Демографическая политика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 23:49, реферат

Краткое описание

Китай - одно из древнейших государств мира. Первого октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. КНР по размерам территории (около 9,6 млн км2) занимает третье место в мире. Она расположена в центральной и восточной Азии, на западном побережье Тихого океана.

Содержание

Введение 3
Население Китая. Демографическая политика 3
Проблемы, связанные с ростом количества населения 6
Обострение проблемы занятости 6
Проблемы образования населения 7
Обострение продовольственной проблемы 8
Проблема «старения» населения 9
Обострение кризиса, связанного с миграцией и урбанизацией 11
Обострение экологической проблемы 13
Заключение 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Демографическая политика Китая.docx

— 41.93 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

 

Кафедра геоэкологии и природопользования

 

 

 

 

 

Реферат на тему :

«Демографическая политика Китая»

 

 

 

Выполнила: ст-ка 3 курса,

группы ээ- 301,

 

                                                        Проверила: доцент 

Грачева И.В.

 

 

Челябинск 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Китай - одно из древнейших государств мира. Первого октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. КНР по размерам территории (около 9,6 млн км2) занимает третье место в мире. Она расположена в центральной и восточной Азии, на западном побережье Тихого океана. Протяженность страны с востока на запад - 5700 км, с севера на юг - 3650, причем 21,5 тыс. км - сухопутные границы, около 15 тыс. км - морские. КНР граничит с Россией, КНДР, Монголией, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом. Китай - самая крупная страна в мире по численности населения. Весь мир взволнован проблемами постоянно растущей численности населения Китая.

Население Китая. Демографическая политика

Китайская Народная Республика — самая многонаселенная страна в Азии и на земном шаре. После образования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения, и в 1953 году была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения — 582,6 млн. человек (без Тайваня). Вторая перепись населения КНР состоялась в 1964 году, численность населения на эту дату составило 698,6 млн. человек. Летом 1982 года проводилась третья общенациональная перепись населения; численность составила 1008,2 миллионов человек, то есть впервые превысила 1 миллиард человек. Данные переписи 1990 года показали, что население 29 провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд. человек. Население КНР за 1949 – 1990 год выросло на 618 миллионов, с 542 до 1160 млн. человек, средний абсолютный прирост составлял около 15 млн. человек. По переписи 2000 года население КНР составило 1,2 млрд человек. Население КНР к концу 2006 г увеличилось на 114 млн и составило 1,314 млрд человек (1 314 480 000 человек). Такой «демографический взрыв» обусловлен рядом факторов.

В силу вековых традиций китайские семьи обычно были многодетными и считались счастливыми, если в семье рождались сыновья, потому что, женившись, они приводили в дом своих жен — дополнительные рабочие руки. Сыновья — что было весьма важно — обеспечивали родителям спокойную старость. «Имеешь дом — не бойся стужи, имеешь сына — не бойся нужды», — говорили в старину. Дочь же, уходившая к мужу, не могла оставаться опорой родителям.

Росту численности населения в КНР, безусловно, способствовали ликвидация голода, определенное повышение материального благосостояния, улучшение системы здравоохранения, ликвидация различного рода инфекционных заболеваний уже в первые годы народной власти, что привело к сокращению детской смертности, увеличению продолжительности жизни.

Немаловажную роль в быстром росте населения сыграла демографическая политика, проводившаяся государством в течение первых десяти лет. Утверждалось, что каждый человек, достигший трудоспособного возраста, — это прежде всего рабочие руки, и поэтому в ходу был лозунг: «Чем больше рабочих рук, тем больше объем производства, тем больше накопления». При этом, однако, не учитывались относительная ограниченность плодородных земель, источников энергии в стране, ее общая экономическая отсталость. В первых государственных планах обращали внимание лишь на производственные показатели в целом, но почти не принимали в расчет темпы роста населения. Считалось, что большое население представляет собой огромный потенциал трудовых ресурсов, который создает благоприятные предпосылки для ускорения социально-экономического развития в условиях развернувшегося строительства основ социалистического общества.

Лишь в середине 60-х годов была осознана ошибочность официальной политики в области народонаселения, стали приниматься меры, направленные на снижение уровня рождаемости. Однако проведение мероприятий, ставивших своей целью контроль над рождаемостью, не было систематическим, повсеместным и глубоко продуманным. Годы же «культурной революции» практически свели к нулю и те небольшие успехи, которые были достигнуты в ходе осуществления этих мероприятий. Была дезорганизована деятельность государственных учреждений и общественных организаций, занимающихся «планированием семьи».

