Картографические особенности школьного курса «социальная география россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении особенностей картографирования социальной сферы России и выявлении возможностей её использования на уроках географии.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Николаенков.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Отображение качественных характеристик социально-экономических  явлений осуществляется за счёт использования  цвета, формы и структуры значков. В ряде карт (учебных, туристических) нередко используется наглядный («художественный») значок. Одной из трудностей использования значкового способа выступает локализация значков на карте в условиях сильной концентрации объектов, в результате возникает необходимость их отбора (генерализации).

Точечный способ наиболее подходит для отображения  массовых рассредоточенных явлений. Этим способом весьма детально передаётся количественная характеристика явлений. Вместе с тем, возможности передачи качественных характеристик, структуры и динамики явлений точечным способом весьма ограничены (Евтеев, 1999). Важным преимуществом точечного способа выступает его гибкость в отношении условий картографирования: масштаба, географической основы, источников информации.

Способ ареалов может непосредственно соответствовать площадному распространению явлений – в сельском, лесном хозяйстве, либо выступать как средство обобщения дискретных объектов (например, поселений). Способом ареалов можно передавать количественные характеристики явлений, а также их динамику (Салищев, 1990). Способом ареалов легко может быть выражена многоуровенность социально-экономических явлений. Кроме того, способом ареалов может передаваться степень четкости распространения явления.

Сущность способа  количественного фона заключается  в дифференциации территории по заданному  количественному признаку явления. Разбиение картографируемой территории осуществляется на основе пространственных свойств картируемого явления (Салищев, 1990). Построение количественного фона может осуществляться путем предварительного разбиения территории на участки с последующим вычислением и отображением на них значения признака. Способ количественного фона требует достаточно детальной географической основы для выделения контуров. Проблемой использования данного способа выступает необходимость обеспечения достоверного выделения контуров фона, а также географической детализации статистических данных.

Способ качественного  фона, дифференцирующий территорию на качественно различные типологические или индивидуальные части, в социально-экономической  географии не столь широко представлен, как в изображении природы. Качественный фон отображает дискретные, ареальные социально-экономические явления как условно сплошные. Этот способ удобен для картографирования процесса районирования (Картавцева, 2010). Качественный фон позволяет передать динамику явлений как в принятых классификациях (согласно легенде карты), так и в изменении контуров. В большинстве случаев качественный фон не требователен к масштабу картографического изображения.

Способ знаков движения является средством отображения  пространственных перемещений и географических связей (Салищев, 1990). Этот способ активно используется во всех направлениях тематического социально-экономического картографирования, особенно в географии транспорта и экономических связей. Он пригоден для характеристики перемещения объектов различной локализации: дисперсных, площадных и рассеянных. Знаки движения отображают динамические и количественные показатели (за счёт величины и цвета знака).

Способ линейных знаков используется для отображения линейных объектов. Линейные знаки могут выступать в качестве элементов других способов картографирования – например, границ ареала или качественного фона. Способ наиболее распространён в географии транспорта для изображения путей сообщения, а также в географии населения для изображения линейных форм расселения (Берлянт, 2002). Может использоваться при картировании сельского и лесного хозяйства. Способ линейных знаков успешно передает качественную характеристику объектов, в том числе и иерархичность.

Картограммы принадлежат к числу старейших способов картографирования социально-экономических явлений по причине его простоты, экономичности и соответствии учётным статистическим материалам. Главной особенностью картограмм выступает показ интенсивности явления в пределах сеток территориального деления. При построении картограммы необходимо решить три задачи: выбор принципа территориального деления; географическая детализация территориальной характеристики явления; рациональный выбор шкалы количественной характеристики явления. Способ картограмм непригоден для характеристики размещения явлений по пунктам, линиям и ареалам местности (Евтеев, 1999). Вместе  с тем, данный способ открывает широкие возможности при картографировании динамики явлений.

Сущность картодиаграммы – изображение распределения явления по единицам территориального деления посредством диаграммных знаков, выражающих величину явления в пределах каждой территориальной единицы (Салищев, 1990). Основывается на группировке статистических показателей, что обуславливает относительную простоту, быстроту и простоту построения картодиаграмм. Картодиаграмма широко применяется в научно-популярной и учебной экономико-географической литературе. Недостатком данного способа является необходимость выделения в пределах карты достаточного места для построения там диаграммы. При передаче социально-экономических явлений на карте используются линейные, площадные и объёмные диаграммы. Картодиаграммы хорошо передают пространственные связи и динамику явлений во времени.

Широко распространенный в картографировании природы способ изолиний мало пригоден для отображения социально-экономических явлений, в связи с тем, что непрерывное распространение встречается в экономической географии скорее как исключение.

 

 

2.2. Особенности проектирования и составления отдельных видов социально-экономических карт

В рамках процесса картографирования создаются не только комплексные и физико-географические, но и социально-экономические карты. Они подразделяются на общие экономические, карты промышленности, сельского хозяйства, населения, сферы обслуживания и транспорта. Каждый из типов карт имеет определенные особенности составления и проектирования (Фокина, 2005).

Общие экономические  карты представляют собой комплексные произведения, отражающие территориальные и организационные взаимосвязи и взаимодействие основных отраслей хозяйства. Существует три основных вида общеэкономических карт. Это карты, показывающие современное состояние хозяйства (в том числе и карты районирования), историко-экономические и прогнозные. Для общеэкономических карт, показывающих современное состояние хозяйства, целесообразно применение наиболее крупных масштабов, например, из числа принятых для карт атласа. Эффективным может быть применение математико-картографического моделирования (Жуков, 2012).

