Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 20:00, реферат
Горнозаводский комплекс включал в себя не только промышленные сооружения, своеобразные в архитектурном и техническом плане, придававшие индустриальный облик ландшафту Уральского региона, но и особую социальную среду, состоящую из горнозаводского населения, инженерно-технического и административно-управленческого персонала завода, заводовладельцев.
Задача: определить особенности уральской промышленной культуры в условиях модернизационного трансформирования, рассмотреть её в общем контексте российского и мирового экономического развития, представить видных организаторов горнозаводского производства, уральских изобретателей, инженеров, металлургов, уловить историко-психологические черты облика и культурные традиции различных социальных слоёв горнозаводского Урала, выявить вклад горнозаводской промышленности в экономику и культуру России.
Введение……………………………………………………………….3
Особенности индустриальной культуры………………4
Основные тенденции развития горнозаводской промышленности Урала в контексте модернизации металлургии России и Запада……………………………………………….4
Особенности доменного производства уральских заводов……………………………………………………………………………………5
Технический прогресс в производстве железа……………5
Энергетическая основа уральской промышленности….6
Создание паровой техники. «Природные механики» Черепановы………………………………………………………………………………6
Производство стали: основные центры, известные уральские мастера сталелитейного и оружейного дела………..7
Уральская золотопромышленность в условиях социально-экономической политики российского правительства…………………………………………………………………………..8
Миасские золотые промыслы……………………………………….8
Темпы добычи золота и платины, значение Урала в развитии золото- и платинопромышленности России………..9
Причины технико-экономического отставания уральской горнозаводской промышленности……………………10
Кризисные процессы в уральской промышленности и особенности её развития в 1870-1913гг……………………………….11
Акционирование горнозаводской промышленности…11
Роль иностранного капитала в развитии уральской промышленности. Мирохозяйственные связи горнозаводского Урала……………………………………………………….12
Монополизация Уральской промышленности……………12
Управление горнозаводской промышленностью и промышленная политика правительства……………13
Горнозаводское законодательство и формирование организационных основ промышленности в первой половине 19в………………………………………………………………………13
Горнозаводский округ и окружная система……………..13
Патернализм и уральские заводчики………………………..14
Планы переустройства горнозаводской промышленности в конце 19-начале20вв. Экспедиция Д.И. Менделеева…………………………………………………………15
Мастеровые и заводовладельцы……………………………15
Горнозаводское население и горнозаводские рабочие: формирование и численность сословной группы……………..15
Облик заводского посёлка………………………………………….16
Земельные наделы и землепользование землёй……..17
Жилище, одежда, питание мастеровых……………………..18
Семья и семейный быт………………………………………………..19
Уральские заводовладельцы………………………………………19
Традиции художественной культуры горнозаводской промышленности……………………20
Златоустовская гравюра на стали…………………………….20
Художественное литьё из чугуна……………………………..21
Камнерезное искусство…………………………………………….22
Заключение………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………
В 1880 г. горнозаводчики создали свой представительный орган – Съезд уральских горнозаводчиков. Данная организация имела подчёркнуто корпоративный характер. Существенная часть усилий съезда была связана с ходатайствами в правительственные инстанции с целью получения заводчиками Урала различных субсидий и льгот в промышленной деятельности. Съезд как представительная организация просуществовала до 1918 г., было организовано более 20 съездов горнозаводчиков, собиравшихся в Екатеринбурге либо в Петербурге.
Урал был родоначальником холодного оружия, украшенного гравюрой. В конце18-начале 19 в. многие страны Европы уже соперничали в этом искусстве. Златоустовский завод белого оружия, строительство которого началось ещё в 1814 г. Для первых изделий златоустовских мастеров было характерно значительное влияние немецкого искусства, прежде всего Золингена. Первые клинки 1814-1817 гг. украшали известные мастера Шаффы: отец семейства Николай и его сыновья. Первые русские мастера получали образование в златоустовской заводской школе, где особое место отводилось рисование. С 1818 г. ведущие места на Златоустовской оружейной фабрике заняли русские мастера, а в 1823 г. Шаффы покинули Златоуст.
Труд и творческие поиски многих поколений златоустовских умельцев – сталеваров, кузнецов, художников, гравёров, чеканщиков, резчиков, - привели к созданию златоустовской гравюры.
Уральские художники не ограничивались орнаментальным рисунком, присутствовавшем на оружии немцев, они вводили сюжетные сцены на батальные, мифологические, охотничьи темы, что было подлинным новаторством. Особым талантом отличались И.Н. Бушуев и И.П. Бояршинов. Иван Николаевич Бушуев (1798-1834) был сыном златоустовского художника и гравёра, учившего своему искусству в заводской школе. На клинках И.Н. Бушуева изображены композиционно сложные батальные сцены из Отечественной войны 1812 г. за свой работы Бушуев награждался крупными денежными премиями, золотой медалью, бриллиантовым перстнем. П.П. Бажов посвятил мастеру сказ «иванко-Крылатко». Иван Петрович Бояршинов (1804-1848) после ранней смерти Бушева сменил своего старшего товарища на месте «главного клинкового рисовальщика». Он внёс новые сюжеты в украшении охотничьего ружья, следуя реалистической тенденции. На изображениях художника видны мельчайшие детали ландшафта, животных, одежды охотников.