В 70-е годы китайское руководство оказалось вынужденным пойти на принятие строгих экономических и социальных мер, регламентирующих рождаемость. Всем органам власти на местах было указано проводить в жизнь лозунг: «Одна семья — один ребенок». Плановый рост населения объявили одной из важнейших задач, стоящих перед государством. При ее решении предусматривается взять под строгий контроль быстрый и чрезмерный его прирост с тем, чтобы к 2000 году его численность не превышала 1200 миллионов человек. По мнению китайских демографов, если этого не добиться, то достигнутые в экономической области результаты, будут сводиться на нет.

С целью обуздания чрезмерной рождаемостью разработана система мер наказания «нарушителей» принципа «одна семья — один ребенок». На них налагают штрафы, производят вычеты из зарплаты. Они в последнюю очередь получают жилье, их детей (второго, третьего ребенка) не берут в детские сады, иногда и к обучению в школе, не будут принимать в высшие учебные заведения. Родители, нарушившие указанный принцип, рискуют даже потерять работу.

Напротив, для супружеских пар, соблюдающих установку «одна семья — один ребенок», предусмотрены различные льготы. Они получают надбавку к заработной плате до достижения ребенком 14 лет, пятипроцентную надбавку к пенсии. У них право на первоочередное получение жилья, устройство ребенка в детский сад. Политика сокращения рождаемости поощряет аборты, а также стерилизацию как женщин, так и мужчин.

Девиз «одна семья — один ребенок» воплощает собой политику не только жесткую, но подчас и жестокую. Ее осуществлением занимается министерство по делам планирования семьи, которое в Китае называют одним из силовых министерств. Оно располагает штатом в несколько сот тысяч человек и имеет представителей во всех административных единицах, вплоть до волостей. Министерство содержит свой научно-исследовательский центр и сорок предприятий по производству противозачаточных средств. Их бесплатно получают более 200 млн. супружеских пар. Оно также имеет клиники и медпункты, где можно бесплатно сделать аборт (которым нынче в Китае кончается каждая четвертая беременность). Ежегодно соглашаются на стерилизацию более 20 млн. мужчин, уже имеющих одного или двух детей (это составляет почти половину подобных операций в мире).

В то же время среди населения остается различное отношение к государственной политике планирования семьи. Большая его часть правильно понимает демографические установки правительства. Однако исследование современной демографической ситуации в КНР и репродуктивного поведения китайского населения показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где население ориентируется не менее чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствуют и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости. Следствие этого — участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй иметь одного ребенка желают лишь 5% семей, 2-х детей — 51%, 3-х и более — 44%. Кроме того, можно нередко слышать, что иметь одного ребенка в семье ненормально с психологической точки зрения, поскольку родители всегда обеспокоены возможностью того, что с их ребенком может произойти какой-нибудь несчастный случай.

В целом в стране превышаются установленные государством нормы рождаемости. В ряде семей имеется двое, а то и трое детей. Люди предпочитают отделываться штрафом за рождение ребенка «сверх нормы». В народе говорят, что они «покупают» себе детей. Когда таких супругов спрашивают, почему они не желают соблюдать установленный «лимит», они обычно отвечают: «Если рождаются девочки, мы готовы потратить несколько тысяч юаней, чтобы иметь мальчика. Деньги можно легко заработать, а сына получить нелегко».

Проблемы народонаселения накладывают отпечаток на разнообразные стороны жизни китайского общества — экологическую и продовольственную ситуации, особенности занятости и роста производительных сил в целом, характер производственных отношений.

Проблемы, связанные с ростом количества населения

Обострение проблемы занятости

С 50-х годов в Китае наблюдались два всплеска рождаемости. Первый происходил с 1954 г. по 1957 г. Тогда количество новорожденных ежегодно превышало 20 млн. Второй — с 1962 г. по 1975 г. Данные третьей переписи населения Китая показывают, что и в 1981 г. после 10 лет применения планового деторождения количество новорожденных за год составляло 20,7 млн. человек. При очень низкой смертности населения в возрасте от 0 до 14 лет — с конца 70-х годов до 1996 г. — в Китае ежегодно более 20 млн. человек входило в трудоспособный возраст.

В итоге уже в 1990 г. численность трудовых ресурсов составила 754,5 млн. человек — 65,6% от всего населения; среди них социально занятые — около 614 млн. человек. В 1996 г. количество лиц трудоспособного возраста возросло до 850 млн. человек и к концу прошлого века превысило 900 млн. человек. По абсолютной численности экономически активного населения КНР находится на первом месте. Населению трудоспособного возраста в Китае присущи следующие особенности: масштабность; быстрый рост; значительная доля в общей численности населения; длительный период продолжающегося увеличения.

В Китае на рынке труда предложение постоянно превышает спрос. Очевидно, перед Китаем еще довольно длительный период будет стоять проблема трудоустройства. Ее «давление» будет обострять противоречие между «равенством» и «эффективностью», мешать реформам в общественной экономике.

