Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 09:02, реферат
Своеобразной обаянием наделена культура доколумбовой Америки - культуры майя, ацтеков и инков, тесно связанные общностью городской цивилизации. Существенно то, что в Мезоамерике и Перу, подобно Месопотамии, Древнему Египту и др.., Процесс возникновения и развития города протекал в «чистом» виде, без влияния извне со стороны более высоких культур. Видимо, можно считать доказанным, что в этих первичных очагах культуры наиболее ранней формой территориально-политической организации раннеклассовых обществ являются города-государства. [4; 143]
Своеобразной обаянием
наделена культура доколумбовой Америки
- культуры майя, ацтеков и инков,
тесно связанные общностью
Города-государства майя
Структура типичного города-государства
в доколумбовой Мезоамерике X-XVI вв. и на
Древнем Востоке отличается поразительным
сходством: метрополия и ее сельскохозяйственная
округа, находящаяся от города на расстоянии
15 км Столица - основное политико-административное,
культовое н экономическое ядро ??города-государства.
Это прежде всего место пребывания правителя
и его приближенных, а также храма главного
городского божества и связанного с ним
жречества. Здесь же находились представители
знати, воины, торговцы, чиновники, ремесленники
и т.п.. Однако основную массу городского
населения составляли, вероятно, общинники,
занимающиеся различными видами сельскохозяйственного
производства. [4; 143-144]
Подсечно-огневое земледелие майя способно
было давать устойчивый прибавочный продукт,
достаточный для содержания господствующей
верхушки общества, государственного
аппарата и других групп населения. Археологические
признаки города майя - каменные дворцы
и храмы, планировка зданий вокруг прямоугольных
двориков и площадей, "акрополе",
культ стелы-алтаря, иероглифическая письменность
и календарь представлены в комплексе
где на рубеже нашей эры. Вся полнота власти
внутри майяского города-государства
в I тыс. н. э была сосредоточена в руках
правителя. Данные письменных источников
кануна конкисты и ряд бесспорных археологических
признаков (некоторые мотивы классического
искусства, заупокойные храмы и гробницы
с особо пышным ритуалом) свидетельствуют
о наличии у майя обожествления царя. Это
косвенно указывает на существование
уже в то время деспотической формы правления
(наподобие той, что известна нам в фараоновском
Египте и городах-государствах Шумера).
Имеется ряд данных в пользу того, что
на рубеже новой эры у майя появился культ
царских предков, который стал со временем
общегосударственной религией.
Религиозные представления пронизывали
все стороны жизни общества древних майя.
Пантеон божеств майя был весьма обилен
и сложен, как и в других раннеклассовых
обществах. Исследователям известны десятки
имен, в зависимости от их функций могут
быть разделены на группы. Это прежде всего
боги плодородия и воды, охотничьи боги,
божества огня, звезд и планет, смерти,
войны и т.п..
Вселенная майя (как и у ацтеков) состояла
из 13 небес и 9 подземных миров. В центре
земли стоит мировое (зеленое или первое)
дерево, пронизывающее все слои небес,
а по четырем ее углам (по сторонам света)
- четыре других: красное (восток), белое
(север), черное (запад) и желтое ( юг). Мировые
деревья служили местопребыванием бога
дождя, обычно изображаемого с топором
или с факелом под дождем. Все эти атрибуты
напоминают об исконной связи его с подсечно-огневым
земледелием. [4; 144]
Характерной чертой религиозных воззрений
народов Мезоамерики было представление
о том, что вся история вселенной делится
на определенные периоды или циклы, сменяющие
друг друга. Каждый из этих циклов имел
своим правителем то или иное божество
и заканчивался мировой катастрофой: пожаром,
наводнением, землетрясением и др.. Текущий
мировой цикл должен также закончиться
гибелью Вселенной. [4; 144-145]
Древнемайяские культы характерны сложными
и изощренными ритуалами, целью которых
было, как и во всех других религиях, удобрения
божеств и получение от них различных
благ. К числу обрядов принадлежали воскурения
ароматных смол, молитвы, культовые танцы
и песнопения, посты и бдения, жертвоприношения
самого различного вида. В жертву приносились
цветы и ветви кустарников, плоды, кушанья,
ткани, изделия и статуэтки из глины, нефрита,
кости и раковины, перья ценных птиц. Регулярно
совершавшиеся человеческие жертвоприношения.
Понятно, что жрецы занимали почетное
место в обществе майя, причем они, как
и жрецы других народов Мезоамерики, составляли
специальные корпорации, в которых господствовала
строгая иерархия: от верховного жреца
до юношей-прислужников. Жрецы майя, подобно
жрецам других культур древнего мира,
занимались исследованием окружающего
мира, накапливали научные знания. Развитие
научных знаний у майя достигло значительного
уровня, хотя в большинстве они были тесно
связаны с религией.
Древние майя уделяли внимание календарю
и летоисчислению, математики, астрономии,
медицины и истории. Кроме того, у них имелись
некоторые практические знания по географии,
геодезии, метеорологии, климатологии,
сейсмологии и минералогии. Однако все
эти отрасли положительных знаний были
тесно переплетены с религиозными учениями
о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях.
