Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 17:30, реферат
Цель данного исследования:
проследить историю переписи на Руси;
обобщить статистические данные по естественному и механическому приросту населения в отдельных волостях Печорского района и в городе Печоры;
проследить динамику изменения показателей;
получить наглядное представление о тенденциях развития показателей прироста населения г. Печоры и отдельных волостей;
выявить наиболее проблематичные и наиболее перспективные волости;
Введение
История переписи населения на Руси
История переписи населения города Печоры
Динамика естественного и механического прироста населения Печорского района
Выводы
Содержание работы:
Международный конкурс
« Мир воды глазами детей»
Айда Катя, 14 лет, 8 класс.
Дом детского творчества,
ул. Мира, д. 19, г. Печоры,
тел.: 2-28-38
Руководитель: Иванова Н.Г.
***************************
Домашний адрес:
пл. Октябрьская д. 4, кв. 1,
г. Печоры,
тел.:2-19-43
Введение
Цель данного исследования:
Показатель естественного
Демография (от греч. demos
— народ и «графия»), наука
о закономерностях
Сокращение показателей естественного и механического прироста населения для района нежелательное явление.
Уход населения с территории, где оно проживало, свидетельствует о том, что природные или социальные условия данного места не отвечают требованиям населения, и оно отдает предпочтение какой-то другой территории.
История переписи населения на Руси
С описаниями, подобными переписи, мы встречаемся еще в глубокой древности. Известно народоисчисление, произведенное в Китае в XXIII столетии до Р. Х. Числовые данные о торговле, доходности земель, налогах и т. п. этой страны также относятся к очень древнему периоду ее истории, а начиная с XII в. до Р. Х. народоисчисления становятся здесь периодическими. Индийские священные книги Ману предписывали правителям производить описания с целью узнать силы своих врагов и свои собственные и исчислить доходы и войско. Численные описания производились в древней Персии и в Египте; ими пользовался Геродот в своих описаниях этих стран. Особенного внимания заслуживают численные описания у древних евреев. Книга "Числа" содержит в себе подробное исчисление лиц мужского пола, способных носить оружие. Подобные сведения содержатся также в книгах Паралипоменон, Ездры и Неемии. В книге Иисуса Навина приведены весьма обстоятельные сведения о поземельном кадастре евреев и т. д.
Первые известные нам переписи составлены были татарами в XIII веке, для сбора с населения татарской дани. Когда сбор дани перешел от ханских чиновников к княжеским, князья, от времени до времени, посылали своих "писцов" и "данщиков" переписывать старых и вновь поселенных плательщиков, для обложения их данью. Сами книги, составлявшиеся писцами, носили в то время название "данских" книг. Василий Темный завещал сыновьям произвести общую перепись; Иоанн III принялся за систематическое описание присоединенных земель.
К концу XV и началу XVI века относятся древнейшие уцелевшие до нашего времени описания (преимущественно новгородских "пятин"). «Пятинами» - назывались пять частей, на которые делилась Новгородская область. Они носили названия: Вотская, Шелонская, Обонежская, Деревская и Бежецкая. Название пятин встречалось и в других местах. В. Соловьев полагает, что все «пятины» кроме новгородских, произошли вследствие церковного разделения на «десятины».
В XVI веке писцовые книги начинают составляться периодически: к этому времени, вероятно, за ними укрепляется и само название "писцовых".
Трудно сказать, были ли производимы какие бы то ни было переписи в России до татарского нашествия. Если они и производились, то, вероятно, имели характер инвентарных описаний и во всяком случае касались лишь небольших районов. О производстве переписи татарами для исчисления причитавшейся с населения дани мы имеем прямые свидетельства памятников. Первая перепись предпринята татарами в 1245, вторая — в 1259, 3-я — в 1273, 4-я — в 1287 году, причем каждый раз переписи эти касались отдельных частей тогдашней России. "Окаяннии, — говорится в летописи, — изочтоша всю землю русскую, токмо не чтоша игуменов". В летописи мы находим и объяснение того, что следует разуметь под татарским "числом": татары предоставляли населению "ятися", т. е. соглашаться о "числе", но иногда соглашение не могло состояться, так как "творяху бо себе бояре легко, а меньшим бе зло", и татарские чиновники, приезжавшие "по число", должны были начать "ездити по улицам писати дома хрестьянские". Очевидно, что "число" было не что иное, как похозяйственная перепись, имевшая целью определить не число населения, а число "домов", т. е. хозяйств, и размер падавших на каждое из них платежей. Непосредственное взимание татарами дани с русского населения продолжалось недолго.
Первое "большое письмо", т. е. генеральная перепись, составлена была в Московском государстве, в промежутке 1538—1547 гг. Тотчас по окончании переписи задуманы были правительством обширные финансовые реформы: податной единицей сделалась определенная площадь распаханной земли - «соха»; начали также различать качество земли и принадлежность ее тому или другому сословию.
Соха - была податной единицей в Московском государстве начиная с XIII века и до середины XVII века. Уже в 1275 г. великий князь Василий Ярославович привез дань хану по полугривне «с сохой или с двух работников», за этой попыткой освободиться от приезда татарских "численников" следовали другие, окончившиеся полным успехом.
В XVIII в. упоминание о сохе встречается в межевой инструкции 1766 года. Сошное письмо выросло на земледельческой почве, но стремление московской финансовой политики ввести однообразие в податную систему привело к тому, что эта единица была приноровлена и к потребностям городского обложения. Это было тем удобнее сделать, что соха с самого начала была не поземельной мерой, а финансовой единицей, выражавшей определенных размеров капитал, с которого московское правительство брало часть процентов в виде подати. Значение сохи несколько раз менялось. Определение ее сводится, главным образом, к двум типам — или к количеству труда, или к размеру земельной площади.
