Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:46, реферат
Кабардино-Балкарии, это удивительный край, хлебные поля и кукурузные плантации, сады и виноградники, прохладные горные ущелья и города в теплых долинах, аулы у самого синего неба и села, согретые солнцем, - все это Кабардино-Балкария.
Национальный музей КБР
Национальный музей КБР в г.Нальчик является центром всей краеведческой работы республики. На его базе работают кружки истории и краеведения, имеется своя библиотека. Музеем и его активом проводится большая массовая работа по профессиональной ориентации учащихся школ. Проводятся экскурсии по музею для студентов, жителей республики, страны. Читаются лекции по истории музея в школах, дворцах детского творчества, других предприятиях. В музее проходят выставки народного творчества, занятия кружков, вечера-встречи с героями труда и ветеранами войны, преподавателями школ и школьниками. Музей превратился в общественный центр культурной жизни города. В фонде большое количество писем, приветственных адресов, подарков - знаки уважения и признательности от организаций края и центральных районов страны, от известных артистов, спортсменов, зарубежных гостей. Студенты вузов Нальчика используют материалы музея при подготовке к занятиям, лекциям, для курсовых и дипломных проектов, отчетов по практике. Обращаются в музей и учителя истории, культуры КБР, аспиранты.
Важнейшими рекреационными ресурсами
Из города к природным и историческим достопримечательностям Кабардино-Балкарии проложены десятки туристских, альпинистских и экскурсионных маршрутов. Несомненно, важнейшими рекреационными ресурсами курорта являются 18 минеральных источников (бромоидных, азотно-термальных, сероводородных и др.) и лечебные грязи, доставляемые сюда с берегов расположенного на границе со Ставропольем Тамбуканского озера.
Сохранение культурных традиций
Здесь бережливо и трепетно из поколения в поколение передают традиции предков. В транспорте старику или женщине обязательно уступят место, на улице с доброжелательной улыбкой всегда проводят к нужному месту. Здесь с гордость говорят о том, что в Кабардино-Балкарии родился знаменитый народный поэт Кайсын Кулиев (именно на его слова написана песня Аллы Пугачевой "Судьба, прошу, не пожалей добра …"), что отсюда родом современные поп-звезды: Сати Казанова и Дима Билан. И это, конечно же, не единственное, что составляет предмет гордости этих народов.
Главное достояние - это обычаи. На обложке одной из местных газет даже написаны слова Э. Берка: "Обычаи более важны, чем законы, ибо именно от них законы зависят". Но, сохраняя свою самобытность, народы Кабардино-Балкарии подчеркивают принадлежность к России. В сентябре этого года республика будет широкомасштабно отмечать 450 лет со дня воссоединения с Россией. К празднику готовятся: ремонтируют дороги, украшают бульвары, на улицах разбивают роскошные цветники. Вдоль дорог стоят рекламные щиты с надписью: "Мой город. Моя республика. Наша Россия". Тот же поэт Кайсын Кулиев говорил: "Важно, чтобы каждый из нас мог сказать: "Я не только кабардинец или балкарец, не только сын гор, но и сын нашей великой Родины"
Свадебные обычаи.
Брак у кабардинцев в прошлом строго регламентировался экзогамными запретами. Запрещались браки внутри одной фамилии и между лицами из родственных фамилий, происходивших от общего предка, и даже между лицами, сохранившими только предания об общем предке. Нарушение экзогамий рассматривалось как преступление.
Браки не допускались между родственниками по воспитанию . Запрещались браки и вследствие приобщения к молоку чужероднойженщины. Нарушителя приговаривали к позорному столбу или взимали штраф. Иногда кровосмесителя приговаривали к изгнанию за пределы селения. Допускались браки внутри отдельных многоатаульныхфамилий, Богатые отдавали своих дочерей только в состоятельные семьи. Брачный возраст для мужчины начинался с 18—20 лет, а девушка объявлялась невестойв 14—15 лет. Обычный же брачный возраст определялся для мужчины 22—23 года,а для девушки—18 лет. Но бывало, что девушек выдавали замуж и в 13—14 лет,а мужчины вступали в брак в гораздо старшем возрасте. Причем, в семье строго соблюдалась очередность: младшую не выдавали замуж, пока не выйдет ее старшая сестра. Это правило распространялось и на мужчин.
У кабардинцев существовало несколько форм заключения брака:
1) брак по сватовству, при котором семьи бракующихся предварительно договаривались. Сюда относились: а) браки путем сговора уплаты калыма;б) левират и сорорат; в) брак обменом невестами;
2) тайные браки или браки путем похищения. Здесь различались:
а) насильственное похищение “къачырыу”; б) мнимое похищение или брак“убегом” (джашыртын).
Сговор был также в нескольких формах. Практиковались помолвки малолетних детей, находившихся в колыбели, а иногда даже еще не родившихся. Обе эти формы были тесно связаны “калымным” браком.
Основной же формой создания семьи являлись браки, совершаемые по свободному соглашению вступающих в него и их родителей, основанные на обычном праве с непременной уплатой калыма.
Первоначально в Карачае калым уплачивался не семье или отцу, воспитателю девушки, а целой родовой группе —,позднее—более узкому кругу родственников и, наконец, семье девушки“къыз юйюне”.
Выдача девушки замуж без калыма считалась позором для ее семьи и рода.
В связи с тем, что устройство свадьбы требовало значительных затрат,юноша уже в возрасте 15 лет вынужден был начать готовиться к свадьбе
Приданое девушки состояло главным образом из одежды, ситцевого белья,шелковых рубашек, бешметов, серебряного пояса, нагрудника, платков, шалейи т. д., постельных принадлежностей, ковров, кошм, сундуков, шкатулок,различной величины тазов, кумганов, котлов и другой посуды. Все это, поступая в пользование молодой семьи, в различные сроки считалось личным имущество мневесты и “должно было быть возвращено ей в случае развода”. Одевали невесту в национальный костюм.
