Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:39, реферат

Краткое описание

Китай... Древняя и немного загадочная страна... Для большинства из нас первая встреча с Китаем состоялась еще в детстве, для кого-то она началась со сказки об искусно сделанном соловье, жившем во дворце китайского императора, для кого-то со школьных уроков, где узнали о великих изобретениях китайцев - компасе, порохе и бумаге, и, конечно, многие хотели познакомиться с этой страной поближе...

Пять тысяч лет Китайской цивилизации, и всего сорок лет Китайской Народной Республике, рожденной революцией. А задолго до этой победы мы узнали, о боровшейся за свободу, против агрессии чужеземцев.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………3

2. Своеобразие страны……………………………..……………….4

3 Экономико-географическое положение страны………………5

4. Исторически-географические этапы развития………………5

5. Население: (численность, тип производства, структура, состав населения)……………………………………………………………4
Демографические проблемы и пути их решения……………………………………………………………....5

6. Общая характеристика хозяйства……..………………………5

7. Характеристика промышленности ……………..…………….5

8. Характеристика сельского хозяйства….……………………..7

9. Характеристика транспорта……………………………………8

10. Вывод: роль страны в мировом хозяйстве и перспективы..9

10 Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

китай.docx

— 61.44 Кб (Скачать файл)

Машиностроение и металлообработка — занимает 35% в структуре индустрии. Сохраняется высокий удельный вес  производства оборудования для текстильной  промышленности, быстро развиваются  электроника, электротехника, автомобилестроение. Структура производственных предприятий  многообразна: наряду с высокотехнологическими современными предприятиями, широко распространены кустарные заводики.

Ведущие подотрасли — тяжелое машиностроение, станкостроение, транспортное машиностроение. Быстрыми темпами развивается автомобилестроение (6-7 место в мире), электронная и приборостроение. Как и прежде, в стране развито производство для традиционных текстильной и швейной подотраслей.

Преобладающую часть машиностроительной продукции Китая производит приморская зона (свыше 60%), причем в основном в  крупных городах (главные центры — Шанхай, Шеньян, Далянь, Пекин и т. д.).

Химическая промышленность. Опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горно-химическое и растительное сырье. Выделяются две группы производств: минеральных удобрений, бытовой химии и фармацевтики.

Легкая промышленность—  традиционная и одна из главных отраслей, использует собственное, в основном натуральное (2/3) сырье. Ведущая подотрасль— текстильная, обеспечивающая стране лидирующее положение по производству и экспорту тканей (хлопковых, шелковых и других). Развиты также швейная, трикотажная, кожевенная и обувная подотрасли.

Пищевая промышленность —  для страны с таким большим  населением является исключительно  важной, лидируют переработка зерна  и масличных культур, развито  производство и переработка свинины (2/3 объема мясной промышленности), чая, табака и других пищевых продуктов.

 

Сельское хозяйство —  обеспечивает продовольствием население, поставляет сырье для пищевой  и легкой промышленности. Ведущая  подотрасль сельского хозяйства — растениеводство (рис — основа рациона китайцев). Выращиваются также пшеница, кукуруза, просо, сорго, ячмень, арахис, картофель, ямс, таро, маниока; технические культуры — хлопчатник, сахарный тростник, чай, сахарная свекла, табак, другие овощи. Животноводство остается наименее развитой отраслью сельского хозяйства. Основа животноводства — свиноводство. Развиты также овощеводство, птицеводство, пчеловодство, шелководство. Немалую роль играют рыбные промыслы.

Транспорт— обеспечивает главным образом связь морских портов с внутренними районами. 3/4 всех грузоперевозок обеспечивает железнодорожный транспорт. Наряду с возросшим в последнее время значением морского, автомобильного и авиационного сохраняется использование традиционных видов транспорта: гужевого, вьючного, транспортных тележек, велосипедного и особенно речного.

