История Колумбии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:52, доклад

Краткое описание

История Колумбии, а следовательно и ее государственный строй обуславливаются взаимодействием и, вместе с тем, конфронтацией соперничающих гражданских элит. Политическая, экономическая и социальная элиты взаимодействовали достаточно эффективно на протяжении всей пост-колониальной истории страны. Эта кооперация в целях сохранения власти принесла свои плоды. Она сумела отстранить военную элиту от управления страной. Таким образом, мы сталкиваемся с очень редким случаем в истории всех Латиноамериканских стран: за 180 лет военные управляли Колумбией только трижды, и их сроки правления были очень короткими. Однако, поскольку, военные практически не принимали участия в дележе власти, то борьбу за эту власть вели и ведут другие элиты. Они разделили себя на конкретные группы, которые и поныне противоборствуют на политической арене

Вложенные файлы: 1 файл

История колумбии.docx

— 544.04 Кб (Скачать файл)

 

Первая попытка колонизации  потерпела неудачу, и поселение  Сан-Себастьян-де-Урабу в 1510 г. было уничтожено индейскими племенами, обитавшими на побережье. Погибла и вторая колония, основанная на Панамском перешейке. Третья попытка оказалась успешной - город Санта Марта, основанный в 1525 г., стал первым испанским городом  на континенте. Города Санта-Марта и  Картахена (1533г.) обеспечивали Испании  контроль над побережьем, и это  дало возможность продолжить экспансию  вглубь материка.

Три экспедиционных группы под началом Гонсало Хименеса де Кесады, Себастиана де Белалькасара и Николаса де Федермана прибыли  в центр страны в одно и то же время и с одинаковой целью - найти  несметные сокровища индейцев, которым  было дано мифическое название Эль  Дорадо.

Гонсало Хименес де Кесада поднялся с отрядом в 900 человек  вдоль реки Магдалена, обследуя территорию в поисках сухопутного маршрута в Перу. После восьмимесячного  путешествия по тропическим джунглям и многочисленных стычек с туземцами  люди Кесады выбрались на равнину  центральной Колумбии, где вместо призрачного города Эль-Дорадо обнаружили цветущее государство народа Чибча. Индейцы приняли испанцев за богов  и сдались без сопротивления, их правитель бежал на запад.

Здесь в Андах, в живописной долине с уникальным климатом, на высоте 2600 метров над уровнем моря, куда не заглядывает тропическая жара и высокогорный холод, на равнине, окружённой горными массивами, на месте существовавшего  уже тогда маленького индейского городка, в 1538 Гонсало Хименес де Кесада году основал город Санта  Фе де Богота. В том же году люди команды  Кесады основали город Тунха.Себастиан  де Белалькасар, который после основания  Кито (столицы Эквадора) по приказу  Писарро направился на север, основал  колумбийские города Попайан и Кали в 1536 г. Николас де Федерман по маршруту из города Коро (Венесуэла) основал  город Риоача на севере Колумбии и  далее, по приказу немецких банкиров короля Карлоса V направился вглубь страны.

Подразделения Белалькасара под командованием Хорхе де Робледо  продолжили исследование Кордельер, основывая  различные города вдоль главного хребта Анд от Ансерма до Сантафе  де Антиокия (1541 г.). В последующие  годы Кесада со своими братьями расширили  свои владения, назвав новые захваченные  земли El nuevo reino de Granada, «Новое королевство  Гранада», воспользовавшись названием  королевства Гранада, которое существовало до 1492 года на юге Испании.

 

Королевство включало в себя территории современных Колумбии, Венесуэлы, Панамы, Эквадора и Перу.XVI век в  Америке был характерен наращиванием военных сил для увеличения территорий владения и доходов испанской  короны, навязыванием коренному населению  Америки католической религии как  элемента, узаконивающего в глазах испанских подданных существование  новой империи и откровенным  грабежом сокровищ аборигенов, что  являлось первоочередной задачей завоевателей.

 

Создание империи привело  в качестве контрмер со стороны англичан и французов к широкому пиратству  по всему Карибскому бассейну. Для  коренного населения Америки  одним из самых драматичных стал период, когда конкистадоры прибывали  на континент с единственной целью  – побольше награбить.

 

Личные интересы каждого  конкистадора, пересекались с интересами испанского короля и немецких коммерсантов – Велсера и Фюггера, с интересами религиозных орденов - иезуитов, домиников, августинов, фрацисканцев, а так  же и интересом Папы Римского, который  настаивал на введении контрреформ  против протестантизма. Таким образом, американские клады в большой  части финансировали роскошь  европейских королей, зарождение капитализма, нужды Ватикана, религиозные и  династические войны в течение  почти трех столетий.

 

 

В 1549 г. в Сантафе-де-Богота было основано административное и судебное присутствие (аудиенция) испанских  колониальных властей. Аудиенции были подчинены правители Санта-Марты, Попаяны, Антиокии, Картахены, Боготы, Иланос-Касанаре, Сан-Мартина. Президент  аудиенции подчинялся вице-королевству  Перу. Со стороны церкви было создано "Святое Офисио" в Картахене.