Одежда и украшения
Материалы для изготовления одежды можно разделить на получаемые в своем хозяйстве и привозные. Источники получения последних были различны. Через Западный Кавказ издавна шли торговые пути, соединявшие страны Средней Азии с побережием Черного моря и начинавшиеся порой в Китае. Источником местных материалов служило скотоводство.
Кабардинские женщины
были прекрасными ткачихами.
Одним из наиболее важнейших элементов женского костюма являлись платки, шали, позднее - шарфы. Они состовляли основу женского головного убора. Шали накидывались на плечи, заменяя пальто; платок или шаль пожилые женщины повязывали вместо пояса. Они входили в приданное и служили свадебными подарками.
Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета , черкески. В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу .Походной одеждой служила бурка . На голову надевали меховую папаху или войлочную шляпу , а в непогоду башлык . На ногах носили ноговицы из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подьеме или с подошвой сплетенной из ремней . Известны были войлочные чулки , мягкие носки из сафьяна.
Основной одеждой
кабардинцев, как и других
Черкеска была, в основном,
выходной и праздничной
Необходимой одеждой
для горцев - скотоводов, проводивших
многие месяцы на горных
В своей основе
женская одежда и по
С 10 - 12 лет на девушку надевали поверх рубахи, кафтанчик. в конце ХIХ в., вместо кафтанчика стали носить нагрудник. Поверх кафтанчика надевалась платье - чепкен. Женское платье, в отличие от черкески, было очень длинным, почти до земли, но также имело спереди до пола разрез, открытую грудь, прилегающую талию своеобразный покрой спинки и другие черты, характерные для черкески.
Праздничное платье
карачаевской девушки,
Пища и утварь балкарцев
Существенным элементом материальной культуры любого народа является его традиционная пища и утварь. В пище балкарцев больше, чем в другом элементе материальной культуры, проявляется хозяйственный уклад народной жизни. Вместе с изменением формы и содержания хозяйства менялась или дополнялась и традиционная пища. Развитие и формирование пищи - самого необходимого элемента материальной культуры - связано с весьма существенными сторонами жизни народа
у балкарцев - овцеводство, разведение крупного рогатого скота, стояли на высоком уровне развития и целиком определяли экономику этих народов. Древнейшей земледельческой культурой, известной балкарцам, является ячмень (арпа), издавна культивировавшийся. У основной массы балкарского народа вплоть до XIX века ячменная лепешка (арпагыржын) и сыр (бишлакъ) являлись основной их пищей. Эта же пища у богатых слоев населения сопровождалась обилием мяса, молока и масла и прочими продуктами скотоводческого хозяйства. Выращивание ячменя и употребление различных продуктов из нега фиксируется и в фольклоре балкарцев. Подсобную роль в хозяйстве изучаемых народов играло пчеловодство и выращивание некоторых огородных культур - лука, редьки, огурцов и пр.С древнейших времен в пищу балкарцев, как и многих других народов, шла добыча охотников. Употребление в пищу продуктов из зерновых культур в исследуемое время подтверждается, находками множества различных каменных зернотерок, жерновов ручных мельниц, ступ, пестов и пр..Мясная пища. Мясо являлось традиционной пищей балкарцев и карачаевцев. Оно употреблялось в различных видах. Очень распространено было употребление вареного мяса. Особо почитаемо было баранье мясо. Мучная пища. По сравнению с мясо-молочными продуктами, удельный вес мучной пищи балкарцев был довольно низким. Это объясняется преимущественно скотоводческим характером их хозяйства. И все же издревле, как отмечалось, ими культивировался ячмень. Из ячменной муки они пекли в золе хлеб готовили запеченные в золе чуреки Из жидких мучных блюд можно назвать похлебку из ячменной, а позже - из пшеничной муки. Из ячменной, а позднее из овсяной муки готовили различные виды киселя . Широко популярным блюдом балкарцев были различные пироги, начиненные мясом, картофелем, сыром, свекольными листьями и другими растительными начинками.
Молочная пища, как и мясная, занимает главенствующее место в меню балкарцев . Молочная пища так же отличалась, большим разнообразием, с ней связаны ряд древних суеверий и обрядов., что свидетельствует о ее традиционности в быту балкарцев и карачаевцев. Балкарцы и карачаевцы употребляли молоко в различных видах. Молочные продукты служили различного рода приправами к мясным и мучным блюдам. Этот вид продуктов в большом количестве заготавливался впрок в твердом и заквашенном виде.
Ведущее место среди молочных продуктов занимает кислое молоко - аиран, издавна входивший в повседневную пищу. Прочая пища. В пищу балкарцев и карачаевцев входили и различные дикие растения и плоды. Прежде всего, это дикие яблоки и груши , лесные орехи (фундук), различные корнеплоды и травы. Многие травы употреблялись как приправа укропмята и др. Эти травы сушились и впрок. Употреблялись также и соки различных деревьев - березы, липы, в большом количестве употреблялись и ягоды. В начале XIX в. в пищу входят огородные культуры - капуста, огурцы, помидоры, морковь, лук, чеснок и др. Получают известность и бобовые - фасоль, горох. Известный путешественник С. А. Токарев писал, что кухня балкарцев их состоит из 12-15, и что блюда эти подавались на оригинальных деревянных столиках-треножках, именуемых тепси.
Республика
Кабардино-Балкария
Религия и культура
Работу выполнили
Студентки 1 курса
Кафедры: Педагогика и методика начального образования
Заиченко Мария и Конопля Анна.