Внутренние различия. В  начале 80-х годов с целью совершенствования  планирования в Китае были выделены три экономические зоны: Восточная, Центральная и Западная. Восточная является наиболее развитой, здесь расположены крупнейшие промышленные центры и сельскохозяйственные районы. В центре преобладают производство топлива и энергии, химических продуктов, сырья и полуфабрикатов. Западная зона — наименее развитая, в основном развиты животноводство, переработка минерального сырья.


  

Характеристика промышленности

В КНР создана крупная многоотраслевая  промышленность. Наряду с традиционно  развитыми отраслями (текстильной, угольной, черной металлургии). Возникли и такие новые отрасли промышленности, как нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная, космическая, электронная. По общему количеству промышленных предприятий КНР занимает первое место в мире. В настоящее время в тяжелой промышленности работают около 3/5 всех трудовых ресурсов, занятых в индустрии, вырабатывается половина промышленной продукции. Как и во всем мире, в Китае внедряются новые и новейшие технологии, большое внимание уделяется ресурсо - и энергосбережению.

Энергетика Китая выделяется в  мире масштабами развития: по производству основных энергоносителей страна занимает одно из ведущих мест в мире. В  энергобалансе КНР на уголь приходится около 3/4 энергии, на нефть - 1/5, доля гидроресурсов  и газа невелика. Особенность энергетики Китая - использование очень большого количества некоммерческого топлива (отходы сельского хозяйства, лесозаготовок, камыш), которое крестьяне употребляют  для отапливания жилищ и приготовления пищи.

Китай - крупный производитель нефти  и занимает 6-е место в мире. Разрабатывается свыше 125 месторождений. Добываемые нефти разнообразны по качеству - от легких малосернистых до тяжелых и парафинистых.

Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного  газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газов.

Металлургия. КНР выделяется в мире запасами и добычей железорудного  сырья, однако потребности отрасли  обеспечиваются не полностью. Для получения  легированных и специальных сталей страна располагает месторождениями  вольфрама, молибдена, марганца мирового значения.

Машиностроение. Самыми развитыми  в данной отрасли промышленности являются: станкостроение, тяжелое  и транспортное машиностроение. Выпуск автомобилей в Китае наращивается высокими темпами, причем в первую очередь  расширяется производство автомобилей  на совместных предприятиях.

Химическая промышленность. Сырьевая база отрасли обеспечена крупной  горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической  и значительным количеством сырья  растительного происхождения. По производству минеральных удобрений КНР занимает первое место в мире.

Легкая промышленность - традиционная промышленность Китая. Оказывает сильнейшее воздействие на размеры внутреннего  товарооборота, занятость населения, развитие сельского хозяйства. Это  одна из самых экономически эффективных  отраслей в хозяйстве Китая. Важнейшие  из подотраслей - текстильная, быстро развиваются швейная, трикотажная, кожевенная, обувная.

КНР - один из мировых лидеров в  выпуске чая, табака, а в последние  годы и пива. По производству табачных изделий страна занимает первое место  в мире, чая - второе, несколько уступая  Индии, а по пиву догоняет США. Экспортное значение имеет только чайная промышленность.

 

Характеристика сельского хозяйства

Согласно официальным данным, по состоянию в конце 1990-х годов Китай располагал приблизительно 95 млн. га обрабатываемых земель. С одного участка нередко снимают три и более урожаев за два года, а в бассейне р. Янцзы - ежегодно два урожая. В Южном Китае многие поля дают по три урожая основных сельскохозяйственных культур или до пяти урожаев овощей в год.

