Интересные факты о Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:08, реферат

Краткое описание

Мы с Вами проезжаем по Проспекту Мира… Он впоследствие переходит в Ярославское шоссе.
Слева от автобуса – Останкинская башня. Ее высота — 540 м, и это пятое в мире по высоте свободно стоящее сооружение после небоскрёба Бурдж-Халифа (Дубай), Небесного дерева Токио (Токио), телебашни Гуанчжоу (Гуанчжоу) и телебашни Си-Эн Тауэр (Торонто). Первое название Останкинской телебашни - «Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия СССР».

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИВЕТСТВИЕ.doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

 

В 1727 г., уже после смерти Петра I, Иван Затрапезнов подал прошение в Мануфактур-Коллегию о предоставлении  «градской пустой земли длиною двести пятьдесят, шириною двести сажень для  размножения той их мануфактуры» и получил эту землю.  В том же 1727 году Затрапезновым были отданы в Санкт-Петербурге «полотняная и каламинковая мануфактура и часть бумажной мельницы инструментов».

 

Это было начало большой Ярославской  мануфактуры.

 

При Иване Затрапезнове полотняная ярославская мануфактура насчитывала более двухсот станов и около них до 6000 мастеров и работников. Затрапезновы изготовляли полотна, как простые, так и самые тонкие, выделывали шелковые и шерстяные материи, скатерти и салфетки, по качеству не уступавшие голландским и, судя по ценам на них, рассчитанные на богатых покупателей. Изделия поставлялись к высочайшему двору и в большом количестве вывозились за границу. Когда 1731 году в Мануфактур-Конторе были показаны скатерти и салфетки Затрапезновских фабрик, то указом признавалось, что они изготовлены "против заморских без охулки".

 

Вырабатывались в Ярославле  и дешевые ткани. Особенно широким  распространением пользовался род  тика, простая пестрядина, употреблявшаяся  для домашнего платья; по имени  хозяев мануфактуры она называлась «затрапез». Отсюда и пошли выражения «затрапезное платье», «быть в затрапезном виде». При мануфактуре была большая красильня. Отдельно существовала бумажная фабрика, но качество бумаги было не высоким.

 

В 1723 г. при полотняной мануфактуре было построено шелкоткацкая фабрика. Здесь производились ленты, которые отличались не только своим качеством, но и очень высокой ценой.

 

Были у Затрапезновых в Ярославле  маслодельня, лесопильный и кирпичный  заводы.

 

В 1741 году сыновья Максима Затрапезнова произвели раздел, в результате которого Дмитрий Затрапезнов получил деньги, сто ткацких станков, участок земли и два здания на левобережной части. В 1742 году Дмитрий пустил свою полотняную фабрику.  В Ярославле оказались две полотняные мануфактуры, которые находились во владении Затрапезновых. Чтобы различать их, построенную на правом берегу Которосли стали называть Ярославской Большой мануфактурой, а другую, располагавшуюся на левом берегу и принадлежавшую Дмитрию, прозвали Ярославской Малой мануфактурой.

 

После смерти Ивана Затрапезнова Ярославская  Большая Мануфактура перешла  к его сыну Алексею, у которого в 1764 году ее купил Савва Яковлевич  Яковлев. При нем и его наследниках  она по-прежнему производила изделия, известные всей Европе и пользовалась особенным вниманием всех русских монархов и других особ царского дома, которые в бытность свою в Ярославле удостаивали ее, предпочтительно перед другими промышленными предприятиями, своим посещением.

 

Первый колокололитейный завод в Ярославле

В 1742 году в Ярославле начала работать " Ярославская Малая мануфактура".  Владельцем этого полотняного производства был Дмитрий Максимович Затрапезнов. Несколько лет спустя он создал при мануфактуре первый в Ярославле колокололитейный завод.

 

Первый колокол на этом заводе был отлит в 1750 году для храма Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. Наиболее значимый заказ в эти годы завод получил на литье двух колоколов весом 700 и 400 пудов для колокольни кафедрального Успенского собора. При этом 700-пудовый колокол был не продан, а пожертвован храму. Для выполнения особенно важных заказов, Дмитрий Затрапезнов приглашал московских литейщиков.

 

На протяжении пятидесяти лет этот завод снабжал колоколами всю  губернию. До появления колокольного завода в Ярославле, колокола  либо привозили из Голландии, либо отливали в городе приглашенные московские мастера. Со времени устройства Дмитрием Максимовичем Затрапезновым колокололитейного завода, привоз колоколов из других городов совершенно прекратился. После смерти Дмитрия Максимовича, в 1795 году его внуки продали завод, как и всю Ярославскую Малую мануфактуру,  Григорию Дмитриевичу Углечанинову. Окончательно завод прекращает свое существование в 1832 году.

 

Позднее лить колокола для Ярославля  и Ярославской губернии стали  заводы Чарышникова и братьев Оловянишниковых.

