Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:02, реферат
Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово , Охотское , Японское , образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны , дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны , естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.
От Тихого океана моря отделены цепью островов: Алеутских , Курильских , Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин — Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей по восточной окраине России обуславливает огромные различия в их климатических условиях. Если северная часть Берингова моря находится в субарктическом климате , то южная часть Японского лежит в области субтропического.
Дальневосточный экономический район
В состав Дальневосточного экономического
района входят : Приморский и Хабаровский
(с Еврейской автономной областью) края
, Республика Саха (Якутия) , Амурская, Камчатская
(с Корякским автономным округом) , Магаданская
(с Чукотским автономным округом) и Сахалинская
области.
Главная особенность Дальневосточного
экономического района в природном отношении
- соседство с Тихим океаном и неразрывная
связь с ним во всех отношениях. Дальний
Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна
— Берингово , Охотское , Японское , образуя
большой морской бассейн России. Все эти
моря глубоководны , дно их очень неровное.
Впадины часто сменяются подводными поднятиями
и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны
, естественных защищенных бухт для стоянок
судов мало.
От Тихого океана моря отделены цепью
островов: Алеутских , Курильских , Японских.
К востоку от них лежит одна из самых глубоких
океанских впадин — Курило-Камчатская.
Огромная протяженность морей по восточной
окраине России обуславливает огромные
различия в их климатических условиях.
Если северная часть Берингова моря находится
в субарктическом климате , то южная часть
Японского лежит в области субтропического.
Растительный и животный мир морей Тихого
океана намного богаче морей Северного
Ледовитого океана. На мелководьях произрастают
заросли морских трав и водорослей. Бурые
водоросли , достигающие в длину 50 метров
, образуют иногда настоящие подводные
леса.
На островах очень много птиц: кайр , чаек
, балканов , топориков , белобрюшек , глупышей.
В настоящее время промысловую ценность
в дальневосточных морях имеют тюлень
, нерпа , белуха. У западных берегов полуострова
Камчатка ведется лов крабов.
Разнообразны рыбные ресурсы дальневосточных
морей. Важнейшими рыбодобывающими районами
являются акватории Камчатки , Охотского
побережья , Амурский лиман , побережья
Южного Сахалина и Приморья. На первом
месте по значению стоят проходные лососевые
рыбы — кета , горбуша , нерка , чавыча.
На нерест они идут в Амур , в реки Охотского
побережья , Камчатки и Сахалина.
В заливе Посьет Японского моря работает
единственное в стране предприятие , где
в естественных условиях моллюсков (гребешки
, гигантские устрицы) — высокопитательных
и обладающих лечебными свойствами.
Важнейшей особенностью экономико-географического
положения Дальневосточного экономического
района является большая удаленность
от основного экономического потенциала
России. Район расположен на восточной
окраине страны , его отделяют не только
от Москвы , но даже от индустриальных
центров Сибири расстояния , измеряемые
многими тысячами километров. И по прежнему
единственным сухопутным путем остается
Транссибирская магистраль , по которой
расстояние от Москвы до Владивостока
более 9300 километров , что составляет примерно
неделю езды на скором поезде.
Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам
, пересечение морских путей в страны Тихоокеанского
бассейна позволяют интенсифицировать
внешнюю торговлю и участвовать в международном
разделении труда.
В межрайонном разделении труда Дальний
Восток выделяется производством цветных
металлов , алмазов , слюды , добычей рыбы
и морепродуктов , лесной и целлюлозно-бумажной
промышленностью , судоремонтом и пушным
промыслом. В сельскохозяйственном производстве
Дальневосточный район специализируется
на выращивании сои и оленеводстве. Все
отрасли рыночной специализации основаны
на использовании местных природных богатств.
Дальний Восток играет важную роль в морских
и внешнеторговых связях России. На экспорт
Дальний Восток поставляет каменный уголь
, лес , пушнину , рыбу и т.д.