Огромная территория страны и разнообразие климатических условий, почв и рельефа  явились причиной формирования различных  агроэкосистем. В Китае выращивают более 50 видов полевых, 80 видов огородных и 60 видов садовых культур. Горные местности крайних западных районов Китая и обширные степи Синьцзян-Уйгурского автономного района и Тибета используются для разведения крупного рогатого скота, лошадей, овец и коз, а оазисы в пустынных районах Синьцзяна - для выращивания арбузов и винограда. Обширные поля холодных северных провинций Хэйлунцзян и Цзилинь играют ведущую роль в высокомеханизированном производстве злаковых и бобовых культур (кукурузы, пшеницы, соевых бобов). В Северном Китае, включая западную часть провинции Хэбэй, провинции Шаньси, Шэньси и Ганьсу, на равнинах и террасированных склонах, в условиях борьбы с хронической нехваткой воды, выращивают засухоустойчивые культуры (пшеницу, кукурузу, просо). На Северо-Китайской равнине (южная часть провинции Хэбэй, провинция Хэнань и часть провинции Шаньдун, Цзянсу и Аньхой) обрабатываемые земли дают по два урожая в год зерновых и масличных культур и табака. Там для орошения без всякого ограничения используются подземные воды (включая воду из колодцев).

В Китае самыми продуктивными по валовому объему получаемой сельскохозяйственной продукции являются долина нижнего  течения р.Янцзы, провинция Сычуань и субтропическая провинция Гуандун. Сбор нескольких урожаев в год, использование орошения и широкое применение удобрений являются здесь нормой. Провинции Хунань, Сычуань и Цзянсу - крупнейшие в стране производители риса. Большую часть сахарного тростника возделывают в провинциях Гуандун и Гуанси. В субтропических районах Китая выращивают, в основном на экспорт, мандарины, апельсины и ананасы.

За период с 1952 по 1957 общая площадь  под сельскохозяйственными культурами выросла на 11%, однако впоследствии несколько сократилась благодаря  более интенсивному использованию  сельскохозяйственных угодий и получению  с них нескольких урожаев. Таким  образом, потери пахотных земель и сокращение площадей посевов были с лихвой компенсированы. Средняя урожайность всех зерновых культур в период с 1950 по 1997 существенно  возросла: пшеницы - в 5 раз, кукурузы - почти  в 4 раза, риса - в 3 раза. Повышение урожайности  произошло в основном после 1975 в  связи с большей доступностью азотных удобрений. В настоящее  время в Китае в среднем  вносится более 240 кг удобрений на 1 га посевной площади.

Из технических культур важное место принадлежит хлопку (40% площадей земель, отведенных под эти культуры, 4,3 млн. т в 1997), льну, джуту, конопле, табаку (крупнейшие сборы в мире). Среди масличных культур лидируют арахис, кунжут, подсолнечник. Валовой  сбор масличных в 1997 составил 21,5 млн. т. Из сахароносных культур преобладают  сахарный тростник и сахарная свекла, а из плодовых - цитрусовые, ананасы, бананы, манго, яблоня, груша и др. В течение 1980-х годов урожаи масличных  культур и фруктов более чем  удвоились, а сахарного тростника  и табака даже утроились.

Животноводство, традиционно занимавшее второстепенное место в сельскохозяйственной деятельности в связи с недостатком  кормов и ограниченностью пастбищных угодий, стало развиваться ускоренными  темпами. По поголовью свиней (442 млн. голов в 1995) Китай занимает первое место в мире. Производство свинины - главного мясопродукта Китая - выросло  более чем в два раза. В 1995 в  Китае насчитывалось 158 млн. голов  крупного рогатого скота и 277 млн. голов  овец и коз. В 1997 было произведено 53,5 млн. т мяса. В начале 1990-х годов  ок. 20% выращенного в Китае зерна шло на корм скоту.

В Китае на протяжении 4000 лет практикуется шелководство. Тутового шелкопряда разводят в южных и восточных районах, а дубового - в Северо-Восточном  Китае.

Хотя в настоящее время Китай  в основном обеспечивает себя продуктами питания, перспектива дальнейшего  производства продовольствия представляется далеко не оптимистичной. При росте  численности населения необходимость  в увеличении производства пищевых  продуктов будет сохраняться, а  рост потребностей в кормовом зерне  столкнется с необходимостью расширения производства удобрений, повышения  расходов воды на орошение и ограниченностью  земельных угодий, пригодных для  сельскохозяйственного использования. По прогнозам западных специалистов, в 21 в. ежегодная потребность Китая в импортном зерне составит от 55 до 175 млн. т.