Расцвет производства украшенного оружия пришелся на 1820-1830-е гг. Горный департамент требовал от Златоустовской оружейной фабрики 30 тыс. едини ц холодного оружия в год. В 1860-1870-х гг. в изделиях златоустовских мастеров усилилась декоративность, иногда в ущерб чувству меры и художественному вкусу. В конце 19-20 вв. гравюра по металлу вступила в состояние кризиса.
Наибольших успехов в этой области декоративно-прикладного искусства в 19- начале 20 вв. достигли мастера Каслинского завода. Художественное литьё зародилось здесь значительно позднее, чем на других предприятиях, - во второй четверти 19 в. Но каслинские мастера, переняв и усвоив сложившиеся традиции, не только догнали, но и превзошли своих коллег. Широкой известностью и признательностью пользовалось литьё из бронзы Кусинского завода, отмеченное похвальным отзывом на выставке 1888 г. в Копенгагене, серебряной медалью в 1897 г. в Стокгольме, высшей наградой в 1906 г. в Милане, но и оно уступало каслинскому. Литьё из чугуна было более сложным, чем из бронзы.
Первым профессиональным скульптором в Каслях стал выпускник Академии художеств Михаил Денисович Канаев (1830-1880). Стараниями Канаева при заводе была открыта школа, в которой рабочие обучались ваянию и пониманию его законов, что имело огромное значение для развития каслинского литья. Одной из самых известных работ Канаева является подчасник «Избушка на курьих ножках».
Занятия в заводской школе продолжил Николай Романович Бах (1853-1885). Особое внимание он уделял анималистическому жанру, умело соединяя художественную выразительность и утилитарность произведения. Яркий пример тому – созданная им чернильница «Драка филина с ястребом». Творчество Баха заложило основы одного из самых ярких направлений каслинского литья, связанного с уральской флорой и фауной.
В каслинском литье слились воедино народное творчество и профессиональное искусство. Талантливым выходцем из народа был Василий Фёдорович Торокин. Он формовал сложную многофигурную скульптурную композицию художника Евгения Лансере «Джигитовка», и получил известность как автор скульптуры на сюжет из народной жизни – «Крестьянин на пашне», «Старуха с прялкой» и др.
Международную признательность каслинское чугунное литьё получило на пятой Всемирной выставке в Париже в 1900 г. благодаря павильону, отлитому из чугуна. Целью выставки было подведение итогов «умственного движения человечества за истекающее столетие, накануне нового, наступающего 20 века».
Павильон России воспроизводил в уменьшенном размере Московский Кремль. Каслинский павильон демонстрировался в здании отдела горного дела и металлургии. Он напоминал дворец и был выполнен из огромного числа ажурных деталей из чугуна с изображениями диковинных птиц, рыб, цветов, кораблей… У входа и внутри располагались изделия из чугуна, среди которых привлекала внимание отлитая в Каслях скульптура «Россия» (молодая женщина в древнерусских доспехах, прикрывающая щитом регалии царской власти – корону, державу и скипетр). Павильон заслуженно получил высшую по своему отделу награду – Гран-при. По окончании работы выставки вызвались желающие приобрести павильон вместе со скульптурой «Россия», но им отвечали, что «Россия» не продаётся.
После успеха в Париже павильон вернулся на родину, где о нём на долгое время забыли: разобрали и оставили пылиться в складских помещениях, более 1000 деталей было утеряно. Только в 1950-е гг. недостающие детали удалось воссоздать. В настоящее время ажурным каслинским павильоном можно полюбоваться в Музее изобразительного искусства Екатеринбурга.
В 18-19 вв. большинство художественных произведений из камня выпускали три фабрики: Петергофская, екатеринбургская и Колывановская. Они не производили массовой продукции, десятилетиями создавая высокохудожественные произведения. Многие изделия гранильных фабрик становились шедеврами.
Художественные изделия из камня стилистически были близки к другим видам декоративно-прикладного искусства. Их отличительные черты, свойственные классицизму, - это строгая симметричность деталей произведений, уравновешенность элементов, согласованность последних между собой. В продолжении 19 в. в большей степени стала проявляться орнаментальная насыщенность, не перебивающая узор камня, а подчёркивающая его природную красоту.
Первоначальная обработка камня заключалась в его обсечке стальными инструментами и разрезе железными пилами, смачивавшимися во время работы водой с наждаком. Особенно сложным минералом для мастеров была яшма – плотная порода, состоящая из мельчайших кварцевых зёрен.
Изделия из редко встречавшихся и особенно дорогих минералов, таких, как лазурит или малахит, изготовляли по технологии, получившей название «русской мозаики».
