Иркутская область

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель моего исследования – показать Иркутскую область как структурную единицу, обладающую природно-ресурсным потенциалом и участвующую в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции. На основе литературных, статистических и картографических источниках составить экономико-географическую характеристику Иркутской области.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Картосхема ………………………………………………………………………4
Глава 1.Экономико-географическое положение Иркутской области…………5
Глава 2.Экономическая оценка природных условий и ресурсов……………..11
Глава 3.Население и трудовые ресурсы………………………………………..18
Глава 4.Хозяйственный комплекс района тяготения………………………….22
Глава 5.Транспортный комплекс района тяготения…………………………..36
Глава 6.Экологические проблемы района……………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

Иркутская область!!!.doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)

    Иркутск, Братск, Усть-Илимск являются самыми крупнми авиапортами в Сибири, способными принимать самолеты самых различных типов. В иркутском аэропорту закончены работы по строительству международного терминала «Иркутск», планируется строительство нового аэропорта, отвечающего всем международным нормам, в долине реки Куды, в районе села Поздняково. Реконструируются аэропорты в Братске, Усть-Илимске.

Виды перевозимых  грузов: каменный уголь, нефтяные грузы, лесные грузы, руда, строит. материалы, удобрения, 

В целом, на экспорт  отгружается 82,3% целлюлозы, 90% бензина, 15,7% дизельного топлива, 27% мазута, почти 100% удобрений, 69,3% пиломатериалов, 33% круглого леса,  около 10% железной руды, произведенных в регионе. 

Импорт                                                                

Экспорт

 

                                                                                                        Таблица 10                                                             

                Характеристика транспортных путей  Иркутской области. 

Регион Железные дороги, тыс. км Речные пути, тыс. км Автомоб.

дороги, тыс. км

Площадь территории, тыс. км Густота ж-д  путей, км/10000 кв. км Густота речных путей, км/1000 кв. км Густота авто-дорог, км/1000 кв. км
СФО 14967 27843 124,833 5114,5 29263 5443,9 2,4
Россия 85,542 101,678 755,182 17075 50 5,9 4,4
Иркутская

обл.

2,5 7,4 19,4 775,8 32,2 9,5 2,5
 
 
 

Протяженность Восточно-Сибирской железной дороги составляет 2144 км в Иркутской области, Байкало-Амурская магистраль – 350 км. При  расчете  протяженностей железнодорожных путей  использовала поправочный коэффициент К = 1,2 – для горной местности. 
 

Вывод: Иркутская область имеет достаточно разветвленную и развитую транспортную инфраструктуру, представленную различными видами транспорта.

Главной транспортной артерией Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. По территории области, от города Тайшета на восток, протянулся западный участок БАМа. Эксплуатационная длина железно-дорожных путей общего пользования составляет порядка 2500 км.

Развитая  сеть автомобильных дорог позволяет перевозить грузы автотранспортом в большинство населенных пунктов области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет более 19 тыс. км.

По территории области протекают крупнейшие судоходные реки - Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска, обусловившие развитие водного транспорта, на долю которого приходится порядка 10% общего грузооборота. Крупнейшие порты расположены на реке Лена - Киренск и Осетрово (Усть-Кут), через них осуществляется перевалка грузов в Республику Саха (Якутия) и в северный морской порт Тикси.

                   

          
 
 
 
 

Глава VI. Экологические проблемы района.

        При взаимодействии общества и окружающей среды в процессе производства происходит изменение ландшафтов и их компонентов, что влияет  на здоровье и образ жизни людей. Чтобы оценить последствия человеческой деятельности и выявить пути рационализации природопользования на исследуемой территории, необходимо определить уровни воздействия  населенных пунктов на окружающую среду.

    Таблица 9

     Уровень воздействия населенных пунктов на окружающую среду

  численность населения  тыс экологическая плотность  населения уровень воздействия
Иркутск 579,3   868,95 299,6
Ангарск 241,5 214,5 73,9
Братск 251 251 86,5
Усть-Илимск 97,9 97,9 33,7
 

     УВ (уровень воздействия) городского поселения  на природную среду. УВ определяется по формуле:

     УВ = ЭПср / Kср,

     где  Kср - табличное показатель, учитывающий экологическую ситуацию и значимость состояния почвы (Кп), атмосферы (Ка), водного бассейна (Кв)

Kср = Кпав/3 = 1,1+1,4+1,25/3=2,9 

Иркутская область является одним из регионов России, который находится под  пристальным вниманием всего  общества не только благодаря богатейшим ресурсам - минеральным, водным, гидроэнергетическим, лесным, охотничье-промысловым, но и как регион, отвечающий за выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения озера Байкал и Байкальской природной территории.

          По данным государственной статистической  отчетности, в 2007 году 522 предприятия области выбросили в атмосферу 489,8 тыс. тонн загрязняющих веществ (2006 год - 520 тыс. тонн). На этих предприятиях сосредоточено 21540 стационарных источников загрязнения атмосферы, из них 14791 (68%) – организованных

   По объему сброса загрязненных вод лидируют следующие города: Братск (22,4% от общего сброса), Ангарск (18%), Иркутск (12,1%), Усть-Илимск (8,6%), Усолье-Сибирское (6,4%). Наибольшему загрязнению подвергаются Братское и Усть-Илимское водохранилища, бассейн реки Ангары. Очистные сооружения в городах Шелехове, Нижнеудинске, Саянске и Черемхово не обеспечивают должного уровня очистки сточных вод, в результате этого весь их объем не соответствует нормативному уровню.

