Демографическая ситуация на Дальнем Востоке. Региональная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование демографических процессов на Дальнем Востоке, в постсоветский период в течение последних нескольких лет; анализ таких демографических показателей как рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, половозрастная структура населения, миграция, и их влияние на демографическую ситуацию; рассмотрение роли государства в регулировании демографических процессов на Дальнем Востоке; выявление причин сложившегося кризиса, чтобы сделать соответствующие выводы по которым можно представить будущее демографической ситуации в Дальневосточном Федеральном округе.

Содержание

Введение
1. Характеристика демографических процессов на Дальнем Востоке
1.1 Общая характеристика населения
1.2 Динамика рождаемости в регионе
1.3 Динамика смертности, влияние ее на демографическую ситуацию
2. Половозрастная структура населения на Дальнем Востоке
2.1 Динамика половозрастной структуры населения на Дальнем Востоке
2.2 Половозрастная структура населения в последний период
3. Оценка миграционных потоков на Дальнем Востоке
3.1 Динамика миграционных процессов в регионе
3.2 Влияние миграции на демографическую ситуацию
3.3 Влияние государства на миграцию населения
4. Национальный состав населения Дальнего Востока России
5. Региональная политика
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая демографическая ситуация на Дальнем Востоке.docx

— 121.53 Кб (Скачать файл)

Эмиграция населения также имеет свои позитивные и негативные последствия. К негативным относятся снижение ВВП, потеря лучших квалифицированных кадров, отток капиталов. Положительный эффект может дать временная трудовая миграция, при которой сокращается безработица, повышается квалификация выехавших временно на работу за рубеж, регулярно поступают из-за рубежа денежные переводы семьям, при возвращении мигранты привозят накопленный капитал.

Миграция является неотъемлемым компонентом роста населения, и поэтому формирование рациональной региональной политики в области миграции является существенным фактором устойчивого развития региона.

 

 

3.3 Влияние государства  на миграцию населения

 

Сейчас в России нет миграционной политики, способной адекватно отвечать на вызовы современности. Программа демографического развития страны должна предусматривать комплекс мер, направленных на достижение следующих целей: первое – удержание местного населения; второе – привлечение русскоязычного населения из других регионов России и стран СНГ; третье – контролируемое привлечение трудовых ресурсов из зарубежных стран с четким определением количества, гражданства, уровня образования и специальности, перспектив натурализации и т.д.

В рассматриваемой проблематике есть и определенные подвижки. Так, в частности с января 2006 г. Федеральная миграционная служба ведет центральный банк данных по учету иностранных граждан, проживающих в РФ. В нем накапливается информация об иностранных гражданах, поступающая от федеральных органов исполнительной власти и организаций, оформляющих регистрацию при пересечении государственной границы и по месту проживания.

Что касается задачи удержания населения Дальнего Востока и привлечение русскоязычных семей из других регионов и стран СНГ, то путь здесь один – развивать экономику, создавать рабочие места и поднимать уровень жизни. Основными мерами могут быть:

– создание системы льготного кредитования жилищного строительства для проживающего населения, переселенцев из северных районов в южные районы дальневосточных территорий и мигрантов, прибывающих из бывших республик СССР; выделение земельных участков для индивидуального и кооперативного жилищного строительства в городах и пригородных зонах, рабочих поселках и сельской местности;

– разработка государственной программы по переселению проживающих в районах Севера и приравненных к ним местностях с целью упорядочения оттока населения, ориентируя его направленность в южные районы Дальнего Востока. Переселение должно вестись организованно, с помощью государства, с минимальными экономическими и психологическими потерями для людей;

– введение правил упрощенного и ускоренного предоставления российского гражданства для мигрантов из бывших республик СССР;

– создание в южных районах Дальнего Востока современной и престижной системы образования на основе преимущественного бюджетного финансирования.

4. Национальный состав населения  Дальнего Востока России

Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 года в Дальневосточном федеральном округе проживало 6 млн 291 тыс. 865 чел., что составляет 4,61 % населения России.