Время и ближайшие обстоятельства такого превращения сохи выясняются из анализа главным образом "сошных выписей". Анализ дает нам два типа этих выписей: в более древнем типе сообщаются сведения о количестве дворов, их рабочем мужском населении и о количестве сошного письма; в более позднем типе указывается количество и качество пашни. Во второй половине XVI века соха является определенной земельной площадью.
Соха, как податная единица, применялась и к посаду. Посадские люди по степени зажиточности делились на:
В основу нового "письма" пришлось, поэтому, положить "меру", т. е. измерение земель: оценка качества земли, хотя и очень грубая, сообщила новой переписи характер кадастра.
При этих условиях вторая
генеральная перепись
С попыткой произвести перепись во всех частях государства мы встречаемся лишь в начале XVII в. Мысль об этом была высказана на земском соборе 1619 г. ввиду крайней неравномерности распределения податного бремени. В 1684 году еще раз предположено было произвести перепись как земель, так и крестьян и бобылей на пространстве всей России ввиду развившихся до крайности поземельных споров и установившегося правила, что запись в писцовых или переписных книгах за помещиком или вотчинником служить доказательством "крепости" им названных лиц. Эта перепись, как и предыдущие, коснулась, однако, далеко не всех местностей. Вообще цифры писцовых и переписных книг не отличаются точностью. Перепись XVII в. не удовлетворяли требованиям периодичности, повсеместности и единовременности, предъявляемым к современным переписям; кроме того, в этом веке не было учреждения, которое могло бы объединить деятельность писцов, часто исполнявших обязанности не только чиновников по статистике финансового ведомства, но и судейские и межевые.
Дозорные книги — один из видов писцовых книг Московского государства; точная характеристика их при современном состоянии разработки писцового материала невозможна. Книги "письма и меры", "письма и дозору" и, наконец, "письма и приправы" суть три вида писцовых книг Московского государства. В 1680-х гг. правительство приступило к составлению новых писцовых книг, но предприятие это не было доведено до конца вследствие новых перемен в податной системе, сделавших писцовые книги совсем ненужными для финансовых целей. Дело в том, что уже вскоре после переписи 1620-х гг. и правительство, и плательщики почувствовали неудобства существовавшей системы обложения. Правительство, облагая землю и тяглых земледельцев, не могло привлечь к уплате податей многочисленные категории лиц, не сидевших на тяглой земле. С другой стороны, население принуждено было платить за тяглую землю даже тогда, когда часть жителей с этой земли разбегалась.
Таким образом, одна часть населения "избывала платежи", а другая "платила лишнее" за беглых. По настойчивым просьбам плательщиков, правительство царя Алексея Михайловича, тотчас после его вступления на престол, приступило к переписи, при которой, вместо описания земель, должны были описываться дворы. В отличие от "писцовых" книг предыдущих трех переписей, новые книги получили название "переписных".
В два года (1646—48) составление подворной переписи было закончено повсеместно. Но ожидания плательщиков не исполнились: правительство стало взимать по новой переписи (т. е. с дворов) только новые налоги, преимущественно экстренного, военного характера; из старых же только "полоняничный" налог был переведен с "сохи" и "живущей четверти" на двор (1649). Остальные налоги платились по-прежнему по "писцовым" книгам и продолжали возрастать. Новые жалобы населения побудили, наконец, правительство царя Феодора Алексеевича к более решительному шагу. Тотчас по вступлении его на престол начато было составление второй генеральной подворной переписи — "переписных книг 1676—78 гг.".
По окончании этой переписи были переведены с сохи и живущей четверти на "двор" все прямые налоги, которые продолжали еще уплачиваться с "сошного письма".
Перепись 1676—78 гг. по отношению к большей части России сохранила свою силу вплоть до введения ревизий.
Помимо финансового значения, писцовые и переписные книги имели также юридическую силу во всех тех случаях, когда надо было доказать право собственности на описанную в них землю или на записанных в книгах крестьян. Следствием этого прямого юридического значения писцовых книг, как крепостного документа, явилось и косвенное значение их (сохраняющееся до настоящего времени), как документа, доказывающего дворянское происхождение владельцев населенных имений и их наследников.
Как исторический источник, писцовые и переписные книги в высшей степени важны для изучения экономической, финансовой и сословной истории России, а также историко-статистических, историко-этнографических и колонизационных вопросов. Писцовые переписные книги составлялись "писцами", получавшими из центрального приказа "наказ" и копию с предыдущей писцовой книги данной местности (эта копия носила название "приправочной" книги).
В писцы назначались окольничие, стольники или дворяне; их сопровождали дьяки или подьячие. Приехав в центральный город местности ("уезда"), которую предстояло описывать, писцы отбирали показания ("сказки") землевладельцев и затем должны были проверить эти сказки "налицо" — на месте, в селах и деревнях. Эта обязанность, впрочем, не всегда выполнялась писцами. Проверенные на месте сказки составляли "черную" книгу Перебеленная копия с этой книги отправлялась в приказ (обыкновенно поместный, ведавший служилое землевладение, — но также и в другие, ведавшие финансовые сборы с тех или других городов).
В случае значительных
В городе описывались прежде всего казенные укрепления, постройки и военные запасы, затем дворы. Далее следовало описание "посада" — по приходам, улицам, сотням или слободам: описывались при этом сперва дворы и лавки, затем пожни и угодья. Описание уезда велось по волостям и станам; описывались черные земли, поместья, вотчины, монастырские и церковные земли. В каждом владении описание начиналось с самых крупных поселений, сел с их церквями; за селами следовали деревни, починки, пустоши и т. д.
Информация о работе Динамика естественного и механического прироста населения Печорского района