Природные условия Дальнего Востока отличаются
резкой контрастностью , что обусловлено
очень большой протяженностью территории
с севера на юг. Большая часть территории
занята горами и высокими нагорьями. Низменностями
заняты лишь сравнительно небольшие площади
по речным долинам. Наиболее обширная
низменность находится в долине Амура
и его притока Уссури. На значительной
части района распространена многолетняя
мерзлота , что затрудняет строительство
и развитие земледелия. Горы имеют высоты
в среднем 1000-1500 метров. Но отдельные вершины
поднимаются до 2000 метров и более. На Тихоокеанском
побережье преобладают молодые горы ,
о чем свидетельствует вулканическая
деятельность. На Камчатке действуют более
20 вулканов , крупнейший из них Ключевская
Сопка , много гейзеров.
Моря , омывающие Дальний Восток , отличаются
высокой ледовитостью. В первую очередь
она свойственна арктическим морям Северного
Ледовитого океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому.
Но и моря Тихого океана - Берингово и Охотское
- также холодные , с длительным ледовым
периодом и потому трудны для плавания.
Лишь в Японском море и в открытых водах
северо-западной части Тихого океана ,
подверженных влиянию теплого течения
Куросио , возможна круглогодичная навигация.
Большое значение для развития района
имеют запасы полезных ископаемых. Межрайонное
значение имеют руды цветных металлов
и редких металлов. Это один из важнейших
золотоносных районов России. Месторождения
рудного и рассыпного золота сосредоточены
в бассейнах Колымы , Алдана , Зеи , Амура,
Селемджи , Буреи , на Чукотке и на склонах
Сихотэ-Алиня. Оловянные , вольфрамовые
, свинцово-цинковые руды открыты и разрабатываются
в Республике Саха , Магаданской области
, в отрогах Сихотэ-Алиня. Дальний Восток
располагает большими запасами ртути.
Основные месторождения расположены на
Чукотке , в Якутии и Хабаровском крае.
В Томмоте на верхнем Алдане разведаны
уникальные месторождения слюды. Большое
значение имеют месторождения алмазов
северо-запада Республики Саха - “Мир”,
“Удачное” и др.
В Дальневосточном районе известны запасы
железных руд. Наибольшее значение имеет
Алданский железорудный бассейн с месторождениями
Таежное , Пионерское , Сиваглинское , расположенный
на юге Якутии.
Располагает Дальний Восток и большими
запасами топливных ресурсов , особенно
каменным и бурым углем. Однако крупные
запасы угля расположены в Ленском бассейне
, сильно удаленном от освоенных территорий.
На юге Республики Саха расположен один
из наиболее перспективных бассейнов
коксующегося угля - Южно-Якутский. Остальные
месторождения , сравнительно небольшие
, разбросаны по территории района.
Выявлены на территории района нефтегазоносные
провинции : на Сахалине, Камчатке , Чукотке
, в Магаданской области , но разрабатываются
пока только месторождения нефти Оха и
Тунгор на севере Сахалина. Нефть высокого
качества , но ее не хватает для удовлетворения
потребностей района. Газ обнаружен в
Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции.
Это один из важнейших перспективных газоносных
районов.
Располагает Дальний Восток и запасами
нерудного сырья : мергелем , известняками
, огнеупорными глинами , кварцевыми песками
, а также серой , графитом , слюдой.
Гидрографическая сеть района очень обширна
и многоводна. Среди наиболее крупных
можно выделить бассейны Лены , Амура ,
Яны , Индигирки , Колымы и т.д. Реки концентрируют
в себе огромные запасы гидроэнергии ,
богаты ценными видами рыб , являются транспортными
путями , в том числе и зимой , когда по
льду прокладываются зимники. Богат район
и термальными водами. Горячие источники
, особенно на Камчатке , питают реки , которые
зимой не замерзают. С вулканической деятельностью
связано происхождение гейзеров. Вода
горячих источников содержит цинк , сурьму
, мышьяк , имеет лечебное значение и открывает
большие возможности для создания курортной
базы.
Очень большое значение для экономики
района имеют моря Тихого океана : Берингово
, Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно
короткий период, они имеют рыбохозяйственное
, зверопромысловое и транспортное значение.