 Национальный  состав:

- русские в 5 млн 470 тыс. 759 чел. (81,74 %)

- якуты в 435 тыс. 610 чел. (6,51 %)

- украинцы в 283 тыс. 000 чел. (4,23 %)

- корейцы в 61 тыс. 946 чел. (0,93 %)

- татары в 55 тыс. 361 чел. (0,83 %)

- белорусы в 45 тыс. 342 чел. (0,68 %)

- лица, не указавшие  национальность в 43 тыс. 747 чел. (0,65 %)

- эвенки в 24 тыс. 761 чел. (0,37 %)

- эвены в 18 тыс. 737 чел. (0,28 %)

- азербайджанцы в 18 тыс. 094 чел. (0,27 %)

В конце XX - начале XXI веков произошёл рост этнического самосознания малочисленных народов Севера. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. В ряде мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы «родовые угодья», территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закреплённые за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.

Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. Во многих национальных сёлах и посёлках общины этих народов стали единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими ряд социальных функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощённую систему налогообложения.

На территории Дальнего Востока проживают следующие коренные народы:

- алеуты (Камчатская обл., Корякский АО),

- алюторцы (Корякский АО),

- долганы (Республика Саха (Якутия),

- ительмены (Корякский АО, районы Камчатской области, Магаданская область),

- камчадалы (Районы Камчатской области, Корякский АО),

- кереки (Чукотский АО),

- коряки (Корякский АО, районы Камчатской области, Чукотский автономный округ, Магаданская область),

- нанайцы (Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область),

- негидальцы (Хабаровский край),

- нивхи (Хабаровский край, Сахалинская область),

- ороки (ульта) (Сахалинская область),

- орочи (Хабаровский край),

- удыгейцы (Приморский край, Хабаровский край),

- ульчи (Хабаровский край),

- чуванцы (Чукотский АО, Магаданская область),

- чукчи (Чукотский АО, Корякский АО),

- эвенки (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область),

- эвены (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский АО, Корякский АО, районы Камчатской области),

- эскимосы (Чукотский АО, Корякский АО),

- юкагиры (Республика Саха (Якутия), Магаданская область).

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

 

 

5. Региональная политика  Дальнего Востока.

Сегодня все мы являемся участниками исторического процесса, особенность которого – формирование новой геополитической роли восточных регионов страны. Они могут и должны стать базой возрождения России. С другой стороны нельзя исключать угрозы, что восточные регионы РФ могут стать частью азиатских держав – Китая, Индии, Японии, что приведет к изменению геополитической карты мира.

К сожалению, у нас существует отрицательная геополитическая динамика. Причин много, но главная из них – сокращение дееспособного населения. Последствиями этого явления уже в ближайшие годы станет острый дефицит людских ресурсов для подъема экономики и сельского хозяйства, невозможность эффективного освоения природных ресурсов, слабость коммуникаций, сложности с мобилизационными ресурсами для Вооруженных Сил и многие другие.

Для того чтобы коренным образом изменить сложившуюся демографическую ситуацию на Дальнем Востоке, целенаправленная государственная политика должна предусматривать решение первоочередных комплексных задач, направленных на:

- закрепление постоянного  населения в Дальневосточном  Федеральном Округе;

- установление особого  статуса и гарантий государственной  поддержки естественных зон оседлости  в южных районах Дальнего Востока;

- создание в южных  районах Дальнего Востока (Амурская  область и Еврейская автономная  область, Хабаровский и Приморский  края) более предпочтительных условий  для жизни и труда по сравнению  с европейскими районами России .

В целях стабилизации численности населения и преодоления негативных тенденций в демографическом развитии Дальнего Востока необходимы безотлагательные меры по развитию службы охраны материнства и детства, по внедрению системы налоговых льгот для предприятий бизнеса разного уровня, выделяющих на постоянной основе средства на помощь многодетным семьям, на содержание детей в детских учреждениях. Важно реализовать комплекс долговременных мер, способствующих повышению качества жизни дальневосточников. В их числе:

- обеспечение доступности  здравоохранения и образования, услуг транспорта, энергетики и  жилищно-коммунального хозяйства;

- создание условий  для льготного кредитования жилищного  строительства;

          - введение правил упрощенного и ускоренного предоставления российского гражданства для мигрантов из бывших республик СССР, прежде всего мигрантов, имеющих российские национальные корни, которые прибывают на Дальний Восток.