Но из-за отсутствия дорог  между городами и сложного рельефа  местности не было возможности создать  централизованную систему власти Гранады, поэтому подчинение власти носило скорее номинальный характер.

Из-за завезённых европейцами  болезней стала сокращаться численность  коренного населения Америки.

К концу XVII века новый приток переселенцев и смешанные с индейцами  браки изменили демографическую  ситуацию Королевства. Его экономика  основывалась на горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве и небольшой  по масштабам текстильной отрасли. Так же применялся труд рабов-индейцев на золотых приисках Чоко и Антиокии, плантациях долин Каука и Магдалены, на прибрежных низменностях. С начала XVI века индейцы могли отработать или выплатить дань золотом –  была введена система «энкомиенда», которая практиковалась до 1700 года. Потом частные лица уже не могли  воспользоваться энкомиендой, но индейцы  всё равно жестоко эксплуатировались.

Католическая церковь  играла огромную роль в жизни Новой  Гранады. Её основной задачей было обращение  коренных жителей Америки в христианство – в католическую веру. «Духовная  конкиста» - так можно было назвать  этот процесс. Под патронажем церкви строились школы, больницы. Политическое настроение населения в эпоху  аудиенции с 1549 по 1740 гг. оставалось вполне благонадежным. Но к индейской  культуре, традициям и обычаям  церковь относилась с полным пренебрежением. Своих подопечных аборигенов священнослужители  называли не иначе как «говорящая скотина».Только члены Ордена иезуитов, самого могущественного Ордена в  Римско-Католической Церкви, относились к туземцам уважительно и учитывали  их интересы.

В 1718 Новая Гранада становится самостоятельным вице-королевством (этот статус был ликвидирован в 1723, восстановлен в 1740). В состав нового вице-королевства входят также Эквадор, Венесуэла и Панама (1751г). В этот период разрастается и укрепляется  бюрократическая система королевства  с целью усиления централизации  власти, расширения транспортной инфраструктуры, развития торговли в пределах Новой  Гранады. Население империи увеличивается, развивается торговля, появляется слой местной аристократии – креолы –  испанцы, рождённые в Латинской  Америке.

 

Колонизация идет своим чередом: не совсем успешные попытки приручения индейцев, привоз африканских рабов  для работы на шахтах и для постройки  укреплений прибрежных городов от пиратов, введение монополии на торговлю полезными  ископаемыми со старым светом, обработка  земли (в основном для выращивания  продуктов внутреннего потребления), производство таких экспортных товаров, как шкуры, какао, табак, древесина, хлопок, хинин. Одновременно с этим возникает некоторое недовольство населения действиями властей, которое, впрочем, быстро и радикально подавляется.

Культурная жизнь также  идет по особому пути: искусства  работают в основном на религию; теология, охота за ведьмами и евроцентризм - это то, вокруг чего вертелась основная интеллектуальная жизнь. Создаются  первые учебные заведения в стране, в основном, как инициатива религиозных  органов (например Коледж Максимо де Сантафе - действующий и по сей  день). На этом этапе становятся более  явными различия в правах между европейцами  и американцами - креолами. Впоследствии у тех и других оказались различные  интересы, у одних -разбогатеть, а  у других- иметь достойную жизнь  на своей земле. Силами «новых испанцев»  была сформирована Ботаническая Экспедиция, которая помимо действительно научных  исследований распространяла ещё и  политические идеи, беспокоившие креолов. Они заключались в недовольстве дискриминационными мерами, принятыми  в отношении креолов - запрет на их участие в органах управления страной, непомерными размерами  налогов в пользу Испании, разграблением  основных ресурсов и богатств страны, что не приносило населению совершенно никаких благ, и несогласии с введенной  политикой против аборигенов. Свою работу Экспедиция вела до начала событий, установивших независимость.

Образование, как это было принято в колониях, находилось в  ведении церкви. В столице было открыто четыре колледжа для детей  знати, а для остальных существовали церковно-приходские школы, обычно испытывавшие недостаток средств. Грамотными в то время было не более 5% детей и  взрослых. Развитию путей сообщения  препятствовал расчлененный горный рельеф. Большинство дорог представляли собой тропы, практически не проходимые для колесных экипажей. Даже в конце  колониального периода путешествия  по суше были настолько трудны, что  из Пасто в Картахену проще (и  быстрее) было добираться морем.

