Государственный земельный
кадастр – это систематизированный
свод документированных сведений, получаемых
в результате проведения государственного
кадастрового учета земельных участков,
о местоположении, целевом назначении
и правовом положении земель Российской
Федерации и сведений о территориальных
зонах и наличии расположенных
на них земельных участках и прочно
связанных с этими участками
объектов.
О необходимости введения
земельного кадастра говорили
с момента принятия первых
Основ законодательства о земле,
т. е. с 1968 года, однако дальше
разговоров дело практически
так и не шло. И только
с введением частной собственности
на землю дело сдвинулось с
мертвой точки.
Сбор и систематизация
сведений о правовом положении,
состоянии и использовании земли
в РФ осуществляются по единой
методике и определенной системе,
которые обеспечивают характеристику
земельного фонда.
Нормативной основой
ведения государственного земельного
кадастра являются ст. ст. 110, 111 ЗК
РФ, Федеральный закон от 2 января
2000 № 28-ФЗ “О государственном
земельном кадастре” и Положение
о порядке ведения государственного
земельного кадастра, утвержденное
постановлением Правительства РФ
от 25 августа 1992 года № 622.
Государственный земельный
кадастр создается и ведется
с целью информационного обеспечения:
— государственного
и муниципального управления
земельными ресурсами;
— государственного
контроля за использованием и охраной
земель;
— мероприятий, направленных
на сохранение и повышение
плодородия земель;
— государственной
регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним;
— землеустройства;
— экономической оценки
земель и учета стоимости земли
в составе природных ресурсов;
— установления обоснованной
платы за землю;
— иной, связанной
с владением, пользованием и
распоряжением земельными участками
деятельности.
Деятельность по ведению
государственного кадастра осуществляется
в соответствии со следующими
принципами:
1) единства системы
и технологии ведения государственного
земельного кадастра на всей
территории Российской Федерации;
2) непрерывности внесения
в государственный земельный
кадастр изменяющихся характеристик
земельных участков;
3) открытости сведений
государственного земельного кадастра;
4) сопоставимости и
совместимости сведений государственного
земельного кадастра со сведениями,
содержащимися в других государственных
и иных кадастрах, реестрах, информационных
ресурсах.
Единство и сопоставимость
земельно-кадастровых данных обеспечиваются
единством принципов и методов
его ведения, а также унификацией
земельно-кадастровых документов.
Земельные ресурсы
являются одной из наиболее
важных составных частей общей
системы природных ресурсов наряду
с водными, лесными ресурсами,
недрами и т. п. В связи
с этим земельный кадастр как
совокупность сведений о всех землях
ведется в тесной взаимосвязи и на основе
принципа совместимости с территориальным,
лесным, водным кадастрами и кадастрами
других видов природных ресурсов. Для
получения достоверных первичных сведений
используются надежные современные методы
сбора информации, такие как космические
съемки, аэросъемки, наземные инструментальные
съемки, топографо-гео- дезические, почвенные
и другие обследования и изыскания.
Данные государственного
земельного кадастра являются
государственным информационным
ресурсом и находят свое применение
в самых различных сферах управленческой,
хозяйственной и иной деятельности.
Вместе с тем законодательство
определяет направления деятельности,
где применение земельно-кадастровой
информации является обязательной:
— при планировании,
использовании и охране земель;
— в случаях изъятия
и предоставления земель для
государственных, муниципальных
и иных нужд;
— при определении
платежей за землю;
— при проведении
землеустроительных мероприятий;
— при оценке хозяйственной
деятельности сельскохозяйственных
предприятий и организаций;
— при осуществлении
государственного контроля и
других мероприятий, связанных
с использованием и охраной
земель.
В связи с развитием
рыночных отношений в сфере
земельной собственности и землепользования
земля в настоящее время выступает
не только как объект хозяйственной
деятельнос- ти, но и как объект недвижимого
имущества с вовлечением ее в гражданский
оборот и применением в отношении нее
всех соответствующих экономических рыночных
атрибутов: земельный налог, арендная
плата, цена земли, сделки с землей и т.
п. Земельно-кадастровая информация является
основой для оценки земли как объекта
недвижимости и нормального функционирования
ее в гражданском обороте.
В народном хозяйстве
земля выступает в двух основных
значениях: как пространственный
операционный базис, т. е. место
для размещения и нормального
функционирования объектов человеческой
деятельности (производственные, культурно-бытовые
и иные), и как основное средство
производства сельскохозяйственной
продукции, т. е. как предмет
труда и средство труда. Вместе
с тем, относя землю к объектам
имущества и основным средствам
производства, надо всегда помнить,
что это имущество особого
рода, как и средство производства.
Она ограничена в пространстве
и размерах (особенно применительно
к сфере сельскохозяйственного
производства); она не может быть
ничем равноценно заменена; она
не перемещаема как объект
хозяйствования и невоспроизводима
с точки зрения приращения
ее размеров; наконец, она обладает
совершенно уникальным и ничем
не заменимым свойством, называемым
почвенным плодородием. Поэтому
хозяйственное использование земли
связано с необходимостью учета
сложного комплекса природных,
экономических, экологических, технологических,
технических и иных факторов,
которые должны найти соответствующее
отражение в земельно-кадастровой
информации.