Здесь сконцентрированы крупнейшие в
мире запасы лососевых рыб : кета, нерка
, чавыча , обитают тюлени , моржи , котики.
Леса на Дальнем Востоке покрывают около
260 млн. га территории района. В лесах произрастают
лиственница , ель , пихта , кедр , широколиственные
породы : дуб , ясень , клен и т.д.
Особенности физико-географического положения
определили разнообразие природно-климатических
условий - от резко континентального до
муссонного климата юго-востока района,что
вызвало неравномерность заселения и
освоения района.
В северной части района климат исключительно
суровый. Зима холодная , малоснежная ,
продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно
многолетняя мерзлота. В Республике Саха
находится полюс холода северного полушария.
Однако теплое , хотя и очень короткое
лето позволяет развивать земледелие
в открытом грунте. В южной части района
климат муссонного типа с холодной зимой
и влажным летом. Вегетационный период
в бассейне Нижнего Амура составляет до120
дней , и лишь на юге Приморья - до 190 дней.
Большое количество осадков , выпадающих
в летний период , вызывает сильное переувлажнение
почв , что создает большие трудности для
сельского хозяйства.
Вследствие суровости климата и удаленности
территории Республика Саха и Магаданская
область заселены очень редко. Освоение
этих районов имеет очаговый характер.Более
плотно заселены Хабаровский край и Амурская
область.
Экологические проблемы Дальнего Востока
имеют специфический характер , связанный
с размещением производительных сил на
необъятных территориях с различным уровнем
освоенности. Нагрузка на окружающую среду
носит не сплошной , а очаговый характер
, который ведет к серьезным локальным
нарушениям , при этом нужно иметь в виду
, что большая часть района находится в
зоне многолетней мерзлоты.
Современное состояние окружающей Среды
требует самых неотложных мер. Дальневосточное
отделение Академии наук России разработало
Долговременную программу охраны природы
и рационального использования природных
ресурсов Дальнего Востока. В эту программу
заложены принципы рационального пользования
ресурсами , сохранения уникального видового
состава биоты , снижения генетических
последствий загрязнения Среды. Открытие
и заселение Дальнего Востока приходятся
на 17-ый век и связаны с общим продвижением
русских к берегам Тихого океана . Пути
отрядов казаков-первопроходевсначала
пролегали по студеным морям Северного
Ледовитого океана и рекам , лишь затем
они направлялись в более южные территории
вплоть до Приамурья и Приморья.
В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от
устья вверх по Лене и основал острог ,
получивший название Якутск , который
вскоре стал центром Восточно-Сибирского
края и опорной базой для дальнейших походов
на восток и на юг.
В 1639 году И.Москвитин с отрядом казаков
вышел к Охотскому морю , заложил острожек
в устье реки Улья , обследовал на значительном
протяжении побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков
совершил поход к низовьям Амура. В 1649-1652
годах Е.Хабаров осуществил две экспедиции
в приамурские земли и основал там несколько
городов - Албазин , Ачин и др. С.Дежнев
и Ф.Алексеев на кочах (лодках) в 1648 году
достигли восточной оконечности Азии.
Выступив из Анадырского острога , отряд
В.Атласова добрался до Камчатки. По “челобитным”
и “сказам” первопроходцев П.И.Годуновым
в 1667 году была составлена карта - “Чертеж
сибирской земли”.
Важный этап в исследованиях Дальнего
Востока связан со знаменитыми Камчатскими
экспедициями под начальством Витуса
Беринга и Алексея Чирикова (1725-1730 и 1733-1743
годах) , во время которых были определены
очертания северной части Дальнего Востока
, открыты Алеутские и Командорские острова
, разрешен вопрос “сошлась ли Азия с Америкой”.
Географические открытия и обследования
, сделанные в 18-ом веке , подготовили исторические
плавания русских моряков вокруг света
к берегам Дальнего Востока : И.Ф.Крузенштерна
и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 годы) , В.М.Головина
(1807-1809 и 1817-1819 годах) , М.П.Лазарева (1813-1816
и 1822-1825 годах) , Ф.П.Литке (1826-1829 годах) и
др.