 

Бирон в Ярославле

После смерти императрицы Анны Иоанновны  ее фаворит герцог Эрнст Иоганн Бирон  был сослан в Пелым, а затем  императрицей Елизаветой по ее вступлении на престол (1742) был водворен в Ярославле. Здесь Бирон прожил 19 лет, и только когда к власти пришел Петр Ш, большой поклонник всего иноземного, был возвращен в Петербург.

 

Бирон жил на набережной Волги в  доме купца Мякушкина, где позднее  помещался острог. В здании, которое  построили на этом месте, размещалось  городское училище. Ныне это здание Управления образования.

 

Вместе с Бироном в Ярославле  жили его братья Карл и Густав. Во время ссылки в Ярославле Бирону разрешили дважды в неделю обедать  с братьями и свободно перемещаться по городу в собственном экипаже.

 

При герцоге Бироне жил немецкий пастор и домашний лекарь Гове, который  состоял у города на службе, но, как  сообщают исторические источники, плохо  исполнял свои обязанности перед  городским населением, хотя и получал  за свою службу солидное по тому времени  вознаграждение.

 

Пастор герцога Бирона имел нескольких учеников, которых обучал языкам и  наукам; в числе этих учеников находился  и знаменитый в истории русского театра Федор Григорьевич Волков.

 

Находясь в почетной ссылке в  Ярославле, Бирон имел вес и влияние в городе. Это подтверждается тем распоряжением, которое он потребовал от администрации города во избежание пожаров: за год до своего отъезда из Ярославля Бирон погорел – и после этого ярославцам было разрешено топить печи лишь дважды в неделю.

 

Сведения о торговле в Ярославле в XVIII веке

«Купцы и мещане торгуют шелковыми, полотняными, шерстяными, суконными, кожевными  и овощными товарами, серебряною, медною и оловянною посудою, медными  колоколами, разными съестными припасами.

 

Хлеб, покупая в низовых местах по Волге, отправляют до Санкт-Петербурга, а часть шелковых и все овощные товары в Москву и Санкт-Петербург, а другая часть шелковых и прочие товары с своих фабрик и заводов за продажею в своем городе отвозят по ярмаркам.

 

Из оных кожи, чулки, вареги, рукавицы, шляпы поярковые составляют знатный торг своего города и в большом количестве отпускаются как вниз по реке Волге до самой Астрахани, так и в другие города государства.

 

Сверх сего находится довольное  число людей разных художеств  и промыслов, из коих делание медной и оловянной посуды, литье колоколов преимущественные против прочих здешними художниками производятся и за удовольствованием здешнего места другие города государства оными снабжаются в немалом количестве, и вообще всего торгу происходит до миллиона рублей.

 

Ярмарка доныне была одна в год…а  с открытием наместничества учреждено  оных две…и каждая по две недели, на которые приезжают как из ближайших  городов  купцы и мещане, так  и из уездов дворяне и крестьяне. Покупают первые разные товары для  своего торга в своих городах, другие же нужное к содержанию, а последние привозят для продажи хлеб, холст, деревянную и глиняную посуду, и приводят на продажу лошадей ценою весьма посредственной».

 

Из  «Географического словаря Российского  государства».

 

Екатерина II и Ярославль

В первый раз Екатерина II посетила Ярославль 25 мая 1765 года. Прибыла она  сюда из Ростова, куда приезжала для  поклонения новому чудотворцу св. Димитрию, мощи которого перекладывались при  ней в устроенную Елизаветой Петровной  раку.

 

Заехав прямо с дороги в Спасо-Преображенский монастырь, а потом в собор, императрица остановилась было в Архиерейском доме, но съездив в тот же день для осмотра на фабрику Затрапезнова, где имелись специальные комнаты на случай приезда царских особ, осталась там.

 

Здесь на другой день государыня принимала  обоего пола дворян, фабрикантов, заводчиков, купечество и съездила затем в  Толгский монастырь. 27 мая императрица  вновь осматривала фабрики Затрапезновых, а также фабрики Гурьевых, Колосова и другие, хвалила старание фабрикантов и поощряла их к большему усовершенствованию изделий.

 

28 мая утром еще раз собралось  в древний архиерейский дом  дворянство и купечество. Здесь  государыня всех допустила к  руке, благодарила за радушный  прием, хвалила местность города, изъявила желание построить для себя в Ярославле дворец и через Ростов же отправилась в Москву.

 

Вторично императрица посетила Ярославль в 1767 году во время путешествия  своего по Волге от Твери до Калязина. Поезд державной путешественницы  состоял из 6 галер и 5 транспортных судов, которые, подъехав к Ярославлю остановились на Стрелке, где устроена была для подъема в гору лестница. Осмотрев в этот приезд свой фабрики, государыня присутствовала на устроенном фабрикантами обеде, и на данном дворянством и купечеством балу, на котором появилась в русском ярославского покроя платье и кокошнике. Ярославцы проводили императрицу до Костромы.

 

Ярославль - родина первого  русского театра

Город Ярославль по праву считается  родиной русского театра. В 1750 году Федор Григорьевич Волков создал здесь первый русский национальный театр.

