Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:41, курсовая работа
Уголь - самый распространенный в мире энергетический ресурс. Уголь стал первым видом ископаемого топлива, используемым человеком. Уголь – вид горючих ископаемых, представляющий собой окаменевшие остатки древних пресноводных растений и отличающийся качественными характеристиками и условиями залегания. Уголь является важным природным ресурсом, прежде всего, благодаря своей энергетической ценности.
Цель работы заключается в рассмотрении динамики развития угольной промышленности Кузбасса.
Введение
2
1 Кузнецкий угольный бассейн
3
1.1Основные центры угледобычи
1.2 Способы добычи угля
1.3 Геологическая история
1.4 Характеристика территории бассейна
1.5 Характеристика угля
1.6 Применение угля
1.7 Крупнейшие угольные компании
1.8Важнейшие угледобывающие предприятия и их размещение
2 Проблемы и перспективы развития угольной промышленности Кузбасса на современном этапе
Заключение
Список используемой литературы
— организации в области выпуска
горнодобывающей техники с высокими техническими
показателями и умеренными ценами в сравнении
с импортным оборудованием, что позволит
не только снизить себестоимость добычи
и переработки полезных ископаемых, но
и создать рабочие места для высококвалифицированного
персонала, решив тем самым отчасти проблему
занятости местного населения.
Эти последствия позволят сократить
издержки производства (себестоимости)
на уровне ниже расчетной инфляции (10 %),
несмотря на увеличение средней зарплаты
до 12000 руб/мес. и затрат на обновление
техники на шахтах и разрезах для снижения
уровня износа основных активных фондов
с 48 % в 2000 г. до 30 % в 2008 г. и поддержания
их на этом уровне в последующие годы.
При этом налогооблагаемая база в угольной
отрасли возрастет прямо пропорционально
приросту производства (объему реализации
угольной продукции) и приросту цены единицы
реализуемого угля.
В 2000 г. от реализации угольного товара в целом по Кузбассу в бюджеты всех уровней поступило около 7,69 млрд. руб. денежных средств, годовой фонд заработной платы составил 5,34 млрд. руб., средства на реновацию и капитальный ремонт основных фондов — 2,09 млрд. руб.
В результате реализации Программы развития угольной промышленности Кемеровской области до 2020 года будет получен прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, увеличена заработная плата трудящихся, а, следовательно, и покупательная способность, и за счет увеличения амортизационных отчислений предприятия получат возможность обновить основные фонды. Ориентировочные расчеты увеличения суммы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, заработной платы и амортизационных отчислений.
Вторая проблема. Сегодняшние
тепловые электростанции спроектированы
на потребление рядового угля, не обогащенного.
Львиная доля поставок угля на станции
идёт напрямую с шахт и разрезов, поэтому
его зольность составляет 30-40%. А новую
генерацию нужно строить в расчёте на
лучшее качество угля. Значит, должно быть
обогащение угля. На действующих и новых
тепловых электростанциях её никто строить
не будет, поэтому нужно развивать обогащение
по месту добычи. В Кузбассе в этом направлении
сделано немало: обогащается уже 68% всего
добываемого угля, что в 3 раза выше общероссийского
показателя. В то же время есть острая
потребность в строительстве новых современных
обогатительных фабрик, установок, сортировок,
которые будут обогащать уголь сразу после
его добычи.
Третья проблема – охрана окружающей
среды. Сегодня экология становится абсолютно
новым показателем, который у нас в стране
пока не действует, а уголь считается грязным
топливом. Поэтому экологические факторы
уже встроены в рынок электроэнергии.
В принципе, это вторая топливная составляющая
в цене на электроэнергию, поэтому нужно
уже на стадии проектирования предусматривать
на новых станциях чистые угольные технологии.
Правда, тогда стоимость новых тепловых
станций будет на 15-20% выше уже существующих.
Для сравнения: в Китае сегодня строят
тепловые станции по цене 800 долларов за
1 кВт мощности, в Европе – 1,6 тыс. долларов
– за 1 кВт, а чистые угольные технологии
потребуют уже 2 тыс. долларов. Нокомпенсировать
эти дополнительные затраты можно сегодня,
если научится работать на международном
рынке торговли вредными выбросами. Здесь,
как известно, выплачивают компенсацию
за снижение вредных выбросов в атмосферу. Сокращая
выбросы углекислого газа (СО2), можно сократить
расходы на строительство новых угольных
станций. Сейчас 1 тонна сухого СО2 стоит
15-20 долларов, а в будущем будет стоить
100 долларов. В энергетике России пока
такого подхода к решению экологической
проблемы нет. Если не заняться этим сегодня,
то затраты на экологию станут серьёзным
тормозом развития угольной генерации.[4]
Четвертая проблема. Уже неоднократно
ставили вопрос перед Правительством
России – прекратить угольную выдачу
лицензий на новые угольные месторождения.