В 1849 году экспедицией Г.И.Невельского
были установлены островное положение
Сахалина и возможность выхода из устья
Амура в море. На Дальнем Востоке были
созданы опорные пункты : Петропавловск-на-Камчатке
, Николаевск-на-Амуре , Владивосток.
Организованное заселение Дальнего Востока
началось с 50-х годов 19-ого века. Оно усилилось
после отмены в 1861 году крепостного права
и принятия законов о переселенцах.
Интерес к Дальнему Востоку возрос , когда
в 1891 году началось строительство Транссибирской
железной дороги. Были развернуты геологические
, географические , экономические и другие
исследования. Все это дало импульс к развитию
производительных сил Дальнего Востока
: появились промышленные (горные , рыбные)
и транспортные предприятия , расширились
промыслы пушнины и морского зверя (котиков)
, увеличилось сельскохозяйственное производство
, возросла торговля.
Однако в целом Дальний Восток в экономическом
отношении оставался крайне отсталым
регионом царской России. Правительство
видело в нем сырьевой “придаток” для
метрополии. Использовались лишь те из
природных богатств Дальнего Востока
(золото , цветные металлы , пушнина , лососевые
рыбы) , которые давали предпринимателям
высокие прибыли. Важные позиции в экономике
Дальнего Востока занимали иностранные
монополии , безжалостно эксплуатировавшие
его ресурсы и население.
Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставался
слабонаселенной территорией. Развитие
производительных сил Дальнего Востока
в годы Советской власти привели к увеличению
численности населения : в 1920 году в районе
проживало 1.2 млн., а в 1980 году - 7 млн. человек.
Темпы роста населения Дальнего Востока
- одни из самых высоких в стране.
Сейчас численность населения Дальнего
Востока - более 7.6 млн. человек. Городское
население составляет 76%. Дальний Восток
- самый малонаселенный район Российской
Федерации. Средняя плотность его населения
1.2 человек на 1 кв. км. По территории района
население размещено крайне неравномерно.
Наиболее высокая плотность - более 12 человек
на 1 кв. км. в Приморском крае. Довольно
густо населена южная часть Сахалина.
В то же время в Республике Саха , Магаданской
и Камчатской областях плотность населения
составляет лишь 0.3 - 0.8 человек на 1 кв.
км. Население отличается пестротой национального
состава. Подавляющее большинство населения
- русские. Живут здесь также много украинцев
, татар , евреев и большая группа коренных
народностей - коряков , нанайцев , нивхов
, ульчей , удегейцев , ительменов , эвенков
, алеутов , чукчей , эскимосов и др.
ЗАСЕЛЕННОСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЙОНА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Быстрая индустриализация Дальнего Востока
поставила эти малочисленные народы на
грань исчезновения. Нарушена среда их
обитания , национальные традиции. Сегодня
эти малочисленные народы стремятся обрести
право быть хозяевами на своей земле ,
стремятся к возрождению.
В последние десятилетия население Дальнего
Востока значительно возросло. Увеличение
численности населения происходит как
за счет естественного , так и за счет механического
прироста , главным образом привлечения
на крупные стройки трудовых ресурсов
, преимущественно из многонаселенных
европейских районов.
Особенно значительный прирост рабочей
силы наблюдается в цветной металлургии
, рыбной , лесной ,деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности
, т. е. в отраслях специализации. В целях
закрепления кадров на Дальнем Востоке
предусмотрены ускоренное жилищное строительство
, укрепление службы быта и расширение
сети социально-культурных учреждений
и предприятий.
Ведущее место среди отраслей рыночной
специализации Дальневосточного района
принадлежит цветной металлургии. В последние
годы она особенно быстрыми темпами развивалась
в Республике Саха и Хабаровском крае.
Цветная металлургия представлена добычей
олова , ртути , полиметаллов , вольфрама
, мышьяка.
Наибольший удельный вес по запасам олова
принадлежит Республике Саха , где осваивается
крупнейшее Депутатское месторождение.