Население является важнейшим объектом социально-экономического картографирования. Выбор способов изображения на картах населения во многом диктуется задачами использования карт и выбранными единицами картографирования. Составление большинства аналитических карт демографических и социально-экономических характеристик населения ведется статистическими способами - картограммами или картодиаграммами с их многочисленными модификациями (например, способ разменной монеты, структурные картограммы и т.д.). Наиболее крупные масштабы карт требуются при характеристике населения по населенным пунктам. Генерализация на картах населения прежде всего проявляется в территориальной детальности единиц картографирования, отборе населенных пунктов, степени обобщения количественных и качественных характеристик. Для составления карт населения используют прежде всего статистические источники - переписи и данные текущего учета населения.

Среди картографических источников главным являются общегеографические карты средних и крупных масштабов, содержащих требуемые сведения о размещении и названии поселений. Для их уточнения используются данные дистанционного зондирования, на которых хорошо распознается сеть населенных пунктов, их транспортные связи и экологическое состояние. В тематическом плане наиболее многочисленны карты размещения населения (Салищев, 1990). Наиболее подробно топографическое положение и планировочные формы населенных пунктов передаются способом качественного фона на крупномасштабных планах городов, детальность которых восходит вплоть до показа отдельных зданий и сооружений.

Для характеристики расселения используются также и  статистические приемы, например, картограммы, отражающие среднее расстояние между  населенными пунктами или их густоту  – число поселений на единицу площади. Этнографические особенности населения характеризуются в картах национального состава, который отражается по населенным пунктам - внемасштабными значками и по территориальным единицам - картограммами и картодиаграммами. Численность трудовых ресурсов характеризуется по различным единицам картографирования в абсолютном (например, размерами значков) и относительном (картограммами и др.) исчислении (Жуков, 2012).

Отличительной чертой карт промышленности является их органическая связь с рядом  других карт. В отношении карт природы наиболее важная связь с разделами, где характеризуются сырьевые ресурсы промышленности и природные условия, влияющие на размещение и развитие промышленных производств. Важную функцию при картографировании промышленности выполняет масштаб создаваемого картографического произведения. Выбор масштаба зависит от характера размещения промышленности и от важности картографируемых отраслей для экономики региона и страны в целом. На карте мира используются площадные знаки, внемасштабные знаки и некоторые другие. На картах самого крупного масштаба используются те же самые условные знаки, но детальность меняется. Для отображения абсолютных показателей на картах промышленности используются картодиаграммы, относительных – картограммы (Фокина, 2005).

Карты строительства  служат продолжением карт других отраслей хозяйства, т.к. они раскрывают перспективы  их развития, показывая, какие новые  объекты и производственные мощности для них создаются. При картографировании строительства применяют как ценностные, выраженные в денежных единицах, так и натуральные показатели. Основным способом картографического изображения строительства является значковый, т.к. он наиболее полно отвечает локализации его объектов на местности. Для сооружений линейного протяжения (например, строящихся трубопроводов) применяется способ линейных знаков. В отдельных случаях, например, при мелиоративном строительстве, уместно применение способа ареалов (Салищев, 1999).

По своему содержанию карты транспорта делятся на общетранспортные, комплексные и узкоотраслевые. Среди этих карт различают карты грузового и пассажирского транспорта. Можно отметить значительное разнообразие объектов картографирования на картах транспорта и транспортно-экономических связей. Пути сообщения показываются линейными знаками и линиями движения; станции, аэродромы, иные объекты, локализованные в пункте, отображаются внемасштабными значками; транспортные средства, пассажиры, условно отображаются линиями движения; площадные объекты показываются способами качественного фона, картограммы, картодиаграммы и др.

Для показа на карте  транспортно-экономических связей можно использовать внемасштабные  значки (для пунктов), картограммы  с полосчатой штриховкой, структурные  картодиаграммы и др. Пути между  местом производства и потребления удобнее всего показывать объемно-структурными линиями движения. Карты транспортно-экономического районирования довольно малочисленны. Обычно в них дается частная характеристика – транспортная доступность или освоенность территории, зоны тяготения к транспортным пунктам и т.п., отображаемая способами качественного фона или изолиний с послойной окраской (Жуков, 2012).

Наблюдается различный  подход при отображении сельского хозяйства для крупно и мелкомасштабного картографирования. Для мелкомасштабного картографирования используется система статистических показателей по административным единицам. Для крупномасштабного картографирования – по природным ареалам. При изображении сельского хозяйства используются площадные знаки. В средне и крупно масштабных картах появляются конкретные характеристики садов и других площадей. В крупномасштабном картографировании необходимо показывать локальные объекты, определяющие специфические моменты, иногда не связанные напрямую с сельским хозяйством, например фермы.

 

Глава III.

 

Заключение

 

В настоящее  время социально-экономическая картография является динамично развивающейся отраслью научного знания, она играет важную роль в обеспечении информацией о процессах жизнедеятельности населения и функционирования хозяйства. Современная социально-экономическая картография одновременно представляет собой крупное самостоятельное научное направление, имеющее собственные теоретико-методические основы, и важную отрасль практической деятельности, ведающую проектированием и составлением социально-экономических карт (Жуков, 2012).

В результате проделанной работы в рамках курсового проекта нами был решен ряд поставленных задач. Изучен теоретический материал по вопросу социально-экономического картографирования. Была рассмотрена краткая история картографирования социально-экономических явлений. Охарактеризованы источники информации для составления социально-экономических карт. Рассмотрены основные способы социального и экономического картографирования. Проанализированы характерные особенности проектирования и составления социально-экономических карт. Изучена методика создания серии карт, характеризующих социальную сферу России, и выявлены возможности её практического использования в школьном курсе географии.

По итогам проведённой работы по исследованию возможностей использования социально-экономического картографирования России в школьном курсе географии мы можем сформулировать следующие выводы:

Информация о работе Картографические особенности школьного курса «социальная география россии