить в климате, на 4 градуса более холодном, тогда как за то же время для среднего жителя США температура, напротив, "повысилась" на 1 градус.
Насколько неустойчивой оказалась построенная модель советской экономики, стало ясно только с началом рыночных отношений. Разрушение неэффективной плановой системы с фиксированными зарплатами и ценами, также как и государственной программы поддержки отдаленных от центра регионов, привело к стремительному обратному оттоку населения в центральные и южные регионы страны, о чем красноречиво свидетельствует карта итогов внутренней миграции в России за 10 лет.
Второй основной фактор, определяющий географическую мобильность населения в 1990-е годы - разрушение "железного занавеса", приведшем к эмиграции хорошо образованной части населения, в основном этнических немцев и евреев в США, Израиль и Германию, а также мощный приток населения из бывших республик Советского Союза, в основном высококвалифицированных и образованных специалистов русской национальности, вызванный более сильным экономическим упадком и конфликтами на национальной почве. В последнее время страны СНГ стали основным поставщиком трудовых мигрантов, как этнических русских, так и представителей титульных национальностей. Основные причины трудовой миграции - такие же, как и везде в мире: невозможность найти хорошо оплачиваемую работу у себя на родине и привлекательность рынка труда в России, включая знание языка, культуры и традиций (рис. 1).
БАРЬЕРЫ НА ПУТИ СВОБОДНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Большие расстояния представляют собой существенный барьер к решению о смене места жительства. Современные исследователи отмечают, что с расстоянием растут как транспортные расходы и временные затраты на переезд, так и информационные расходы и психологические издержки, связанные с потерей связи с родиной. По нашим оценкам, низкая мобильность россиян в существенной степени связана с большими расстояниями. В то же время ясно, что расстояния не играют преобладающую роль в мобильности, так как в странах с почти сопоставимой с нашей по территории - США, Канаде и Австралии - мобильность населения во много раз выше.
Административные барьеры могут сдерживать свободную мобильность не в меньшей степени. Институт прописки, до конца не ликвидированный, до сих пор сдерживает приток населения в центральную европейскую часть и в южные регионы. Рассуждения политиков и управленцев о необходимости административных барьеров к миграции в некоторые регионы достаточно наивны и недальнозорки. Приезжающие мигранты в большинстве своем хорошо образованы, активны и профессиональны, что дает региону больше выгод, чем мнимых дополнительных нагрузок на социальную, коммунальную и пр. сферы. К тому же именно мигранты чаще всего занимают невостребованные местным населением рабочие места в этих сферах. Трудно не согласиться также с тем, что дополнительные барьеры увеличивают коррупционные доходы целых слоев государственных служащих. Если барьеры отменить, то эти средства перетекут на рынок недвижимости, что приведет к повышению арендной платы и росту стоимости жилья, что, в свою очередь, увеличит благосостояние местных жителей - собственников недвижимости и доходы местного бюджета.
Важнейший экономический барьер к мобильности - это финансовые ограничения потенциальных мигрантов. Низкие доходы и стоимость недвижимости в неблагополучных регионах ведут к нехватке средств на переезд и обустройство на новом месте, и в условиях неразвитости рынка жилья это может стать решающим фактором, препятствующим даже выезду жителей из регионов. Как ни парадоксально, в бедных регионах чем выше доход, тем выше вероятность отъезда (при прочих равных) - эффект возможности уехать преобладает над эффектом нежелания уезжать.
Исследование, проведенное авторами данной статьи на основе данных о межрегиональной миграции в России 90-х гг., подтверждает экономическую мотивацию населения при выборе места назначения и существование конкуренции между регионами за привлечение лучших трудовых ресурсов (Andrienko and Guriev, 2004). Так, более образованные люди оказываются более мобильными. Население переезжает из бедных в богатые регионы и из регионов, где нет работы, в регионы с низким уровнем безработицы. Однако, в самых бедных регионах население менее всего мобильно, то есть сказывается эффект ликвидности. Плохая демографическая ситуация, недоразвитость рынка жилья и низкое предоставление локальных общественных благ определяют серьезный стимул населения к переселению из отсталых территорий в более благополучные по этим показателям. Интересно также, что в менее урбанизированных регионах происходит большой отток миг рантов, но и он направляется непропорционально либо в крупные города, либо в самые маленькие городки.
ВЫВОДЫ: ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
С расстояниями бороться невозможно, поэтому в России в целом и особенно в отдаленных регионах государственное регулирование транспортных тарифов представляется важным инструментом, влияющим на мобильность населения. Но совсем не главным. Государственная поддержка жителей отдаленных регионов просто необходима для их выживания, учитывая, что пропасть между экономическим развитием благополучных и отсталых регионов расширяется. Однако дорогостоящие государственные инвестиции в инфраструктуру и улучшение жизни населения таких регионов могут оказаться экономически необоснованными, так как кратковременный искусственный "рассвет" отсталых регионов, поддержанный государством, но не бизнесом и населением, в конечном итоге может лишь на время отложить их "закат". Гораздо целесообразнее помощь не регионам, а их жителям, например, программы переселения жителей таких территорий. Наиболее успешным проектом, является, по всей видимости, Проект реструктуризации северных территорий, разработанный специалистами Всемирного банка. В рамках проекта наиболее уязвимые категории населения трех северных регионов (Воркуты, Норильска, Сусуманского района Магаданской области) имеют возможность получить бесплатный жилищный сертификат и найти новое подходящее место жительства в Европейской части.
Кроме выбора программ помощи жителям депрессивных регионов, усилия государства должны быть сконцентрированы на поддержке рыночных институтов - рынка жилья и ипотечного кредитования, а также переподготовка мигрантов и предоставление им информации о возможностях в других регионах. Еще более важно не сохранять и не возводить искусственные преграды на пути свободной мобильности, создающие поле для коррупции. Уничтожение экономических и административных препятствий к мобильности создаст здоровую конкуренцию между регионами и даже муниципалитетами, благодаря которой появятся стимулы для более эффективного предоставления общественных благ региональными и местными органами власти (образование, здравоохранение, правопорядок, инфраструктура и пр.).
По нашим оценкам, почти треть населения страны живет в бедных регионах, жители которых хотят, но не могут уехать в другие, экономически процветающие регионы. Повышение географической мобильности населения необходимо не только для более эффективного распределения ресурсов и ускорения экономического роста, но и для восстановления гарантированного Конституцией равенства возможностей вне зависимости от места рождения и места жительства.
Постсоветская России отличается значительным совокупным индексом мобильности, в основном нисходящим и горизонтальным. Сказанное относится к армии, школе, собственности, семье, церкви и т. п. Множество людей обнищали, в результате чего возникает опасность социального взрыва. Большие группы людей из стран СНГ, где уровень жизни ниже, чем в России, переезжают к нам работать и жить. Это создает множество межэтнических и социальных проблем.
Глобализация, как отличительная черта современного мира, характеризуется весьма значительной миграцией населения из неразвитых стран в развитые. Миллионы людей бегут из стран с массовой безработицей туда, где можно получить неквалифицированную работу и достичь более высокого уровня жизни. Во многих странах мира, в том числе в России, строительные рабочие в большом числе — приезжие.
Информация о работе Географическая мобильность населения в России