Введены в действие рудники Фестивальный
и Перевальный , строится обогатительная
фабрика в Горном. Построены оловянный
комбинат в Хрустальном (Приморский край)
и комбинат “Солнечный” по добыче олова
(Хабаровский край).
Получила развитие свинцово-цинковая
промышленность , сосредоточенная в Приморском
крае , производящая свинцово-цинковые
концентраты и свинец. В настоящее время
осваиваются новые крупные месторождения
свинцово-цинковых руд - Вознесенское
и Николаевское. В Магаданской области
и Приморском крае добывается вольфрам.
Быстро растет алмазодобывающая промышленность.
Построены два крупных горно-обогатительных
комбината “Мир” и “Айхал” , строится
новый комбинат.
К ведущим отраслям рыночной специализации
района относится рыбная промышленность.
По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит
первое место среди экономических районов
России. Важную роль играет район в китобойном
и крабовом промыслах.
Главными районами рыболовства и морского
промысла являются Охотское , Японское
и Берингово моря и восточная часть Тихого
океана. В последние годы промысловые
суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы
также в водах Индийского океана и южной
части Тихого океана. Рыболовецкий флот
оснащен первоклассной техникой. Введены
в действие плавучие рыбоперерабатывающие
заводы , китобойные флотилии. Возникли
крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский
, Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков
, Южно-Курильск , Находка , Николаевск-на-Амуре
, Охотск и др. Построены холодильные комбинаты
, крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском
и Комсомольске-на-Амуре.
Производственные связи рыбной промышленности
Дальнего Востока
Отраслями рыночной специализации являются
также лесная , целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая
промышленность. Район имеет значительный
удельный вес в вывозе древесины , производстве
пиломатериалов , бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых
плит. Лесная промышленность развита в
основном в Хабаровском и Приморском краях
и в Амурской области. Центры лесопиления
- Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный
, Хабаровск , Комсомольск-на-Амуре , Амурск
, Хор , Бикин и др. Производство фанеры
создано во Владивостоке и Биробиджане
, мебели - в Благовещенске , Хабаровске
, Владивостоке , Биробиджане , спичек -
в Благовещенске , целлюлозно-бумажная
развита на Сахалине (Углегорск , Поронайск
и др.).
Машиностроение имеет разнообразную структуру
, однако ведущими его отраслями являются
судоремонт и производство энергетического
оборудования. Машиностроительные заводы
производят дизели , мостовые краны , судовые
механизмы , литейное оборудование , металлорежущие
станки , приборы , инструменты и т. д. Один
из крупнейших машиностроительных центров
- Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре
, Петропавловске-Камчатском , Владивостоке
, Находке , а речное судостроение - в Благовещенске.
Сельскохозяйственное машиностроение
размещается в городе Свободном (Амурская
область). В Благовещенске построен завод
“Амурэлектроприбор” , во Владивостоке
- завод инструментов и другие заводы ,
в Хабаровске работает завод “Дальдизель”,
в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного
оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”.
Далее рассмотрим отрасли , дополняющие
территориальный комплекс :
Топливная промышленность представлена
добычей угля , нефти и природного газа.
Черная металлургия пока еще развита недостаточно.
В районе имеется завод передельной металлургии
- “Амурсталь” в Комсомольсе-на-Амуре
, работающий на металлоломе. Посторен
второй передельный металлургический
завод.
Легкая промышленность Дальнего Востока
представлена текстильной , швейной , трикотажной
, кожевенно-обувной и другими отраслями
, предприятия которых размещены в основном
в средних и крупных городах.
Помимо развития основной отрасли пищевой
промышленности - рыбной , на Дальнем Востоке
созданы и другие отрасли : мукомольная
, крупнейшим предприятием которой является
Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая
крупные мясокомбинаты в Благовещенске
, Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре ,
Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем
для которой служит соя), представленная
масложирокомбинатами в Хабаровске и
Уссурийске.
