Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:56, реферат
Проблема взаимоотношения человека, общества и природы - комплексная. Физика, химия, биология, точные науки вносят свой вклад в ее решение. Экология - сложное объединение научных дисциплин - специально занимается взаимодействием живых организмов, человека, человеческих сообществ с окружающей средой. Термин "экология" (от греч. oikos - жилище и logos - учение) ввел один из последователей Ч.Дарвина, немецкий зоолог Эрнст Геккель в 1866 г. Он определял экологию как науку об отношениях организмов к окружающей среде.
Проблема взаимоотношения
человека, общества и природы - комплексная.
Физика, химия, биология, точные науки
вносят свой вклад в ее решение. Экология
- сложное объединение научных
дисциплин - специально занимается взаимодействием
живых организмов, человека, человеческих
сообществ с окружающей средой. Термин
"экология" (от греч. oikos - жилище и
logos - учение) ввел один из последователей
Ч.Дарвина, немецкий зоолог Эрнст Геккель
в 1866 г. Он определял экологию как
науку об отношениях организмов к
окружающей среде.
Философию эта проблема интересует во
многих отношениях. Прежде всего, только
отличая себя от природы как иного, человек
может понять собственное своеобразие.
"Дух есть свобода, а не природа",
- писал Н.Бердяев. Только рассматривая
себя как порождение и продолжение природы
или как ее антитезу, человек решает вопрос
о возможностях и границах познания мира,
единства и многообразия мира, сущности
красоты, добра, справедливости. Поэтому
исторические типы философии так или иначе
связаны с определенным типом решения
проблемы " природное - социальное -
человеческое ".
Проблема качественной специфики социальности
конкретизируется в проблеме антропосоциогенеза
как проблеме ее границ.
Философский аспект взаимоотношений общества
и природы ясно выражен в проблеме периодизации
истории, в определении принципов многообразия
и единства исторического процесса.
Без обращения к этой проблеме нельзя
понять особенности и перспективы современного
общества. Концепции постиндустриального
общества, идеи глобализации многих социальных
проблем тесно связаны с определенным
решением этой проблемы.
В современном массовом сознании, пронизанном
мифологическими представлениями, в социальных
утопиях и антиутопиях, в разнообразных
социальных движениях современности природа
представляется то "землей обетованной",
новым Эдемом, то - средоточием зла и хаоса.
"Природа" в широком смысле слова
порой отождествляется с понятием Вселенной,
даже с понятием материального мира. Природа
в ее целостности, бесконечности, вечности
интересует философа при решении общих
онтологических и гносеологических проблем.
Когда же философия приближается к человеку,
его деятельности, формам общения, то речь
уже идет о той части природы, с которой
человек вступает в непосредственное
взаимодействие и которая является естественным
условием человеческой жизни.
Так понимаемая природа получила в 1875
году название биосферы. Ввел этот термин
австрийский геолог Э.Зюсс. Биосфера -
это вся совокупность живых организмов
и их среда обитания (вода, нижний слой
атмосферы, верхняя часть земной коры).
Последняя составляющая биосферы получила
название географической среды.
Вплоть до XX века исследователи ограничивались
понятием географической среды при решении
проблемы "общество - природа". До
сих пор еще вполне жизнеспособна идея,
согласно которой развитие общества, причины
войн и революций, человеческие обычаи,
нравы имеют "естественное происхождение"
и определяются прежде всего географической
средой. Такие взгляды получили название
географического детерминизма. Сторонников
географического детерминизма можно обнаружить
уже в древности (Геродот).
В новое время сторонник географического
детерминизма Ш.Монтескье считал, что
власть климата сильнее всех властей.
Именно от климата зависят особенности
характера, привычки, привязанности людей,
полагал он. "Народы жарких климатов
робки, как cтарики, народы холодных климатов
отважны, как юноши"
К сторонникам этой натуралистической
концепции можно отнести также французского
государственного деятеля, философа, экономиста
XVIII века А.Р.Ж.Тюрго. Сторонниками географического
детерминизма в XIX веке были английский
историк Г.Т.Бокль, французский писатель,
историк, философ Э.Ренан, французский
историк, философ И.Тэн. Жаркий климат,
по мнению Бокля, был причиной рабства
в Индии, поскольку особым образом влиял
на сознание местного населения. Благодатный
климат, тучная почва Голландии, по мнению
И.Тэна, определили натурализм и "полнокровность"
голландской живописи.
Для отечественного мыслителя Л.Н.Мечникова
(1838- 1888) определяющим фактором в развитии
общества всегда была вода. Особенности
древних обществ Китая, Египта, Месопотамии
определялись освоением великих рек, протекающих
на их территории. Это была "речная"
цивилизация. Затем возникает средиземноморская
цивилизация, особенности которой связаны
с обладанием морскими пространствами.
С открытием Америки возникает глобальная
океаническая цивилизация.
На принципы географического детерминизма
опирается так называемая геополитика.
Термин этот был введен шведским ученым
Р.Челленом и означал учение о государстве
как географическом и биологическом организме,
стремящемся к постоянному расширению.
Основные понятия геополитики - "жизненное
пространство", "естественные границы".
Внешняя политика государств, согласно
этой концепции, в основном определяется
географическими факторами (климатом,
местоположением, природными ресурсами,
темпами роста народонаселения).