Многие характерные особенности  политической структуры Колумбии сформировались еще в колониальную эпоху. В политическом отношении ее отличала слабость центральной  власти, которая оказывала лишь незначительное влияние на жизнь таких районов, как Антиокиа, Каука, Панамский перешеек и побережье. Наибольшую ценность для  экспорта представляло золото, однако основой колониальной экономики  служили крупные хозяйства –  асьенды и натуральное крестьянское хозяйство. Большинство населения  составляли сельские жители; к концу  колониального периода доля горожан  достигла лишь 5%. Коренное население, изначально относительно немногочисленное, резко  сократилось в процессе колонизации, и в населении Новой Гранады  стали преобладать европейские  переселенцы, частично смешавшиеся  с индейцами; меньшую роль играли африканцы, завезенные в качестве рабов  для работы на рудниках. В результате смешения сложилась метисская культура при доминировании испанского элемента. Главенство в духовной жизни быстро захватила церковь, однако в дела светской власти она вмешивалась  редко. Ее богатства были чрезвычайно  велики; в этом отношении церковь  Колумбии можно сравнить с церковью Кубы и Чили (хотя она значительно  уступала Мексике). Разобщенность колониального  общества и существование в нем  многих групп с различными интересами приводили к конфликтам.

 

Между 1785 и 1810 г. среди креолов  все большее распространение  получали идеи реформирования власти, отмены рабства, ограничения власти правительства. Было уделено внимание развитию образования. Был создан и  открыт первый театр, газета, университет. В начале XIX века ещё никто из подданных  королевства не сомневался в необходимости  тесных связей с Испанией, но скандалы в королевской семье, напряжённость  в отношениях креолами и европейскими испанцами обострили политическую обстановку в Новой Гранаде.

Настоящей прелюдией к  началу действий за независимость в 1781 г., явилась стычка населения с  властями в северо-восточной части  страны в г. Сокорро, в связи с  введением новых налогов, которую  назвали бунт Лос-комунерос. Бунт постепенно распространился и на другие регионы. Толчком послужил указ о введении новых даней для короны. Мятеж  был жестоко подавлен, а его  участников казнили публично.

Близкими по хронологии были также схожие события и в других испанских колониях. Освободительная  борьба за независимость от Испании  начала набирать силу. Французская  революция в Европе, революция  в Северной Америке и начавшаяся освободительная борьба в Южной  Америке придали значительной части  мира дух всеобщих перемен, который  должен был привести его к коренным изменениям в мировом устройстве.

 

 

Борьба за независимость

 

После вторжения наполеоновских войск в Испанию в 1808 году король Карлос VI отрекается от трона. Противоречивые действия колониальных и имперских  властей способствовали повсеместному  провозглашению независимости испанских  колоний в течение 1810 года.

Экономическое положение  в стране было нестабильным. Выборочно  раздаваемые привилегии приводили  к различным ограничениям в области  развития производства, торговли и  сельского хозяйства. Вырученных средств  от прибылей этих отраслей хватало  только на нужды Испанской короны. Производители же оставались ни с  чем. Испанская монополия в торговле со старым светом не только ущемляла интересы французов, англичан и голландцев, но и не позволяла развиваться колониям, а так же способствовала распространению  противомонархитских настроений, что  было опасным явлением в мире, где  царствовали идеи всеобщей либерализации.

Эти идеи быстро овладели американцами, получающими образование в европейских  учебных заведениях. Антонио Нариньо, названный «пионером независимости», перевёл на испанский язык издание  французской революции - "Декларацию Прав Человека и Гражданина". Камило Торрес - испанский поданный, состоявший на службе в правлении городом  и сочувствующий креолам, опубликовал  документ, требующий равноправия  для американцев.20 июля 1810 в Сантафе  де Богота года тривиальный случай оскорбления американцев испанским  торговцем, приближённым к властным структурам, послужил поводом для  возникновения народных волнений и  смещения городского правления, а в  дальнейшем и поводом для создания нового органа управления страной.

Был свергнут правящий вице-король, которого обязали подписать Акт  о Независимости и создана  Открытая Палата (Cabildo abierto).

Аналогичные акции прошли в других городах и провинциях колонии. Только благодаря благоразумию Вице-короля события не приобрели  кровавый характер. Оружие и боеприпасы были вовремя реквизированы. И хотя до полной независимости государства  от Испании оставалось ещё девять с лишним лет, волнения положили начало этому необратимому процессу.28 июля 1810 года в Боготе было объявлено  о создании нового правительства.

 Сейчас этот день  отмечают как День Независимости.  Креолы, придя к власти, вместо  того, чтобы сплотиться и выработать  общую стратегию, разделились  на два лагеря, один из которых  ещё сочувствовал короне и  считал, что король введён в  заблуждение своими представителями  в колониях, а другой выступал  за прекращение отношений с  Испанией. Латиноамериканцам нелегко  было порвать с некоторыми  традициями, уходящими корнями в  Испанию, и поставить в один  ряд с угнетателями своих отцов  и ещё продолжающего оставаться  СВОИМ испанского короля. 
Недаром, ещё ощущая себя детьми европейцев и испанцев в частности, они написали в Акте о Независимости слова: "...клянемся...до последней капли крови защищать нашу святую религию, нашего любимого короля Фернандо VII и свободу и независимость нашей родины...".

Информация о работе История Колумбии