Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:52, реферат
Исходя из практического значения степени загрязнения пригородной зоны п. Заречный, целью исследования является оценка динамики экологического состояния окружающей среды пос. Заречный и результаты ее воздействия на здоровье населения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
* выявить основные источники антропогенного воздействия на окружающую среду;
* замерить интенсивность движения автотранспорта и количество автомобильных газов, выделяемых в окружающую среду, а также составить график иных выбросов вредных веществ, выделяемых в атмосферу;
* на основе статистических данных определить ведущие виды заболеваний населения пос. Заречный, обусловленных главными источниками загрязнения окружающей среды.
Введение …………………………………………………….стр.3
Особенности влияния человека на окружающую среду...стр.4
1. Автотранспорт………………………………….…стр.4
2. Топливно-энергетический комплекс………….стр.8
3. Воздействие окружающей среды на здоровье населения
п. Заречный ……………………………………..стр. 10
Заключение………………………………..………стр.11
Список литературы………………………………стр.12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ
№ 61 для одаренных
детей
Исследовательская работа
Конференция
«Первые шаги в
науку»
Динамика антропогенного воздействия
на состояние окружающей среды
пригородных зон
(на примере пос. Заречный)
Секция:
«География»
Улан-Удэ
2008
Содержание
Введение
…………………………………………………….стр.3
Особенности влияния
человека на окружающую
среду...стр.4
3. Воздействие окружающей среды на здоровье населения
п. Заречный ……………………………………..стр.
10
Заключение………………………………..………
Список литературы………………………………стр.12
Введение
Актуальность темы:
Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей внутри системы ”общество-природа”, но выдвигают, как наиболее актуальную, проблему сохранения сбалансированного состояния окружающего мира. В связи с проблемой сохранения природы, широкое распространение приобретают идеи контроля за состоянием окружающей среды, в том числе, пригородных зон, активно включенных в технологию рационального природопользования. Динамика изменений их экологического статуса является индикатором преобразования человеком географической среды и фиксируется в колебаниях пространственных и субстанциональных характеристик географических объектов во времени. Изучение и оценка этих изменений имеет большое практическое значение, т.к. позволяет определить здоровье человека в пригородных зонах.
Исходя из практического значения степени загрязнения пригородной зоны п. Заречный, целью исследования является оценка динамики экологического состояния окружающей среды пос. Заречный и результаты ее воздействия на здоровье населения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования – является состояние окружающей среды пос. Заречный.
Предметом исследования – факторы и динамика загрязнения окружающей среды и последствия их влияния на здоровье населения пос. Заречный.
Практическая значимость: исследования
по изучению динамики антропогенного
воздействия на окружающую среду могут
быть использованы в работах по экологической
и валеологической проблематике.
Особенности влияния человека на окружающую среду
1. Транспорт
На рубеже XXI века человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис, который однозначно указывает на антропогенную токсикацию нашей планеты. Человек перешел допустимые экологические пределы воздействия на все компоненты биосферы, что в конечном итоге поставило под угрозу существование современной цивилизации. В связи с этим академик Н.Н. Моисеев не раз отличал, что антропогенная нагрузка на биосферу возрастает стремительно и, вероятно близка к критической. Ибо человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг - и человечество сорвется в пропасть. Одно необдуманное движение - и биологический вид homo sapiens может исчезнуть с лица земли.
Человек загрязняет атмосферу уже многие тысячи лет, однако ранее последствия этого были незначительными. Например, дым мешал дыханию, а сажа ложилась черным покровом на потолке и стенах жилища. Это начальное загрязнение воздуха не представляло проблемы, ибо люди обитали тогда небольшими группами, занимая обширные территории. Лишь за последние 100 лет развитие промышленности «одарило» нас такими «ноу хау» производственного прогресса, последствия работы которых человек даже не мог до этого представить.
Существует много источников загрязнения, среди которых основные: промышленность, котельные, транспорт. Доля этих источников в общем загрязнении воздуха сильно различается от места. Для большинства крупных городов характерно сильное и интенсивное загрязнение атмосферы.
Например, увеличение в России за последние годы парка автомобилей вывело автотранспорт в ряд самых значительных загрязнителей атмосферного воздуха. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия единой государственной политики, направленной на стимулирование разработки и внедрения передовых технологий, позволяющих снизить токсичность двигателей и моторных топлив. Отечественные автомобили морально устарели, однако промышленность продолжает производить чрезвычайно токсичные карбюраторные двигатели, тогда как индустриально развитые страны постоянно модернизируют производство более экономично и менее токсичных бензиновых моторов.
