Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:17, реферат
В науке о природопользовании основным понятием являются природные ресурсы и их использование. В современном понимании природные ресурсы – это тела и силы природы, которые непосредственно используются в сфере хозяйственной деятельности для получения материальных и других благ. Природные ресурсы имеют природное происхождение, однако для того, что бы превратить их в сырьё, топливо, энергию требуются затраты труда на их освоение, добычу, воспроизводство, сохранение. Вследствие этого, они становятся компонентами социально экономической сферы. Таким образом, природные ресурсы принадлежат природной и социально-экономической сфере и становятся главным объектом природопользования.
В скором времени Россия может ощутить дефицит не только чистой воды, но и земельных ресурсов. Крайне неудовлетворительно ведутся работы по восстановлению земель, нарушенных горными работами, геологоразведкой и.т.п. проведение таких работ осложнено кризисным финансовым положением горнодобывающих предприятий, их неплатёжеспособностью, а в ряде случаев распадом и ликвидацией.
По расчётам, Россия находится на пятом месте среди стран, обладающих эффективной территорией (кв. км./чел.):
Бразилия - 8,054
США - 8,0;
Австралия - 7,68;
Китай - 5,95;
Россия - 5,5;
Канада - 3,6;
Казахстан - 2,62;
Следовательно, площадь эффективной территории в России в 1,5 раза меньше, чем в США и всего лишь в 2 раза больше, чем Казахстане. Да и вытянута она на многие тысячи километров, что очень затрудняет организацию транспорта. Кроме того, чрезвычайно важна оценка площадей, пригодных для устойчивого, а не рискованного земледелия. Практически все сельскохозяйственные угодия России расположены в районах рискованного земледелия, и большие территории находятся в зоне многолетней мерзлоты, достаточно лишь взглянуть на карту России.
Наряду с этим в стране есть прекрасные почвы, но их мало, и они подвержены засухам и эрозии. Поэтому основная проблема сельского хозяйства состоит не в том, что бы превратить его в высокодоходную экспортную отрасль, способную конкурировать с западными странами, а в том, что бы прокормить население своей страны. Если сравнивать, например, Россию с Канадой, которая тоже расположена в северном регионе, то надо иметь в виду, что все северные города и большинство с/х угодий Канады расположены на одних широтах с Киевом и Курском. Вегетационный период в России на 100 дней короче, чем во Франции, Италии и Австрии. Россия самая холодная страна на планете, и для того, что бы поддерживать такой же уровень жизни, как в упомянутых странах, нам нужны, в частности, разные затраты энергии. В России они должны быть больше в 2-3 раза, чем в Западной Европе. Для сравнения. Чтобы обеспечить среднепланетарный уровень жизни, Россия должна производить 18,9 т условного топлива на человека в год. В то же время энергонасыщенная Япония потребляет не более 3 т.
1.3 Охрана земельных ресурсов
Охрана земель включает систему организационных, экономических, правовых, инженерных и других мероприятий, направленных на защиту земель от расхищения, необоснованных изъятий из с/х оборота, нерационального использования, вредных антропогенных и природных воздействий в целях повышения эффективности природопользования и создания благоприятной экологической обстановки. Охрана земель предусматривает: защита почв от эрозий, солей, подтопления, заболачивания; рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия; снятие и сохранение плодородного слоя почвы, с тем, чтобы использовать его для рекультивации земель; установление особых режимов пользования для земельных участков, имеющих природоохранное и историко-культурное значение.
Все землевладельцы, землепользователи и арендаторы, независимо от форм и сроков использования земель, осуществляют работы по защите и повышению качества земель за счёт собственных средств и несут ответственность за ухудшение экологической обстановки. Общественный земельный контроль осуществляется общественными организациями на основании уставов этих организаций. Для нормального функционирования службы контроля за правильным использованием земель следует на всех с/х угодьях осуществлять мониторинг земель и соблюдать государственный земельный кадастр. Мониторинг земель - это систематическое наблюдение за состоянием земельного фонда для своевременного выявления динамики и устранения негативных процессов и тенденций. Мониторинг состоит из системы данных о распределении земель между владельцами и землепользователями, о продуктивности земельных ресурсов, деградации почв и загрязнении земель. Данные мониторинга предоставляются всем органам государственного и общественного контроля. Государственный земельный кадастр - предназначен для обеспечения землевладельцев, землепользователей и арендаторов информацией о состоянии земель в целях организации их рационального использования и охраны, совершенствования управления земельными ресурсами и обоснования платы за землю. Новый Закон о земле устанавливает плату на основе земельного кадастра. Что получено даром, бесплатно, то не ценится. И это одна из причин бесхозяйственного, даже преступного отношения к земле. Закон о земле предусматривает строгий государственный контроль за использованием и сохранностью земель. В тех странах, где земля в значительной мере является частной собственностью, за её сохранностью установлен жёсткий контроль со стороны государства. И если фермер не соблюдает необходимых требований, то по закону он лишается права собственности.
2. Законодательство по природопользованию
2.1 Закон о земле
В связи с привлечение внимания общества к проблемам рационального природопользования сформировалась ветвь права - экологическое законодательство. Оно включает десятки законов и подзаконных актов, сотни Постановлений и указов в которых устанавливаются правовые отношения природопользователей к природным ресурсам и окружающей среде. Разработаны отраслевые законодательства по использованию основных видов природных ресурсов. Среди них земельное законодательство, которое включает «Земельный кодекс РФ», и постановления о порядке использования и выделения земель, об охране земель, об установлении границ между землепользователями, об улучшении и рекультивации нарушенных земель, положения о мониторинге земель и кадастре земельных угодий. Остановимся на некоторых нормативных документах.
В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию земельных платежей, которое предполагает установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц, расчет ставок земельного налога в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель, выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель, ужесточение контроля за сбором земельных платежей и их перечислением в соответствующие уровни бюджетов, завершение инвентаризации земель, проведение их оценки, учета и государственной регистрации, существенное сокращение льгот по земельному налогу. Следует отметить, что вышеперечисленные требования, предъявляемые к нормам земельного законодательства, нашли свое отражение в новом Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ, Кодекс).
Основные принципы земельного законодательства
Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как, о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. Природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в с/х и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
- приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
- участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
- приоритет сохранения особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
- платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
- разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому, правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
- дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Объектами земельных отношений являются:
- земля как природный объект и природный ресурс;
- земельные участки;
- части земельных участков.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Собственность на землю граждан и юридических лиц
1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.