Вопрос социального равенства является очень важным и чувствительным. Малейшая неосмотрительность при решении этого вопроса может вызвать беспорядки в обществе. С другой стороны, если Китай хочет построить систему рыночной экономики, нужно использовать механизм конкуренции и экономической эффективности.

Давление со стороны проблемы трудоустройства в основном вызвано избытком рабочей силы в деревне. Решение вопроса, связанного с излишней рабочей силой в сельской местности, уже стало важнейшим фактором, определяющим успех реформ в деревне. Это привело к выбору: либо пустить крестьян в города, что вновь приведет к проблемам, либо ограничить сюда их переселение и, в конечном счете, ограничить развитие деревни

Проблемы образования населения

Немало проблем, существующих в Китае, в значительной мере вызвано низким уровнем образования.

В первые годы народной власти достигнуты большие успехи в области образования. Была близка к полной ликвидации неграмотность. Большое развитие получила общеобразовательная и высшая школа. Однако политика «большого скачка», «культурная революция» отрицательно сказались на образовании. Хотя в последнее время многое исправлено, положение остается тяжелым. По данным статистики, 23,5% жителей страны неграмотны и полуграмотны. К 1982 г., через 32 года после создания КНР, количество населения увеличилось на 566 млн., и только 325,2 млн. человек получили образование: 157,1 млн. — на уровне начальной школы, 52,5 млн. — второй ступени средней школы, 5,8 млн. — на уровне техникума, 3,18 млн. — высшее. По данным четвертой переписи населения Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте старше 12 лет в среднем имело образование на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше было 182 млн. человек, из которых подавляющее большинство проживало в сельской местности. Число неграмотных женщин составляет 70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек имели начальное образование, что составляло 47% от общей численности населения страны. 170 млн. получили среднее образование. Доля лиц, имеющих высшее образование, составила только 0,6%, студентов вузов — 0,12% от всего населения. Это значит, что процент лиц, поступающих из начальной школы в среднюю, невысок, а из средней школы в вуз еще ниже.

Нынешнее отставание в образовании, несомненно, будет влиять на дальнейшее развитие экономики и общества в целом. По данным зарубежных исследований, половина национального дохода США является результатом повышения образования рабочей силы. Согласно исследованиям, проведенным в Японии, степень образования работников влияет на техническое преобразование: если уровень образования рабочих поднимается на один класс, то уровень техники — на 6%. Обычно, чем ниже уровень образования, тем меньше национальный доход страны.

Таким образом, низкий образовательный уровень населения является важным фактором, отрицательно влияющим на социально-экономическое развитие Китая. Быстрый рост численности населения помешал накоплению материальных средств и вложению капитала в образование. В 1965 г. в Китае расходы на одного учащегося начальной школы составляли 19,96 юаней в год, на одного учащегося средней школы — 88,89 юаней. К 1978 г. из-за увеличения численности населения ежегодные расходы уменьшились соответственно до 12,61 и 37,57 юаней.

Обострение продовольственной проблемы

В связи с обострением демографической проблемы ухудшается обеспечение населения продовольствием и товарами широкого потребления. После создания КНР уже за короткий период времени она вошла в число стран-лидеров по производству основных сельскохозяйственных продуктов. На сегодняшний день по количеству производимого зерна, мяса, рапса Китай уже занимает первое место в мире. Объем производства зерна в Китае с 113,2 млн. тонн в 1949 г. возрос до 394 млн. тонн в 1988 г., т. е. в 2,5 раза. Производство зерна с одного гектара за этот период также увеличилось в 2,5 раза. Это огромные темпы развития. Объем же производства основных сельскохозяйственных продуктов на одного человека увеличился незначительно. Это зависит от численности жителей страны.

Из-за невысокого объема производства на душу населения основная часть зерна идет на питание людей. И это создает сложности для скотоводства. Объем производства свинины, говядины и баранины на 22,4% меньше среднемирового уровня. Производство куриных яиц на 17,2% ниже, чем среднемировой уровень. Объем производства продуктов водного промысла на 60,5% ниже среднемирового уровня. В дальнейшем будет трудно сохранить даже такой низкий уровень, потому что количество населения страны стабильно увеличивается примерно на 15 млн. человек в год, а вместе с этим увеличивается и потребность в зерне.

Сегодня на Китай приходится более 20% всего населения земного шара. Однако на его территории всего около 7% мировых пахотных земель. Положение усугубляется еще и тем, что в последние годы общий объем производства зерна в стране не растет и в течение ряда последних лет не превышает 500 млн. тонн, а население продолжает увеличиваться с каждым годом. На «едока» приходиться 370 килограммов зерна в год. Между тем еще несколько лет назад этот показатель равнялся 400 килограммам. Более того, обрабатываемые площади ежегодно сокращаются на 300 – 400 тысяч гектаров.

Информация о работе Демографическая политика Китая