Аукционы изжили себя. Месторождений осталось
мало. Необходимы конкурсы, в условиях
которых должны быть заложены требования
по полному обогащению угля, решения проблем
безопасности, включая, предварительную
дегазацию угольных пластов. При освоении
новых крупных месторождений угля помимо
обогатительных фабрик нужно строить
предприятия по глубокой переработке
угля и тепловые электростанции прямо
на месте добычи угля. Тем более, уже сейчас
только в Кузбассе дефицит электроэнергии
составляет 25%. Надо решить, что выгоднее:
вырабатывать электроэнергию на месте
или ежедневно грузить 8 тысяч полувагонов
и отправлять уголь из Кузбасса во все
концы страны и за рубеж.
Пятая проблема. С учётом того,
что Кемеровская область расположена
в географическом центре страны на расстоянии
4,5 тысяч километров до границ, что на западе,
что на востоке, добыча угля требует постоянного
развития железнодорожного транспорта.
Мало добыть уголь – его еще надо доставить
потребителю. Сегодня в Кузбассе накоплен
огромный опыт совместной взаимовыгодной
работы угольщиков и железнодорожников.
В 2002 году промышленники, собственники
угольных компаний, впервые в современной
России вложили свои средства в развитие
государственных магистральных железных
дорог. В ноябре 2005 года была подготовлена
и утверждена новая Программа развития
железнодорожного транспорта на 2006-2008гг.
с расходами в 17,7 млрд. рублей. Её реализация
идет полным ходом. Кроме того, собственники
угольных предприятий Кузбасса продолжают
работу по развитию угольных терминалов
в 13 морских портах России от Мурманска
до Дальнего Востока. Так строится технологическая
цепочка полного цикла – от добычи до
морского фрахта.
И ещё один серьёзный вопрос – безопасность труда шахтёров. Только в 2008 году в обеспечение безопасности в Кузбассе было вложено 5 млрд. рублей, на 1,5 млрд. рублей больше, чем в 2007 году. А всего за последние десять лет в безопасность направили свыше 19 млрд. рублей. В результате травматизм со смертельным исходом в нашей области снижен за 10 лет в 5 раз! Количество аварий уменьшилось в 2 раза! Причины аварийности в угольной промышленности уже неоднократно обстоятельно анализировались. Они и в следствиях кризиса 90-х годов, и в крайней изношенности основных фондов (на некоторых шахтах она доходит до 80%), и в серьёзном отставании отраслевой науки, и в природных факторах. Играют свою негативную роль также безответственность некоторых руководителей, низкая дисциплина труда среди некоторых шахтёров. Конечно, сказывается и то, что многие шахты Кузбасса относятся к одним из самых трудных в мире по показателям метановой опасности. Если сравнить опасность шахт в разных странах мира по 10-балльной шкале, то те кузбасские шахты, на которых за последние годы произошли взрывы с трагическими последствиями, это шахты с девяти- или десятибалльной опасностью. Поэтому недостаточно просто купить несколько единиц дорогого оборудования. Нужны комплексные изменения в проектировании шахт, в организации процессов добычи и обслуживания, в обучении персонала и во многом другом. Основной упор надо делать на открытую добычу угля, где нет аварий, активнее применять новейшие технологии – вплоть до безлюдных, как, например, на шахте «Распадская». Очень много зависит и от так называемого «человеческого фактора», от успешного решения кадровой проблемы. За последние десять лет ни один выпускник горных вузов Москвы и Санкт-Петербурга не появился на кузбасских шахтах, работают только выпускники наших вузов, но их катастрофически не хватает. Трудно найти грамотного директора, главного инженера, специалиста. Необходима поддержка и в создании федерального университета для подготовки специалистов угольной, металлургической, строительной и химической отраслей. Кроме того, нужна высокая дисциплина самих шахтёров. Но самое главное – нужно кардинально менять сознание занятых в угольной отрасли людей, приучать к ежеминутной и непрерывной оценке всех рисков.
Заключение
Информация о работе Динамики развития угольной промышленности Кузбасса