Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:23, доклад
Задача данной работы – привлечь внимание учителей географии коррекционной школы к одному из важнейших видов изобразительной наглядности, к графическим средствам наглядного обучения – схемам, таблицам всех видов, профилям, пояснительным рисункам, картам – схемам и т.д., как доступным, универсальным по охвату разнообразных вопросов содержания предмета и возможностям использования пособий.
По сравнению с массовой, в коррекционной школе VIII вида ученики должны овладеть более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой географических сведений.
Усвоение изучаемого материала представляет определенные (а зачастую значительные) трудности для детей с ограниченными возможностями здоровья, ( в дальнейшем – ОВЗ). Поэтому перед учителем географии коррекционной школы стоит ряд важнейших задач, специфичных для данного контингента учащихся. Одна из таких задач – осуществление коррекционно-развивающего воздействия на учащихся. Особое значение имеет работа по развитию логического мышления. Исследования дефектологов позволяют утверждать, что именно это – главное направление корригирующего обучения.
Известно, что один из основных недостатков мышления детей с нарушением интеллекта – недоразвитие операции обобщения, а также серьезные отклонения в протекании процесса восприятия действительности: замедленность восприятия, узость его, т.е. восприятие в данный момент меньшего количества объектов по сравнению с восприятием нормальных детей, недостаточная избирательность и дифференцированность восприятия, неумение выделять наиболее главное, существенное, затруднения в установлении пространственных связей между воспринимаемыми объектами. Кроме того, дети с нарушением интеллекта отличаются от своих нормальных сверстников ограниченным, несистематизированным багажом конкретных представлений об объектах и явлениях реальной действительности, в том числе и географического характера.
Учитывая, что без
достаточного запаса
Исследования дефектологов
говорят о том, что на основе
личного чувственного опыта в
большинстве случаев
Воспроизводя представления,
учащиеся, в основном, называют второстепенные,
несущественные признаки, которые
чаще всего связаны с
Ограниченность представлений и неумение словесно оформить реальные впечатления приводят к тому, что высказывания учащихся схематичны, в них отражается только один какой-нибудь признак заданного объекта. Например, говоря и о море, и о реке, и об озере, они ограничиваются словами: «там вода». Часто в высказываниях учеников встречаются элементы тавтологии: «Гора – это такая гора», «равнина – это такая равнина.
Учащимся с нарушениями
интеллекта очень трудно
Начальное осмысление географического материала происходит уже в процессе его восприятия, в единстве с образованием географических представлений. Но для формирования географических понятий нужна специальная активная работа мышления, осуществление таких умственных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Важнейшую роль в
овладении географическими
Овладение географическими понятиями – объективно сложный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это объясняется известными особенностями познавательной деятельности учащихся коррекционной школы: недостаточной дифференцированностью восприятий, нечеткостью и бедностью представлений, пассивностью мышления, инертностью, снижением направленности на поиск существенного в объектах и явлениях, затруднением в абстрагировании, обобщении и т.д.
Специфические особенности памяти учащихся с ОВЗ– отставание процессов преднамеренного и непреднамеренного запоминания, быстрое забывание заученного, неточность, неполнота воспроизведения, необходимость многократных повторений для запоминания материала – конечно, существенно влияют на качество усвоения материала, в первую очередь, важного с социальной точки зрения. Несомненна важность качественного усвоения этих сведений учащимися для подготовки их к жизни и пониманию различного рода информации, к осуществлению разговорных контактов с людьми. Особую роль в данном случае играет усвоение индивидуальных понятий.
Исследования показали,
что на общем фоне явно
Первая и наиболее
распространенная из них
Ошибки второй группы
возникают при отнесении
Третью группу ошибок составляют несуществующие, придуманные учащимися названия. Они возникают вследствие каких-то случайных ассоциаций. Например, ученик, перечисляя горы – Памир, Казбек – сюда же добавляет и название «Прима». Называя моря России – Черное, Белое, ошибочно сюда же относит Красное и Желтое моря, а затем придумывает несуществующее Синее море. В ряде случаев к появлению несуществующих названий приводит и грубое искажение слов-названий. Так возникает вместо Франции – Рация, вместо Северный Ледовитый океан – Северный Ядовитый океан, вместо Антарктида – Антрактида и т.п.
Четвертая группа
ошибочных ответов
Обращает на себя
внимание и большое количество
ошибок, часто довольно грубых, в
написании учащимися
Замечено также, что
изученные географические
При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуальные типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности.
Учитывая выше изложенное, возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с нарушением интеллекта, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Графическая наглядность
является одним из
В наши дни графическая
деятельность пронизывает
В наше время учитель географии коррекционной школы имеет возможность в своей работе использовать многие технические средства обучения и тот мощный поток наглядной информации (телевидение, кино, фото и др.), который во все возрастающих размерах проникает в жизнь и быт учеников. При этом нередко отходят на второй план другие средства и формы наглядности. Но успех в усвоении географических знаний может быть достигнут лишь при гармоничном сочетании всех средств и возможностей наглядного обучения, кроме того, наглядный материал играет решающую роль в формировании географических представлений у учащихся с отклонениями в развитии. Как бы красочно и ярко ни рассказывал учитель о незнакомом детям объекте или явлении, если учащиеся не воспримут его в натуре, или изображении, правильное представление не сформируется.
Задача данной работы –
Графические средства
1.Печатными, в том числе стенными (таблицы, картины и др.), настольными (рисунки, графики, диаграммы в книгах, альбомах и т.п.), раздаточными;
2.Создаваемыми в процессе урока на классной доске;
3.Воспроизводимыми на экране с помощью ТСО.
4.Самодельными стационарными, создаваемыми учениками под руководством учителя и пополняющими набор пособий кабинета географии.
Значение
применения графических
Графическая
наглядность помогает
Графическая наглядность
Учащиеся
коррекционной школы, начиная
изучать географию, хорошо
Ряд
психологических исследований
недостатков.
Графические
работы имеют важное значение
как надежный и удобный способ
проверки знаний учащихся. Обучение
географии невозможно без
Средства
графической наглядности
Однако
графическим средствам
Информация о работе Графическая нагадность на уроках географии в коррекционной школе VIII вида