Земельно-кадастровая
информация должна быть доступной
для всех заинтересованных в
ней юридических и физических
лиц (за исключением сведений,
составляющих государственную тайну).
Она должна быть представлена
в наглядной и удобной для
практического использования форме.
Земельно-кадастровая
информация имеет тесную связь
с другими функциями государственного
управления земельным фондом, поскольку
данные кадастра служат исходной
информацией для их осуществления.
Рассмотрим содержание
государственного земельного кадастра.
Земельный кадастр
состоит из четырех взаимосвязанных
элементов: государственной регистрации
собственников земли и землепользователей;
государственного учета количества
и качества земель; бонитировки
почв; экономической оценки земель.
Государственная регистрация
представляет собой официальное
удостоверение права собственности
на землю и права пользования
ею. Регистрация производится путем записи
соответствующих данных в государственной
земельно-кадастровой книге (1-й раздел)
района: наименование юридического или
физического лица или фамилия физического
лица; срок, на который предоставлена земля
в пользование; вид права на землю; площадь
участка по видам права на землю; наименование
документа, на основании которого предоставлен
участок; краткая характеристика режима
использования земли.
Регистрация указанных
данных производится на основании
решений соответствующих органов
о предоставлении земельного
участка в собственность или
пользование после перенесения
границ участка в натуру и
выдачи правоустанавливающих документов.
Государственной регистрации
подлежит не только установление
права субъекта на землю (права
собственности и др.), но и прекращение
ими или изменение этого права,
если оно подтверждено документально.
В частности, государственной
регистрации подлежат все сделки
с землей (купли-продажи, дарения,
мены и т. д.). Регистрация производится
по заявлению граждан или юридических
лиц органами юстиции.
Государственный учет
количества и качества земель
ведется по их фактическому
состоянию и использованию, при
этом все изменения, происходящие
в этих показателях, фиксируются
только после того, как они
произошли в натуре, иначе говоря,
проектная документация не может
служить основанием для внесения
в учетные данные таких изменений.
Учет ведется по
субъектам права на землю и
объектам этого права в разрезе
административно-территориальных образований:
сельский населенный пункт (поселок),
город, район, область, край, республика,
Федерация.
Основной учетной
единицей является угодье по
официально установленной классификации,
при этом устанавливается и
фиксируется степень отклонения
видов или подвидов угодий
от средних показателей, имеющих
существенное значение (нарушенные,
малопродуктивные, загрязненные земли).
Также отдельно выделяются
и особо ценные или высокопродуктивные
угодья: орошаемые, осушенные, подвергнутые
коренному улучшению и т. п.
Данные учета имеют
не только хозяйственное, но
и правовое значение. Так, зафиксированные
при учете площади сельскохозяйственных
угодий могут быть изменены
или переведены в другие виды
угодий только в установленном
порядке. В случае ухудшения
качества земель или неправильного
их использования данные государственного
учета принимаются в качестве
исходных.
Сведения госучета кладутся
в основу различных государственных мероприятий
по использованию и охране земель, в том
числе контрольных, а также землеустроительных.
Наконец, данные учета являются одним
из оснований для установления условий
сделок с землей и определения нормативной,
договорной или залоговой цены земли.
По характеру получения
информации государственный учет
земель подразделяется на первичный
(основной) и текущий (последующий).
Первичный учет осуществляется
периодически на основе инструментальных
съемок с использованием планово-картографических
и иных материалов. Он включает
подготовительные, полевые и камеральные
(лабораторные) работы.
Задачей текущего
учета является выявление изменений,
происшедших в состоянии и
использовании земель, и отражение
их в данных первичного учета.
При этом определяются не только
фактически происшедшие изменения,
но и их законность.
Для целей учета
проводятся съемки, обследования
и специальные обмеры. Применяются
два способа отражения учетных
данных: графический (на планово-картографических
материалах) и текстовой (в книгах,
списках и др.).
При учете количества
земель определяются площадь
земельного фонда и распределение
его по административно-территориальным
образованиям, категориям земель, землепользователям,
угодьям и их подвидам. Характеристика
землепользователей и угодий
дается как в целом по всем
землям, так и отдельно по орошаемым
и осушенным землям.
Бонитировка почв (от
латинского слова bonitas — доброкачественность)
— качественная характеристика почв,
выражаемая в оценочных единицах (бонитетах).
Качество угодий
характеризуется по ряду признаков
и свойств. Прежде всего выделяются
категории пригодности земель для использования
под сельскохозяйственные угодья и устанавливаются
классы таких земель. Затем дается характеристика
всех угодий по механическому составу
почв и признакам, влияющим на плодородие
(кислотность, переувлажненность, заболоченность
и др.); сенокосов и пастбищ — по их культур-техническому
состоянию; почв пашни — с агропроизводственной
точки зрения.
Данные бонитировки
указывают на сравнительную ценность
почв разных групп, генетически
близких по их природным признакам.
Эти данные могут иметь самостоятельное
практическое значение. В то же
время они выступают как предварительный
этап экономической оценки земель.
В результате бонитировки
формируются земельно-оценочные
группы почв, располагаемые в
порядке возрастания или убывания
природного плодородия почв (ранжированные
группы). Контрольным показателем
плодородия почв служит показатель
средней многолетней урожайности
типичных для данных почв сельскохозяйственных
культур.