Кабардино-Балкария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:46, реферат

Краткое описание

Кабардино-Балкарии, это удивительный край, хлебные поля и кукурузные плантации, сады и виноградники, прохладные горные ущелья и города в теплых долинах, аулы у самого синего неба и села, согретые солнцем, - все это Кабардино-Балкария.

Вложенные файлы: 1 файл

Кабардино-Балкария.docx

— 42.61 Кб (Скачать файл)

Национальный  музей КБР

     Национальный музей КБР в г.Нальчик является центром всей краеведческой работы республики. На его базе работают кружки истории и краеведения, имеется своя библиотека. Музеем и его активом проводится большая массовая работа по профессиональной ориентации учащихся школ. Проводятся экскурсии по музею для студентов, жителей республики, страны. Читаются лекции по истории музея в школах, дворцах детского творчества, других предприятиях. В музее проходят выставки народного творчества, занятия кружков, вечера-встречи с героями труда и ветеранами войны, преподавателями школ и школьниками. Музей превратился в общественный центр культурной жизни города. В фонде большое количество писем, приветственных адресов, подарков - знаки уважения и признательности от организаций края и центральных районов страны, от известных артистов, спортсменов, зарубежных гостей. Студенты вузов Нальчика используют материалы музея при подготовке к занятиям, лекциям, для курсовых и дипломных проектов, отчетов по практике.  Обращаются в музей и учителя истории, культуры КБР, аспиранты.

Важнейшими рекреационными ресурсами

     Из города к природным и историческим достопримечательностям Кабардино-Балкарии проложены десятки туристских, альпинистских и экскурсионных маршрутов. Несомненно, важнейшими рекреационными ресурсами курорта являются 18 минеральных источников (бромоидных, азотно-термальных, сероводородных и др.) и лечебные грязи, доставляемые сюда с берегов расположенного на границе со Ставропольем Тамбуканского озера.


Сохранение культурных традиций

     Здесь бережливо и трепетно из поколения в поколение передают традиции предков. В транспорте старику или женщине обязательно уступят место, на улице с доброжелательной улыбкой всегда проводят к нужному месту. Здесь с гордость говорят о том, что в Кабардино-Балкарии родился знаменитый народный поэт Кайсын Кулиев (именно на его слова написана песня Аллы Пугачевой "Судьба, прошу, не пожалей добра …"), что отсюда родом современные поп-звезды: Сати Казанова и Дима Билан. И это, конечно же, не единственное, что составляет предмет гордости этих народов.

Главное достояние - это обычаи. На обложке одной из местных газет  даже написаны слова Э. Берка: "Обычаи более важны, чем законы, ибо именно от них законы зависят". Но, сохраняя свою самобытность, народы Кабардино-Балкарии подчеркивают принадлежность к России. В сентябре этого года республика будет широкомасштабно отмечать 450 лет со дня воссоединения с Россией. К празднику готовятся: ремонтируют дороги, украшают бульвары, на улицах разбивают роскошные цветники. Вдоль дорог стоят рекламные щиты с надписью: "Мой город. Моя республика. Наша Россия". Тот же поэт Кайсын Кулиев говорил: "Важно, чтобы каждый из нас мог сказать: "Я не только кабардинец или балкарец, не только сын гор, но и сын нашей великой Родины"

Свадебные обычаи.

Брак у кабардинцев в прошлом строго регламентировался экзогамными запретами. Запрещались браки внутри одной фамилии и между лицами из родственных фамилий, происходивших от общего предка, и даже между лицами, сохранившими только предания об общем предке. Нарушение экзогамий рассматривалось как преступление.

Браки не допускались между  родственниками по воспитанию . Запрещались браки и вследствие приобщения к молоку чужероднойженщины. Нарушителя приговаривали к позорному столбу или взимали штраф. Иногда кровосмесителя приговаривали к изгнанию за пределы селения. Допускались браки внутри отдельных многоатаульныхфамилий, Богатые отдавали своих дочерей только в состоятельные семьи. Брачный возраст для мужчины начинался с 18—20 лет, а девушка объявлялась невестойв 14—15 лет. Обычный же брачный возраст определялся для мужчины 22—23 года,а для девушки—18 лет. Но бывало, что девушек выдавали замуж и в 13—14 лет,а мужчины вступали в брак в гораздо старшем возрасте. Причем, в семье строго соблюдалась очередность: младшую не выдавали замуж, пока не выйдет ее старшая сестра. Это правило  распространялось и на мужчин.