        В водоемы области вместе со сточными водами за 2007 год поступило 287,1 тыс. тонн хлоридов (2006 - 288,1 тыс. тонн), 64,5 тыс. тонн сульфатов (2006 - 68,1 тыс. тонн), 1,4 тыс. тонн азота аммонийного (2006 - 1,2 тыс. тонн), 0,9 тыс. тонн жиров (2006 - 0,9), 91 кг ртути (2006 - 108 кг) и ряд других веществ.  

                                                                                                                                    Таблица 13

                       Характеристика отраслей  по характеру воздействия.

 
 
                Отрасль
Землеёмкость Водоёмкость Cырьеемкость Виды  отходов Воздействие
Твердые Жидкие Пыль, газ На землю На воду На возд. среду  На биосферу На человека
Гидроэнергетика   - В Н   - - - Н Н   - Н -
Добыча  нефти и газа Н Н   - Н Н Н Н   Н С Н
Угольная, сланцев С Н Н С Н С Н Н   С С С
Черная  металлургия С В В С Н С С С   С С В
Цветная металлургия С С В В Н С В В   В В В
Хим. и нефтехим-я Н В С С С С С С   В В В
Машиностроение Н С С Н Н Н Н Н   Н Н С
Лесная  и деревообрабат. С С С С Н Н С Н   Н С С
Целлюлозно-бумажная Н В В С В С С С   С С В
Пром-ть стройматериалов С Н В В Н В С С   В В В
Легкая  пром. Н Н С Н Н Н Н С   С С -
Сельское  хозяйство В В Н С С Н В С   Н С Н
Транспорт С В Н - Н В Н Н    С С С
Лесное  хозяйство В Н Н - - - - -    - - -
ЖКХ С Н - Н В С С В   С В С
 

Бальная оценка совокупного влияния предприятий  различных отраслей хозяйства на окружающую природную среду Иркутской  области составляет 272 балла. 
 
 
 

Вывод:       К началу 2009 г. экологическая ситуация в Иркутской области катастрофическая. Новые проблемы расширения промышленного производства накладываются на нерешенные проблемы прошлого: всесоюзная свалка мышьяка в Свирске, созданная и брошенная на произвол судьбы пятьдесят лет назад военно-промышленным комплексом уже отравляет жителей города и грозит реке Ангара, брошенный цех ртутного электролиза на ОАО «Усольехимпром» в г.Усолье-Сибирское является причиной ртутного загрязнения окрестностей завода, Братского водохранилища на Ангаре, рыб и через них — местного населения (особенно страдают дети), возрастающее загрязнение фтором вокруг разрастающихся алюминиевых заводов компании РУСАЛ, накопление отходов обогащения урана на Ангарском электролизном химическом комбинате атомной промышленности.

        По данным муниципальных образований, 56 объектов (канализационные очистные сооружения) требуют капитального ремонта или реконструкции, так как эксплуатируются с нарушением проектной технологии биологической очистки сточных вод, и многие работают в режиме отстойников.

        Ещё одна остростоящая проблема – несанкционированные свалки. На территории области расположено 173 объекта под городскими и поселковыми свалками. Многие из них не имеют разрешительной документации,объем накопленных отходов определить практически не представляется возможным. На территории Иркутской области за апрель 2008 года выявлено 116 несанкционированных свалок. Самое большое количество незаконных свалок обнаружено на территории Ольхонского и Нижнеудинского районов. Хорошо организована работа по утилизации отходов в городах Ангарске, Иркутске Усть-Илимске, Братске. Всего за время месячника исследовано 562 территории населенных пунктов и предприятий Иркутской области. Составлено 95 протоколов об административных правонарушениях. Выписаны штрафы на сумму 143 тыс. 500 рублей. Всего в Иркутской области, по состоянию на 1 января 2008 года, накоплено 1 млн. 527 тонн отходов. 
 

                                  
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

       На основе комплексной оценки  территории с учетом литературных, статистических, картографических источников мной установлено, что Иркутская область занимает выгодное экономико-географическое положение.

 По  ее территории проходят Восточно- Сибирская железная дорога- часть  Трансибирской железнодорожной  магистрали, соединяющей западные  районы России с восточными, Атлантику с морями Тихого океана, Россию с Китаем, Монголией. Вблизи железнодорожных магистралей сосредоточен ряд месторождений полезных ископаемых, лесные и другие ресурсы неосвоенных районов. По Нижней Тунгуске, Лене, Ангаре и водохранилищам в летнее время поддерживаются регулярные сообщения с северными районами области и республикой Саха.

       По территории иркутской области проходит воздушный путь, связывающий западные страны с восточными, южные районы страны с северными.

      На территории области находится озеро Байкал, имеющее мировое значение, т.к. это чистейший резервуар пресной воды, занимающий 1/6 часть мировых запасов.

      Отраслью специализации Иркутской  области является производство  пиломатериалов, производство готового  проката черных металлов, электроэнергии, целлюлозы товарной.

Иркутская область является одним из наиболее развитых регионов Восточной Сибири, на ее долю приходится около 2,0% промышленного  производства России при 1,7% населения

      Создан мощный экономический потенциал со специализацией на электроэнергетике, алюминиевой, химической, нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей  и целлюлозно-бумажной  промышленности. Предприятия области выплавляют 40% российского алюминия, вырабатывают 7% электроэнергии, производят 13% древесины, 21% целлюлозы, 51,6% поливинилхлоридной смолы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Список литературы. 

  1. Российские  статистические ежегодники. Различные  издания.
 
  1. Лапидус Б.М. Регионалистика: Учеб. пособие для  вузов., М., 2000
 
  1. Географические  атласы России. Различные издания.
 
  1. Экономическая география транспорта / под ред. Н.Н  Казанского. М., 1991
 
  1. Родионова И.А. Экономическая география и  региональная экономика: Учебник., М., 2002
 
  1. Большая энциклопедия транспорта. Под редакцией В.П. Калявина, Спб.,1998.

Информация о работе Иркутская область