Географический анализ конкурентных позиций порта Нижний Новгород

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 01:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение конкурентных позиций порта. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Выбор портов – конкурентов;
Характеристика портов по географическим факторам конкурентоспособности в транспортировке грузов;
Сравнительный анализ портов по показателям конкурентных позиций;
Выбор наиболее сильных конкурентов (интегральная оценка, синтез).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3стр
1.Характеристика основного порта Нижний Новгород………………..4-7стр
2.Порт-конкурент Пермь……………………………………...……………8-9стр
3.Порт-конкурент Волгоград……………………………………………..9-11стр
4.Порт-конкурент Ярославль……………………………………………….11 стр
5.Зарубежный порт-конкурент Хамина-Котка ……...………………..12-14стр
6.Сравнительный анализ условия конуцрентных позиций портов……15стр
7.Выводы…………………….…………………………………………………16стр
Список источников………………………………………………...…………17стр

Вложенные файлы: 1 файл

Geografia_1.docx

— 1.68 Мб (Скачать файл)

На территории Красноармейского района на юге Волгограда начинается Волго-Донской судоходный канал имени Ленина — звеноединой глубоководной транспортной системы европейской части России. Через него в городской черте переброшены автомобильный и железнодорожный мост.

Рис.6 Евроазиатские транспортные коридорыhttp://www.vrp.ru/

      1. Условия навигации

            Замерзает река в верхнем и среднем течении в конце ноября, в нижнем – в начале декабря; свободной от льда остается около 200 дней, а близ Астрахани около 260 дней.

Гарантированная глубина подхода к причальной стенке – 4 м.

      1. Узкие места, проблемы порта

Чем дальше течет Волга, тем она полноводнее. В среднем течении Волгу питают притоки — реки Ока, Унжа, Ветлуга и Сура. В нижнем течении в нее впадает главный приток полноводная река Кама. Ниже впадения Камы Волга разливается на 20—30 км. Протекая по засушливой степи, Волга от Волгограда до самого устья не принимает ни одного притока. Долина Волги в этом месте расширяется, а ближе к устью, у Астрахани. Волга образует обширную Астраханскую пойму.

В районе города Волгограда построена Волжская ГЭС и Волгоградское водохранилище.

    1. Порт Ярославль

Ярославский речной порт — речной порт по двум берегам реки Волги в городе Ярославле (в 522 км от Москвы). Создан в 1948 году на базе пристани, существовавшей здесь как минимум с XIII века.

      1. Грузопотоки порта

 

 Развивая производственные мощности, порт из года в год увеличивал свой грузооборот и расширял номенклатуру перерабатываемых грузов. Сегодня ОАО "Ярославский речной порт" соответствует всем требованиям современного развитого транспортного предприятия. Годовой грузооборот порта составляет 3,5 млн.тонн.

3.3.2. Положение в транспортных системах

Основными рынками услуг порта в перевозках грузов являются Ярославская, Вологодская, Московская области и город Москва. 
Единая глубоководная сеть Европейской части России позволяет отправлять грузы в регионы Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского, Черного, Средиземного морей.

      1. Условия навигации

Климатические условия обеспечивают судоходство в течение 6 месяцев в году с мая по октябрь. Порт размещён по двум берегам реки Волги.

            Гарантированная глубина на реке около Ярославля – 2.2 м, к устью – 4 м.

      1. Узкие места, проблемы порта.

В районе Рыбинск — Ярославль и ниже Костромы река протекает в узкой долине среди высоких берегов, пересекая Угличско-Даниловскую и Галичско-Чухломскую возвышенности. 

 

    1. Порт Хамина – Котка

Рис.7 План порта Коткаhttp://images.yandex.ru/yandsear      

3.4.1. Грузопотоки  порта

Транзитный поток контейнеров из стран Юго-Восточной Азии (Китая, Южной Кореи, Тайланда, Въетнама, Индонезии, Индии, и т.д.), США, Канады, стран Южно-Американского континента в Россию — основной поток, на обработку которого ориентирован порт Котка.

Из Хамина-Котки грузы экспортируются в основном в Россию и страны СНГ.

 

 

3.4.2. Положение  в транспортных системах

Благодаря своему географическому положению Хамина-Котка является транспортным и торговым узлом между странами Европы. В ней пересекаются морские, железнодорожные (ж/д колея идентична российской, благодаря чему отсутствует необходимость смены колёсных пар), а также автомобильные пути (связь с автомагистралью Е-18). Ближайшие аэропорты: аэропорт Лапеенранта (Котка) и с аэропорт Хе́льсинки-Ва́нтаа (Хельсинки).