У кабардинцев  существовало несколько форм заключения брака:

1) брак по сватовству, при котором семьи бракующихся предварительно договаривались. Сюда относились: а) браки путем сговора уплаты калыма;б) левират и сорорат; в) брак обменом невестами;

2) тайные браки или  браки путем похищения. Здесь  различались:

а) насильственное похищение  “къачырыу”; б) мнимое похищение или брак“убегом” (джашыртын).

Сговор был также в  нескольких формах. Практиковались помолвки малолетних детей, находившихся в колыбели, а иногда даже еще не родившихся. Обе эти формы были тесно связаны “калымным” браком.

Основной же формой создания семьи являлись браки, совершаемые  по свободному соглашению вступающих в него и их родителей, основанные на обычном праве с непременной уплатой калыма.

Первоначально в Карачае  калым уплачивался не семье или  отцу, воспитателю девушки, а целой родовой группе —,позднее—более узкому кругу родственников  и, наконец, семье девушки“къыз юйюне”.

Выдача девушки замуж  без калыма считалась позором  для ее семьи и рода.

В связи с тем, что устройство свадьбы требовало значительных затрат,юноша уже в возрасте 15 лет вынужден был начать готовиться к свадьбе

Приданое девушки состояло главным образом из одежды, ситцевого  белья,шелковых рубашек, бешметов, серебряного пояса, нагрудника, платков, шалейи т. д., постельных принадлежностей, ковров, кошм, сундуков, шкатулок,различной величины тазов, кумганов, котлов и другой посуды. Все это, поступая в пользование молодой семьи, в различные сроки считалось личным имущество мневесты и “должно было быть возвращено ей в случае развода”. Одевали невесту в национальный костюм.

Одежда и украшения

     Материалы для изготовления одежды можно разделить на получаемые в своем хозяйстве и привозные. Источники получения последних были различны. Через Западный Кавказ издавна шли торговые пути, соединявшие страны Средней Азии с побережием Черного моря и начинавшиеся порой в Китае. Источником местных материалов служило скотоводство.

  Кабардинские женщины  были прекрасными ткачихами. Изготовленные  ими сукна шли на шитье мужской  одежды, а в более ранние периоды  из них шили также женские  платья и шали.Для изготовления обуви использовались шкуры крупного рогатого скота и коз. Из овчин они шили шубы, шапки, иногда штаны, которые носили на кошах. из шерсти валяли войлочные шляпы, высокие теплые чулки, ноговицы и обувь, а также бурки, и шили особую пастушью одежду - гебенек.

  Одним из наиболее  важнейших элементов женского  костюма являлись платки, шали, позднее  - шарфы. Они состовляли основу женского головного убора. Шали накидывались на плечи, заменяя пальто; платок или шаль пожилые женщины повязывали вместо пояса. Они входили в приданное и служили свадебными подарками.

Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета , черкески. В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу .Походной одеждой служила бурка . На голову надевали меховую папаху  или войлочную шляпу , а в непогоду башлык . На ногах носили ноговицы  из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подьеме  или с подошвой сплетенной из ремней . Известны были войлочные чулки , мягкие носки из сафьяна.

  Основной одеждой  кабардинцев, как и других народов  Кавказа, в их повседневной  обстановке был бешмет. Его носили  дома, во время работы.

  Черкеска была, в основном, выходной и праздничной одеждой,  и ее имел не каждый. Белая  черкеска считалась более нарядной. Длина черкески изменялась согласно  моде. Черкеску носили всегда  застегнутой, подтянутой, с поясом. Пояс был обязателен для мужчины. На поясе подвешивался кинжал или нож, кресало, сальница, отвертка, мешочек для пуль и другие предметы, связанные с оружием и уходом за ним.

  Необходимой одеждой  для горцев - скотоводов, проводивших  многие месяцы на горных пастбищах,  была шуба , сшитая из овчины.  Дорожной одеждой всадника , обязательной принадлежностью табунщика служила бурка, изготовление которой было сложным делом.  

  В своей основе  женская одежда и по наименованиям  и по покрою почти не отличалась  от мужской, но благодаря характеру  тканей, некоторым деталям отделки  и украшений кажется непохожей на нее. На тело надевалась длинная рубаха туникообразного покроя с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинным, до кисти рукавом. Излюбленные цвета темно - красный, желтый, реже синий и белый. Очень любили шелк с отливом .У парадных рубах рукав книзу расширялся, часто обшивался галуном. Под рубашку надевались штаны .Внизу они заправлялись в обувь.