 

А что, разве не было в России до этого театральных представлений? Почему создание именно этого театра берется за точку отсчета?

 

Театры, конечно, были и до этого. Известно, что в 1665 году во время Масленницы были в Москве арлекины, потешавшие народ своими остротами. 15 января 1671 года во время празденств по случаю вторичного брака царя Алексея Михайловича происходили «комедийные действа» в палатах его, где боярами и боярынями была сыграна первая русская комедия «Баба-яга — костянвя нога».

 

Наконец, были выписаны из-за границы  сменившие бояр «комедийные мастера, плясуны, музыканты и прочие комедиальные знахари». Труппа эта прибыла в  Москву около 1672 года и начала давать драмы м комедии, заимствованные из священной истории.

 

По повелению Петра I от 1700 года в Москве на Красной площади была построена «деревянная театральная  храмина», и в ней ставила пьесы  немецкая труппа. Потом появились  итальянская опера, французская  комедия, которые вытеснили тогда русские драматические произведения, и русские представления приютились только на домашних сценах.

 

И вот в Ярославле Федор Волков создает театр, где пьесы ставились  на русском языке. Это был не домашний, не придворный театр для узкого круга  лиц. В театр, основанный Федором Волковым мог пойти всякий желающий, уплативший 25 копеек за кресла в первом ряду, «гривну и пятак» за средние, «алтын и копейку» за последние.

 

Как это произошло?

 

У Федора Волкова были к тому моменту  и опыт, и знания в театральном  деле, которые он получил за годы учения в Москве и в Петербурге. Вернувшись после учебы в Ярославль, Волков начал обучать братьев и знакомых драматическому искусству. Позднее они и составили труппу первого русского театра. Среди ярославских актеров историческую известность приобрел Иван Афанасьевич Нарыков, переименованный потом в Дмитриевского. В волковскую труппу вошли также цирюльник Шумский, регистратор Иконников, Чулков, два брата Василий и Михаил Поповы.

 

В амбаре, принадлежащем его отчиму, Федор Волков устроил театр. В день именин старца-отчима, 20 июня 1750 года, в присутствии гостей, в числе которых был и ярославский воевода Мусин-Пушкин с местным помещиком Майковым, по окончании обеда Волков пригласил все общество в амбар взглянуть на невиданное в Ярославле зрелище. Вошедшие поражены были увиденным: поставлена была для этого дня драма «Эсфирь», переведенная Волковым с немецкого. Присутствовавшим главным образом и более всего понравились поднимающиеся и опускающиеся облака, «как настоящие», а мать Волкова «расплакалась от радости, что Бог дал ей такое разумное детище».

 

Так в Ярославле, в кожевенном амбаре купца Полушкина, родился русский  театр. Позднее Мусин-Пушкин и Майков собрали между ярославцами, пожертвовав  и сами, сумму для постройки  театра, где труппа Федора Волкова ставила пьесы для ярославцев.

 

Слава о ярославском театре дошла  до Петербурга. Любившая всякие увеселения императрица Елизавета Петровна повелела немедленно «привезти труппу, на почтовых, ко двору». В Царском  Селе вскоре были сыграны «Грешница», «Хорев», «Гамлет».

 

Императрица сама принимала участие  в постановках пьес. Наиболее талантливые  «актиоры» получили высочайшее повеление  остаться в Петербурге; прочих же, наградив, отпустили в Ярославль, где и  «продолжали они увеселять публику».

 

Ярославль - родина первого  провинциального журнала в России

«Уединенный пошехонец» — первый в России провинциальный журнал. Издавался  в течение 1786 года в Ярославле. В 1787 году выходил под названием  «Ежемесячное сочинение». Официальным  редактором журнала был секретарь Приказа общественного призрения В.Д.Санковский, хотя, вероятнее всего, действительным редактором журнала был Алексей Петрович Мельгунов, и само название журнала — «Уединенный пошехонец» — указывает на то, что Мельгунов, уезжая в свое пошехонское имение Суханово, уединялся, отдыхал от дел и готовил к печати вместе с Санковским номера журнала.

 

В журнале наряду с Мельгуновым  и Санковским печатали свои статьи учителя М. В. Розин и И. Ф. Фортунатов, семинарист В. Васильевский, архиепископ  Арсений (Верещагин). Многие статьи печатались анонимно. Тираж журнала едва ли превышал сотню экземпляров. Журнал рассматривался как средство духовного влияния, воспитания читающей публики.

 

В «Уединенном пошехонце» были опубликованы «Сведения о Ярославском наместничестве», историко-географические очерки о городах и уездах Ярославского наместничества. Они были одним из этапов составления топографического описания края.

 

Выпуск журнала завершился в  связи с болезнью и смертью  А.П.Мельгунова. Ныне «Уединенный пошехонец» существует в считанных экземплярах и является библиографической редкостью.

Информация о работе Интересные факты о Москве