Кроме того, порт Хамина-Котка находится в непосредственной близости от Хельсинки (139.9 км), а значит и от МТК. Во-первых, это 9 международный транспортный коридор, а во-вторых,  МТК Хельсинки – Таллин – Рига – Каунас – Варшава.

      1. Условия навигации

Условия для навигации в Хамина-Котке благоприятны.

Климат подвержен смягчающему влиянием Балтийского моря, атлантических воздушных масс и теплого течения Гольфстрим, благодаря чему порт защищён от сильного волнения.

Котка характеризуется круглогодичной навигацией. В среднем температура зимой не опускается ниже -5°C. Период ледостава составляет от 14 до 21 дня.

Ледовую проводку обеспечивает государство.

Гарантированные глубины могут несколько отличаться в зависимости от частей порта Хамина-Котка и колеблются от 7.7-10 метров (городской терминал) до   13.5-15.5 метров (терминал жидких грузов).

 

      1. Узкие места, проблемы порта

Комплексный анализ порта Хамина-Котка не выявил каких-либо проблем, связанных с его географическим расположением. Порт характеризуется  также отсутствием узких мест. Основные проблемы порта сводятся к трудностям в развитии дополнительной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

  1. Сравнительная характеристика портов - конкурентов

 

 

Порт

 

Положение на транспортных путях, МТК

Условия навигации, дни

Гаранти-рованные глубины, м

Лимити-рующие факторы, узкие места

без ледо-става

с ле-до-колом

Нижний Новгород

МТК «Север — Юг» и «Восток — Запад»

Связь с ж/д

200

165

 

4

Маленькие гарантированные глубины

Пермь

«Транссиб»

Единая глубоководная система

Связь с ж/д

330

35

 

4

Маленькие гарантированные глубины, двухниточные шлюзы, извилистость реки

Волгоград

Крупный транспортный узел на Юге России

МТК «Север - Юг»

Связь с ж/д

260

100

 

4

Маленькие гарантированные глубины

Ярославль

Единая глубоководная система

Связь с ж/д

 

186

 

179

 

4

Маленькие гарантированные глубины

Хамина – Котка

Ветка МТК «Север-Юг».

Связь с ж/д путями; ж/д колея идентична российской

348

 

 

17

 

 

 

       15

 

Необходимость в пересечении границ при поставке грузов в РФ.

 


 

Выводы

Основными конкурентами порта Нижний Новгород являются Пермь, Ярославль, Волгоград и Хамина – Котка.

  1. Все вышеуказанные порты характеризуются частичной навигацией, но единственным порт, который работает больше всех в году, является порт Хамина – Котка. Следовательно, у этого порта более выгодные условия для судоходства, а значит больше преимущества в перехвате груза.
  2. Лимитирующий фактор порта, работающего больше других конкурентов, а именно порта Хамина – Котка, является необходимость пересечения границы при перевозке грузов в Россию, что снижает её конкурентные позиции, как лидера.
  3. Что же касается порта Волгоград, то он мог бы быть лидером, так как является крупным транспортным узлом на Юге России и имеет выход к 5 морям и, если груз везется по России, то не надо пересекать границу, как у порта Хамина – Котка.
  4. Из вышеуказанных портов Хамина-Котка – порт с наибольшими гарантированными глубинами, что даёт ему преимущества в перевалке грузов.
  5. У Нижнего Новгорода очень выгодное положение относительно транспортной системы. Он мог бы посоревноваться с портами – конкурентами в лидерстве. Плюс еще порт находится на слиянии двух рек, что не мало важно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список использованной литературы

 

  1. Мельченко В. Е. География экономических связей и транспорта. Конспект лекций. – М.: Альтаир – МГАВТ, 2012 г.,  258 стр.
  2. Порт Волгоград:http://www.vrp.ru/
  3. Порт Нижний Новгород:http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-geografia/83.htm
  4. Порт Пермь: http://www.portperm.com/
  5. Порт Хамина – Котка:http://e-finland.ru/travel/city/kotka-krupneyishiyi-tranzitnyyi-port-finlyandii.html
  6. Порт Ярославль:http://yarport.com/about-us.html
  7. Река Волга: http://www.rivertravelers.ru/publ/pomoshhnik_rechnomu_turistu/vodnie_objekti/reka_volga_opisanie/70-1-0-82

 

 

 


Информация о работе Географический анализ конкурентных позиций порта Нижний Новгород