Агропромышленный комплекс. Важной отраслью
района является сельское хозяйство. Ведущее
место в сельском хозяйстве занимает производство
зерна , сои и малотранспортабельных продуктов
для местного потребления. Сельскохозяйственные
угодья расположены преимущественно на
юге (Амурская область , Хабаровский и
Приморский края , южные районы Республики
Саха).
Основное место в посевах занимают
зерновые культуры , прежде всего яровая
пшеница , а также ячмень , озимая рожь
, овес. На юге Приморского края значительны
посевы риса. Главная техническая культура
- соя. Развивается овощеводство закрытого
грунта , особенно на Камчатке , где для
выращивания овощей используются горячие
подземные воды. Большие площади отведены
под кормовые культуры и многолетние травы
, что создает устойчивую кормовую базу
для животноводства. Развито животноводство
преимущественно на юге. Особое место
принадлежит оленеводству. На севере ,
где расположены обширные пастбища , разводят
северных оленей , а на юге , в Приморье
, развито пантовое оленеводство. Большое
значение приобрело пушное звероводство
, созданы зверофермы , зверопитомники
и совхозы. В лесах насчитывается более
40 видов ценных пушных зверей.
Транспорт и экономические связи. Хозяйственное
развитие района в огромной степени зависит
от ускоренного развития транспорта ,
так как редкая заселенность требует активного
функционирования внутрирайонных связей
, основанных на тесном взаимодействии
различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе представлены
все существующие виды транспорта , но
основную роль играет железнодорожный.
На его долю приходится до 80% перевозимых
грузов.
Начало активного транспортного освоения
южной части района связано с прокладкой
в 19-ом веке Транссибирской магистрали.
За последнее время Транссибирская магистраль
“обросла” боковыми линиями , иногда
являющимися подъездными витками к лесозаготовительным
базам , но в ряде случаев имеющими самостоятельное
значение : до Советской Гавани (через
Комсомольск-на-Амуре) , до Находки и Посьета.
Железнодорожное освоение средней зоны
Дальнего Востока связано с Байколо-Амурской
магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали
Россия получила выход на Тихоокеанское
побережье и возможность освоения различных
видов полезных ископаемых в зоне тяготения
БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают
и дорогу от Транссибирской магистрали
через Тынду , Беркакит , Томмот , Якутск
- “Малый БАМ” , а также ряд линий , соединяющих
Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные
перевозки грузов Дальневосточного района
осуществляются морским транспортом.
Плавание в суровых арктических морях
обеспечивается с помощью ледоколов. к
Северному морскому пути примыкает река
Лена , образующая транспортную перемычку
между железнодорожной магистралью и
морским путем вдоль берегов Северного
Ледовитого океана. Совершенно иной режим
работы морского транспорта Тихоокеанских
морей. Практически круглый год осуществляются
внутрирайонные и международные перевозки
по Японскому и Берингову морям. Главными
грузами в перевозках по Дальневосточному
району являются лес , уголь , строительные
материалы , нефть , рыба и продовольственные
товары . Крупнейшие порты этих морей Тикси
, Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево
(Магадан) , Владивосток , Находка , Советская
Гавань.
Автомобильными дорогами район обеспечен
слабо. Но в районах , оторванных от других
транспортных путей , значение автотранспорта
велико. Для дальних перевозок есть несколько
крупных автомагистралей , например , с
юга в Республику Саха ведет дорога Невер
- Алдан - Якутск. Самая северная дорога
проходит от Якутска до Магадана. Помимо
автомагистралей на севере района есть
множество автозимников и дорог местного
значения. Более развита сеть автомобильных
дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение
воздушного транспорта , как для связей
с другими районами России , так и для внутрирайонных
перевозок (особенно для пассажироперевозок).
Самолетами и вертолетами осуществляются
связи с труднодоступными районами. На
огромных пространствах севера Дальнего
Востока наряду с другими видами транспорта
сохраняется олений транспорт.
Анализируя потоки грузов Дальневосточного
района , необходимо отметить что район
получает больше грузов , чем вывозит.
Основной объем перевозок приходится
на железные дороги. Доля транспортных
расходов в себестоимости дальневосточной
продукции выше , чем в других районах.