В целях стабилизации численности населения в ближайшей перспективе и его роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, преодоления негативных тенденций в демографическом развитии Дальнего Востока необходимо ввести дополнительные государственные компенсирующие меры, направленные на стимулирование рождаемости, сокращения смертности по "региональным причинам" и увеличения продолжительности жизни населения. Поскольку проблема рождаемости лежит в области экономики, эта проблема вполне в компетенции государства. Для этого увеличения рождаемости сделать детей экономически выгодными для родителей. Деньги, вложенные в рождение и воспитание детей, должны возвращаться родителям с прибылью. Для этого достаточно реформировать пенсионную систему. Если раньше, в аграрный период, дети были живой пенсией, опорой в старости, то сейчас пенсия формируется из трудовых накоплений самого пенсионера. Связь между родителями и выросшими детьми при такой системе разорвана, и дети помогают родителям только эпизодически. Для того, чтобы восстановить экономическую связь между ними, достаточно перечислять пенсионные отчисления детей непосредственно их родителям, минуя пенсионный фонд. Для этого надо принять соответствующий закон. С другой стороны, привлекательность рождения детей будет расти с увеличением процента пенсионных отчислений. В советское время и до пенсионной реформы отчислялось 29% фонда заработной платы, сейчас (видимо, в связи с недостатком денег в пенсионном фонде) этот процент уменьшили до 20%. Более того, не обязательно ждать пенсионного возраста. Такие перечисления можно делать сразу, как только дети начинают самостоятельную жизнь.

     Вполне понятно, что только изменение приоритетов государственной политики в отношении Дальневосточного региона, быстрейшая разработка и принятие самостоятельной федеральной программы по стабилизации социальной и демографической ситуации на Дальнем Востоке, осуществление мероприятий по обеспечению занятости населения, привлечению и закреплению мигрантов из бывших республик СССР сможет кардинально улучшить сложившуюся обстановку в восточных регионах страны.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сейчас численность населения Дальнего Востока - более 6,3 млн. человек. Городское население составляет 76%. Дальний Восток - самый малонаселенный район Российской Федерации. Средняя плотность его населения 1.2 человек на 1 кв. км. По территории района население размещено крайне неравномерно. Наиболее высокая плотность - более 12 человек на 1 кв. км. в Приморском крае. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха, Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0.3 - 0.8 человек на 1 кв. км. Население отличается пестротой национального состава. Подавляющее большинство населения - русские. Живут здесь также много украинцев, татар, евреев и большая группа коренных народностей - коряков, нанайцев, нивхов, ульчей, удэгейцев, ительменов, эвенков, алеутов, чукчей, эскимосов и др.

В настоящее время неблагоприятная демографическая ситуация во всех субъектах Дальневосточного Федерального Округа, характеризуется рядом особенностей:

1. Перераспределение  источников сокращения населения.

2. Непрекращающийся процесс  старения населения.

3. Практическая утрата  потенциала демографического роста.

Сегодняшняя Россия, не говоря уже о Дальнем Востоке, мало пригодна для рождения детей. Главная причина – тотальная бедность населения. Речь даже не идет о тех слоях населения, которые живут в нищете. Проблемы испытывают и так называемый средний класс, к которому причисляют и работников бюджетной сферы.

 

 

 

Литература

1. География населения России/Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2010

2. Население России. Демографический справочник. М.: Финансы, 2011

3. Демография и статистика населения: Учебник/И.И.Елисеева, Э.К.Васильева, М.Л.Клупт и др./Под ред. И.И.Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2010.-668 с.: ил.

4. Актуальные проблемы миграции. Международные механизмы защиты прав беженцев. - М.: Звенья,2010.-208 с.

5. Миграция и безопасность в России/Под ред. Г.Витковской. - М.: Интердиалий+, 2009.-341 с.

6. Не по своей воле…: история и география принудительных миграций в СССР/П.М.Поляк.-М.:Мемориал,2006.-328 с.

7. Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и перспективы: материалы научно-практической конференции 10-11 февраля 2006 г./Под ред. Ю.В.Сиротина.-Благовещенск:Приамурье, 2009.-399 с.

Информация о работе Демографическая ситуация на Дальнем Востоке. Региональная политика