Экологические проблемы автотранспорта г. Улан-Удэ, обусловленные конструкционными характеристиками двигателя и используемого топлива, усугубляются существующими климатическими условиями эксплуатации – длительная суровая зима требует большого расхода энергии. К тому же плачевное состояние дорог, отсутствие в городе пунктов диагностики токсичности двигателей и организация дорожного движения все равно не позволяет выдерживать экономичные режимы эксплуатации двигателей с минимальной токсичностью.
В отличие от стационарных
источников загрязнения
Подавляющая часть автомобилей имеет двигатель внутреннего сгорания, работающего на бензине. При работе таких моторов в воздух попадает большое количество продуктов неполного сгорания топлива, в том числе окись углерода, углеводороды, соединение азота и серы, разнообразные смолы. В воздушную среду г.Улан-Удэ выбрасывается 21404 т/год отравляющих веществ. По своему валовому выбросу город относится к 1-й категории опасности. Автомобильные газы представляют собой чрезвычайно сложную, недостаточно изученную смесь компонентов – работающий автомобиль выделяет в окружающую среду более 280 веществ и соединений, обладающих токсичным действием. Состав выхлопных газов значительно колеблется и зависит от ряда факторов: тип двигателя (карбюраторный, дизельный), режима его работы и нагрузка, технического состояния, качества топлива, квалификации и опытности водителя (таблица №1).
Значения пробеговых выбросов (г/км) для различных групп автомобилей
СО |
NO
(в перес-чете на NO) |
СН |
Сажа |
SO |
Фор-маль-
дегид |
Соеди-нения свинца | Бенз(а)-
пирен | |
Л | 19,0 | 1.8 | 2.1 | - | 0,065 | 0.006 | 0.019 | 1.7·10 |
ЛД | 2,0 |
1.3 |
0.25 |
0.1 |
0.21 |
0.003 |
- |
- |
ГК<3т и М | 69,4 |
2.9 |
11.5 |
- |
0.20 |
0.020 |
0.026 |
4.5·10 |
ГК >3т | 75,0 |
5.2 |
13.4 |
- |
0.22 |
0.022 |
0.033 |
6.3·10 |
АК | 97,6 | 5.3 | 13.4 | - | 0.32 | 0.03 | 0.041 | 6.4·10 |
ГД | 8,5 | 1.7 | 6.0 | 0.3 | 1.25 | 0.21 | - | 6.5·10 |
АД | 8,8 |
8.0 |
6.5 |
0.3 |
1.45 |
0.31 |
- |
6.7·10 |
ГГ | 39,0 |
2.6 |
1.3 |
- |
0.18 |
0.002 |
- |
2.0·10 |
Учитывая, что свинец, диоксид азота и сернистый ангидрид относятся к первой категории опасности, а оксид углерода – ко второй, есть основания отнести атмосферные выбросы автотранспорта к первой категории, т.е самой опасной. Из данных таблицы следует, что по большинству приведенных компонентов дизельные двигатели экологичней карбюраторных. Но автомобили с дизельным двигателем выделяют значительное количество сажи и частиц копоти ультрамикроскопических размеров.
В поселке
Заречном проходит магистральная улица,
на которой сосредотачивается до 60-80%
всего автомобильного движения, то есть
эта магистраль в среднем загружена примерно
в 10-15 раз больше, чем остальные улицы и
проезды. Исследуя участок магистрали
М55 Улан-Удэ – Иркутск на территории Бурвода,
длина которого 950 м были обследованы
структуры и интенсивность движущегося
автотранспортного потока. С целью получения
исходных данных о выбросах загрязняющих
веществ наблюдения организовывались
в летний сезон года (июнь, июль, август)
по одной неделе. Подсчет проходящих по
данному участку автомагистрали транспортных
средств проводился в течение 20 минут
в час «пик» (7.30, 12.30, 17.30). За весь период
исследования было отмечено 3616 движущегося
автотранспорта. (таблица №2).
Таблица №2 Количество движущегося автотранспорта
различных групп за одну неделю каждого месяца
Легковые | Легковые дизельные | Грузовые карбюра-торные и микроавто-бусы | Грузовые
дизельные |
Автобусы карбюра-торные | Автобусы
дизельные |
Грузовые газобалонные,
работающие на сжатом газе |
всего | |
Июнь | 485 | 412 | 110 | 102 | 24 | 116 | 28 | 1277 |
Июль | 420 | 398 | 98 | 87 | 20 | 89 | 23 | 1135 |
Август | 492 | 402 | 88 | 85 | 23 | 92 | 22 | 1204 |
всего | 1397 | 1212 | 296 | 274 | 67 | 297 | 73 | 3616 |