Это связано с тем , что большая часть грузов
привозится издалека. В вывозе Дальнего
Востока преобладают рыбопродукты , лес
и пиломатериалы , концентраты руд цветных
металлов. Однако в последние годы возрос
уровень комплексности развития района
, появились новые промышленные предприятия
, развиваются сопутствующие и обслуживающие
отрасли , сфера услуг , что сказалось на
структуре грузооборота.
Так , усиление международной торговли
, развитие рыбной промышленности потребовали
развития судоремонта и судостроения
, что в свою очередь дало толчок к развитию
машиностроения , энергетической промышленности
и интенсивному освоению местных топливно-энергетических
ресурсов.
В условиях перехода к рынку одним из наиболее
узких мест дальневосточной экономики
являются все возрастающая напряженность
топливно-энергетичес-кого баланса. Добыча
угля за 1993 год сократилась на 3% по сравнению
с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического
комплекса Дальнего Востока станет ускоренное
развитие нефтегазовых месторождений
присахалинского шельфа при техническом
содействии Японии. Сильное отставание
произошло и в деревообрабатывающей и
целлюлозно-бумажной промышленности.
В результате недостатка древесного сырья
сокращено производство пиломатериалов
в Приморском и Хабаровском краях. Значительно
сокращен выпуск заменителей деловой
древесины на предприятиях Приморского
края. В Хабаровском крае значительно
снизилось производство маргариновой
продукции ,на Камчатке и в Магаданской
области - кондитерских изделий на 40%, в
Корякском и Чукотском автономных округах
- мяса. Сократили в регионе и улов рыбы.
Спад производства имеет место и в других
отраслях промышленности.
Найболее перспективным направлением
экономики Дальнего Востока является
реализация сложившегося потенциала отраслей
тяжелой индустрии , в том числе конверсируемых
предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями
военно-промышленного комплекса. В соответствующей
продукции российской промышленности
и разработанных в недрах оборонного комплекса
технологиях “двойного назначения” весьма
заинтересованы дальневосточные соседи
России.
Условиями успешного перехода к рынку
Дальневосточного региона России являются
:
дальнейшее разгосудаствление экономики
района;
возникновение элементов свободной конкуренции;
создание рыночной инфраструктуры;
устранение перечисленных и других факторов
, препятствующих развитию промышленности.
На Дальнем Востоке в настоящее время
существуют три свободные экономические
зоны : “Находка” , “Большой Владивосток”
, “Сахалин”.
Экологические проблемы Дальнего Востока
очень серьезны. В их числе : лесные пожары
, последствия тайфунов и землетрясений
, наводнения , крушения нефтиналивных
танкеров , аварии на нефтегазопромыслах
и других промышленных объектах , умышленный
сброс в реки и моря , а также в атмосферу
вредных отходов производства.
Для решения проблем в регионе создано
НПО “Экопрос” , разрабатывающее и внедряющее
, в частности , концепцию инженерно-экологического
обеспечения безопасности присахалинского
шельфа в местах освоения месторождений
нефти и газа.
Огромную территорию Дальневосточного
района по уровню экономического развития
можно разделить на три зоны : южную , среднюю
и северную.
В южную зону интенсивного развития входят
Приморский край , южные части Хабаровского
края , Амурской и Сахалинской областей.
Это наиболее развитая в экономическом
отношении часть Дальнего Востока. Основу
хозяйства южной зоны составляют море-
, лесо- и горнопромышленные комплексы.
В настоящее время идет развитие по пути
сочетания ведущих отраслей промышленности
с обслуживающими отраслями и сельским
хозяйством.
В состав средней зоны входят северные
районы Хабаровского края , Амурской и
Сахалинской областей , южная часть Республики
Саха. Для этой зоны характерны сравнительно
высокие темпы развития. Главная специализация
- добывающая промышленность , а обслуживающие
отрасли развиты слабо. Ее экономической
осью является Байкало-Амурская магистраль
, которая внесла большие изменения в территориальную
структуру хозяйства данной зоны : идет
формирование промышленного пояса района.