На произведениях искусства из уральского камня – вазах, чашах, столешницах, торшерах, колоннах, - уходивших в столичные дворцы, чаще всего встречаются фамилии 3-х авторов: Я.В. Коковина, Г.Ф. Налимова, Ф.В. Стрижкова. Коковин и Налимов работали на Екатеринбургской гранильной фабрике, Стрижков – на Колывановской.
Яков Васильевич Коковин (1787-1840) родился в семье мастерового Екатеринбургского завода. Вскоре его приметил граф А. Строганов – президент Академии художеств, главный начальник экспедиции по самоцветам, известный меценат. Он и отправил талантливого подростка в столицу, на учёбу в Академию художеств, которую Яко блестяще окончил в 1806 г. В Екатеринбурге Коковин обучал мастеровых рисованию и лепке орнаментов, руководил изготовлением мраморных изделий на Горнощитском заводе, был мастером на екатеринбургской гранильной фабрике. Его работы уходили в Тронный зал Зимнего дворца петербурга. За произведения из камня Я. Коковина наградили орденом Святой Анны III степни.
В 1830 г. Коковин открыл первое в стране месторождение корунда, в 1831 г. – месторождение изумрудов. Всего же за 100 лет изумрудные копи Урала, по подсчётам академика А.Е. Ферсмана, дали около 15 т драгоценного камня. За заслуги Я.В. Коковина наградили орденом Святого Владимира IV степени. Но вскоре Коковина ложно обвинили в сокрытии добытых изумрудов, арестовали, лишили орденов, дворянства и отправили на вечное поселение в Сибирь. Вина Якова Васильевича в пропаже драгоценных камней так и не была доказана, но связанные с обвинением и отстранением от дел потрясения привели к затяжной болезни и преждевременной смерти мастера.
После смещения Коковина главным мастером Екатеринбургской гранильной фабрики стал его ученик Гаврила Фирсович Налимов (1807-1867)тоже уроженец Екатеринбурга. Под его руководством были созданы многие произведения камнерезного искусства и довершены не оконченные его предшественником и учителем. Самым известным и поистине легендарным уральским самоцветом, безусловно, является малахит. Лучшие сорта поделочного материала встречаются только на Урале.
В монументальных формах малахит был использован в четырёх случаях. Впервые его применили при отделке парадного зала дома П.Н. Демидова в Санкт-Петербурге. Применение малахита при убранстве Золотой гостиной Зимнего дворца дало ей второе название-Малахитовая гостиная. В Екатеринбургском зале Большого Кремлёвского дворца Москвы. В крупнейшем соборе Российской империи – Исаакиевском. На них было израсходовано 32 т малахита.
Сенсацией Всемирной выставки, проходившей в 1851 г. в Лондоне, стал представленный А.Н. Демидовым Малахитовый кабинет, выполненный в 1848-1851 гг. из уральского малахита на его фабрике, находившейся в Петербурге.
Изделия из уральского малахита широким потоком уходили за границу в виде подарков правящим династиям Великобритании, Ирана, Турции, Франции, Пруссии, Швеции… Значительную часть добытого на Урале малахита и изделий из него вывез А.Н. Демидов, редко бывавший на родине и ни разу не посетивший свои уральские рудники и заводы, которые обеспечивали его роскошную жизнь за границей и удовлетворяли непомерное тщеславие князя Сан-Донато, как он титуловался за рубежом. К началу 20 в. старатели встречались с малахитом всё реже и реже. Век уральского малахита закончился.
Ярким явлением Всемирной выставки в Париже 1900г. стала мозаичная карта Франции, выполненная на Екатеринбургской фабрике под руководством П.П. Милькова из драгоценных и поделочных камней. Она предназначалась в дар от Российской империи республиканской Франции. Карта получила высокую награду Всемирной выставки, а её автор – директор фабрики В.В. Мостовенко был награждён французским крестом Почётного легиона.
В течении 19 и в начале 20 вв. наблюдался процесс постепенной технической модернизации горнозаводской промышленности. Однако темпы технического перевооружения были медленными – особенно в первой половине 19 в. Наиболее явственно техническая реконструкция заводов обозначилась в 90-х гг. 19 в., приведя к существенному росту выпуска металлургической продукции. Индустриальному обновлению содействовали процессы монополизации, акционирования горнозаводской промышленности, иностранные инвестиции. Наряду с крупными, обеспеченными современной техникой заводами оставалось большое количество захудалых, с отсталой технической основой. Технико-экономическое оживление уральской металлургии не позволило преодолеть отставание Урала от других промышленных районов страны. К началу 20 в. урал окончательно утратил роль лидера в отечественной металлургии. Пальму первенства держали заводы Южного металлургического комплекса страны.
К началу 20 в. горнозаводский Урал как регион «старой» промышленной культуры представлял собой специфическое индустриальное явление, демонстрирующее разноуровневый характер развития различных промышленных центров России. Будучи отодвинутым в арьергард индустриальной культуры страны, горнозаводский Урал своим социокультурным и экономическим обликом представлял миниатюрный портрет модернизирующейся России, которая в начале 20 в. характеризовалась «задержанным» развитием и сохраняла позиции в переходном пространстве своего движения от доиндустриального к индустриальному обществу.