  С 10 - 12 лет на девушку  надевали поверх рубахи, кафтанчик. в конце ХIХ в., вместо кафтанчика стали носить нагрудник.   Поверх кафтанчика надевалась платье - чепкен. Женское платье, в отличие от черкески, было очень длинным, почти до земли, но также имело спереди до пола разрез, открытую грудь, прилегающую талию своеобразный покрой спинки и другие черты, характерные для черкески.

 Праздничное платье  карачаевской девушки, особенно  богатой и знатной, обильно  украшалось галунами и золотым  шитьем. Нарядные платья шили  чаще всего из бархата - темно  - красного, или из плотного шелка  - гладкого или с жаккардовым  узором. Для всех народов Северо - Западного и Центрального Кавказа характерно преобладание нашиваемых украшений над надеваемыми отдельно. 

Пища и утварь балкарцев 

Существенным элементом  материальной культуры любого народа является его традиционная пища и  утварь. В пище балкарцев больше, чем в другом элементе материальной культуры, проявляется хозяйственный уклад народной жизни. Вместе с изменением формы и содержания хозяйства менялась или дополнялась и традиционная пища. Развитие и формирование пищи - самого необходимого элемента материальной культуры - связано с весьма существенными сторонами жизни народа

у балкарцев - овцеводство, разведение крупного рогатого скота, стояли на высоком  уровне развития и целиком определяли экономику этих народов. Древнейшей земледельческой культурой, известной балкарцам, является ячмень (арпа), издавна культивировавшийся. У основной массы балкарского  народа вплоть до XIX века ячменная лепешка (арпагыржын) и сыр (бишлакъ) являлись основной их пищей. Эта же пища у богатых слоев населения сопровождалась обилием мяса, молока и масла и прочими продуктами скотоводческого хозяйства. Выращивание ячменя и употребление различных продуктов из нега фиксируется и в фольклоре балкарцев. Подсобную роль в хозяйстве изучаемых народов играло пчеловодство и выращивание некоторых огородных культур - лука, редьки, огурцов и пр.С древнейших времен в пищу балкарцев, как и многих других народов, шла добыча охотников. Употребление в пищу продуктов из зерновых культур в исследуемое время подтверждается, находками множества различных каменных зернотерок, жерновов ручных мельниц, ступ, пестов и пр..Мясная пища. Мясо являлось традиционной пищей балкарцев и карачаевцев. Оно употреблялось в различных видах. Очень распространено было употребление вареного мяса. Особо почитаемо было баранье мясо. Мучная пища. По сравнению с мясо-молочными продуктами, удельный вес мучной пищи балкарцев был довольно низким. Это объясняется преимущественно скотоводческим характером их хозяйства. И все же издревле, как отмечалось, ими культивировался ячмень. Из ячменной муки они пекли в золе хлеб готовили запеченные в золе чуреки  Из жидких мучных блюд можно назвать похлебку из ячменной, а позже - из пшеничной муки. Из ячменной, а позднее из овсяной муки готовили различные виды киселя . Широко популярным блюдом балкарцев были различные пироги, начиненные мясом, картофелем, сыром, свекольными листьями и другими растительными начинками.

Молочная пища, как и  мясная, занимает главенствующее место  в меню балкарцев . Молочная пища так же отличалась, большим разнообразием, с ней связаны ряд древних суеверий и обрядов., что свидетельствует о ее традиционности в быту балкарцев и карачаевцев. Балкарцы и карачаевцы употребляли молоко в различных видах. Молочные продукты служили различного рода приправами к мясным и мучным блюдам. Этот вид продуктов в большом количестве заготавливался впрок в твердом и заквашенном виде.

Ведущее место среди молочных продуктов занимает кислое молоко - аиран, издавна входивший в повседневную пищу. Прочая пища. В пищу балкарцев и карачаевцев входили и различные дикие растения и плоды. Прежде всего, это дикие яблоки и груши , лесные орехи (фундук), различные корнеплоды и травы. Многие травы употреблялись как приправа укропмята и др. Эти травы сушились и впрок. Употреблялись также и соки различных деревьев - березы, липы, в большом количестве употреблялись и ягоды. В начале XIX в. в пищу входят огородные культуры - капуста, огурцы, помидоры, морковь, лук, чеснок и др. Получают известность и бобовые - фасоль, горох. Известный путешественник С. А. Токарев писал, что кухня балкарцев их состоит из 12-15, и что блюда эти подавались на оригинальных деревянных столиках-треножках, именуемых тепси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика

Кабардино-Балкария

Религия и культура

 

 

 

Работу выполнили

Студентки 1 курса

Кафедры: Педагогика и методика начального образования

Заиченко Мария и Конопля Анна.


Информация о работе Кабардино-Балкария