Основными задачами хозяйственного освоения
зоны кроме строительства второго выхода
на Дальний Восток являются разработка
новых месторождений полезных ископаемых
и создание в районе БАМа потенциала для
освоения северной части района. С экономическим
освоением зоны Байкало-Амурской магистрали
связано формирование Южно-Якутского
и Комсомольского ТПК.
Южно-Якутский ТПК формируется на юге
Республики Саха на базе разнообразных
полезных ископаемых. В бассейне реки
Алдан к северу от Станового хребта (в
80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных
железных руд находится Южно-Якутский
каменноугольный бассейн. Здесь разведаны
Чульмаканское , Нерюнгринское и другие
месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском
месторождении превышает 50 метров. На
Чульмаканском месторождении пласты угля
имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском
бассейне введена в эксплуатацию шахта
производительностью 6 миллионов тонн
угля в год.
Вблизи угольного бассейна находится
Алданский железорудный бассейн с содержанием
железа в руде до 42%. Наиболее изученными
являются месторождения Таежное , Пионерское
, Сиваглинское , запасы которых составляют
2,5 млрд. тонн.
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны
магнетитовые кварциты. Это дает возможность
создать в перспективе крупную базу для
черной металлургии на Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса
выявлены значительные месторождения
апатитов , большие залежи слюды , корунда
, сланцев и других полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской
магистрали дает новая железная дорога
БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит.
Высококачественные коксующиеся угли
Южно-Якутского бассейна значительным
объемом будут поступать в южные районы
Дальнего Востока на металлургические
заводы и экспортироваться в Японию. Для
их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена
первая очередь нового крупного порта
- Восточный.
В дальнейшем кроме угольных предусмотрено
вовлечение в эксплуатацию железорудных
ресурсов района с тем , чтобы в перспективе
создать здесь сырьевую базу для черной
металлургии полного цикла. Сельское хозяйство
имеет очаговый характер.
В северной зоне Дальнего Востока очаговое
развитие характерно не только для сельского
хозяйства , но и для промышленности. Более
интенсивно развиты добывающие отрасли
на основе выборочного использования
полезных ископаемых. В северной зоне
можно выделить несколько промышленных
очагов, в которых наряду с отраслями специализации
развивается производственная инфраструктура.
Алданское , Мирненский , Магаданский ,
Вилюйский , Билибинский из мелких пунктов
с горно-рудной промышленностью превращаются
в территориально-
Анализ территориальной структуры Дальневосточного
района показал , что масштабы и структура
промышленности района характеризуются
большими различиями и свидетельствуют
о неравномерности размещения промышленности.
Большие изменения в территориальную
структуру района внесли строительство
Байкало-Амурской магистрали и создание
новых территориально-
Дальний Восток имеет достаточно развитые
межрайонные и международные экономические
связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых
связях со странами Тихоокеанского бассейна.
Десятки стран осуществляют торговые
операции через территорию района , и его
экспортные функции имеют исключительное
значение. Более половины грузов , ввозимых
в районы из зарубежных стран , проходит
транзитом в западном направлении.
Развитие внешнеторговых связей влечет
за собой улучшение транспортной системы
района , экономических показателей работы
, совершенствование структуры грузооборота
и межрайонных транспортных связей.
Если до недавнего времени ввоз грузов
на Дальний Восток в четыре раза превышал
их вывоз , то сейчас структура меняется.
Грузооборот растет очень высокими темпами
, причем вывоз возрастает быстрее , чем
ввоз. Это свидетельствует о повышении
эффективности хозяйственного комплекса
района.
Совершенствование структуры хозяйства
Дальневосточного района связано с дальнейшим
освоением зоны Байкало-Амурской магистрали
, формированием Южно-Якутского и Комсомольского
ТПК , развитием внешнеторговых транспортных
связей (в том числе и контейнерных перевозок
между странами Тихоокеанского бассейна
и Европы) , обеспечением населения района
сельскохозяйственной продукцией , развитием
социальной инфраструктуры , решением
экологических проблем.