Рыбное хозяйство.

Искусственное разведение многих видов  рыбы в пресноводных водоемах, главным  образом семейства карповых, всегда занимало важное место в хозяйстве  Китая. Реформы способствовали восстановлению и модернизации традиционных методов  рыбоводства. В результате продукция  пресноводных водоемов выросла почти  в 4 раза. Стала увеличиваться и  добыча морепродуктов. Морские отмели используются для выращивания рыбы, креветок, моллюсков и водорослей. Кроме того, для рыборазведения используются рисовые поля.

По улову рыбы и добыче морепродуктов  в середине 1990-х годов Китай  удерживал первое место в мире (21,1 млн. т).

 

 

 

 

 

Характеристика транспорта

Восточный Китай, на который приходится треть территории страны, является самым густонаселенным районом  мира, однако даже здесь транспортная сеть остается слабо развитой. Общий  прирост протяженности китайских  железных дорог по сравнению с 1979 составил менее 10%. За этот же срок число  пассажирских вагонов увеличилось  почти на 70%, а объем пассажирских перевозок - в три раза. Железнодорожные  грузовые перевозки за период с 1970 по 1990 возросли вдвое, превысив 1,5 млрд. т  в год. Основной объект грузовых перевозок  на железнодорожном транспорте - каменный уголь, составляющий более 40% общего тоннажа. В связи с тем, что подавляющая  часть залежей высококачественного  угля сосредоточена на севере страны, а бурно развивающиеся отрасли  промышленности - на юге, среднее расстояние перевозки угля в настоящее время составляет около 750 км. В середине 1990-х годов при общей протяженности железнодорожных путей 54 тыс. км двухколейные дороги составляли лишь 25%, а электрифицированные - около 12%. Локомотивный парк примерно наполовину состоит из паровозов и лишь на 15% из электровозов.

Быстрыми темпами увеличивались  автомобильные перевозки. Общая  протяженность шоссейных магистралей  в 1995 составила 1,15 млн. км (85% дорог проложены  до 1992), а суммарный объем пассажирских автоперевозок - 10,5 млрд. человек и  грузовых - 9,5 млрд. т. Благодаря дотациям проезд в общественном городском  транспорте стоит недорого, но автобусный парк устарел и автобусы вечно переполнены. Несмотря на то, что число личных автомобилей остается очень низким (один автомобиль на 480 человек), улицы крупных городов быстро заполнили такси и автомашины, принадлежащие государственным учреждениям и фирмам.

На внутренние водные пути, традиционно  игравшие главную роль в перевозке  людей и грузов, в настоящее  время приходится лишь несколько  процентов пассажирских и менее 10% грузовых перевозок. Внутренние судоходные пути имеют протяженность 110 тыс. км, причем 2 тыс. из них принадлежат  древнему Великому каналу. Большая часть внутренних речных грузо- и пассажироперевозок приходится на р.Янцзы и ее бассейн (с общей длиной судоходных путей 17 тыс. км).

Морской флот состоит из универсальных  и комбинированных судов, сухогрузов, танкеров. Суммарный объем грузов, обрабатываемых ежегодно в крупных  китайских портах, достигает 500 млн. т. По уровню деловой активности Шанхай далеко обогнал другие китайские  порты, обрабатывая почти 30% всего  грузооборота. На втором месте (15% грузооборота) стоит Циньхуандао - главный угольный порт в провинции Хэбэй.

Китайские авиакомпании, образованные после раздела единой национальной авиакомпании в 1984, провели модернизацию самолетного парка, главным образом  за счет закупки «Боингов-747» и  других американских авиалайнеров. Однако уровень обслуживания на китайских  авиалиниях и статистика в сфере  безопасности полетов оставляют  желать лучшего. Всего в стране действуют  ок. 500 внутренних и 60 международных авиалиний; в 1995 авиатранспортом было перевезено почти 1 млн. т грузов и 5,5 млн. пассажиров.

Информация о работе Китай