К тому же накопленные знания излагались
на запутанном и перегруженном мифологическими
намеками языке. Большим достижением майя
в области математики была разработка
в период последних веков до нашей эры
позиционной системы счета и математического
понятия нуля. Оба эти понятия являются
значительным шагом вперед в истории математического
мышления, ведь в Индии они были разработаны
приблизительно в VIII в., А в Европу попали
только в XV в. [4; 145]
В одного из народов Древней Америки мы
не находим столь высоко развитых календаря
и системы летоисчисления, как у древних
майя классического периода (300 - 900 гг).
Практические нужды сельского хозяйства
вызвали к жизни точный календарь, который
стал в руках жречества могучим орудием
идеологического воздействия на массы.
Определяя наиболее удобные сроки для
земледельческих работ (отклонения от
них в условиях тропиков и при тогдашней
системе сельского хозяйства означало
бы настоящую катастрофу), жрецы окружали
это сложнейшей мистической символикой
и сопровождали пышными религиозными
церемониями. Точное летоисчисление, возникшее
сперва из календарных потребностей, позже
было связано с чисто религиозными учениями
о смене богов, управлявших вселенной,
и с культом правителя города-государства.
[4; 145-146]
Высокого уровня достигла медицина. , Была
развита диагностика, майя также знали
специализация врачей по видам болезней.
Широкое распространение получили чисто
хирургические приемы: при переломах накладывались
шины, раны сшивались волосами; опухоли
и нарывы ??вскрывались: катаракты соскабливались
обсидиановыми лезвиями. Во время сложных
операций больному давали наркотические
средства. В фармакопее применялось более
400 лекарственных растений. Ряд лекарств,
впервые освоенных майя, после открытия
Нового Света вошел в европейскую медицину
и до сих пор широко используется в современной
фармакологии.
Самыми известными областью культуры
майя архитектура и изобразительное искусство,
тесно связанные с определенной датой
или астрономическим явлением. Здания
строились через определенные промежутки
времени. И каждая из них носило функцию
не только жилья или храма, но и календаря.
Культура Древнего царства, существовавшая
в центрах Вашактун, Тикаль, Копан, Паленке
и Нового царства, характерная для Чичен-Ица,
Ушмаль и Майяпан, были "скульптурным
выражением хронологии майя. Археологические
данные свидетельствуют, что регулярно,
через каждые 52 года, майя заново облицовывают
свои пирамиды камнем или штукатуркой,
каждые 5 лет возводили потолка, а данные,
содержавшиеся на них, всегда были связаны
с определенными событиями.
Значительного развития достигла у майя
литература. Такие литературные жанры,
как эпические предания о судьбах тех
или иных племен, мифы и сказки, трудовые,
военные и любовные песни, загадки, пословицы
были уже в глубокой древности. До нашего
времени сохранился знаменитый эпос «Пополь-Вух»,
в котором говорится о сотворении мира
и о подвигах двух божественных близнецов.
«Пополь-Вух» имеет параллели в таких
литературных памятниках Старого Света,
как «Теогония» Гесиода, первые книги
Библии, «Калевала» и другие эпические
произведения народов Европы и Азии. [4;
146]
Большим признанием и любовью у древних
майя пользовалось драматическое искусство,
подавляющее большинство драматических
произведений было тесно связано с танцами
и представляло собой своеобразные балеты
с обширным текстом. До нас дошла драма
«Рабиналь-ачи», по своей форме она достаточно
близка древнегреческой трагедии. Это
свидетельствует о наличии определенных
строгих закономерностей развития этого
искусства. Танцы у майя были неразрывно
связаны не только с драматическим искусством,
но и с музыкой. [4; 146-147]
Древняя культура майя не исчезла бесследно,
несмотря на все усилия испанских завоевателей
и монахов. Она оказывает значительное
влияние сегодня, как и в прошлом, на культуру
народов латиноамериканских стран, а значит,
вносит свой вклад в сокровищницу мировой
культуры.
Доколумбова Мезоамерика представляет
собой мозаику народов, языков и культур.
Однако для нее характерны общие культурные
элементы. К ним относятся: иероглифическое
письмо, иллюстрированные книги (кодексы),
календарь, жертвоприношение людей, обрядовая
игра в мяч, вера в жизнь после смерти и
трудный путь умершего в потусторонний
мир, ступенчатые пирамиды и пр.. Долина
Мексики занимает особое место в Мезоамерике,
ибо здесь формировались и развивались
древнейшие культуры средней части Мексики.
Здесь возникла крупнейшая в регионе Мезоамерики
государство ацтеков, упоминавшееся во
многих испанских хрониках как подлинная
империя, здесь находилась его столица
Теночтитлан, вызывающая изумление конкистадоров
своим величием, красотой и удобствами
городской жизни (она насчитывала 300 000
жителей).
Переход к оседлости и развитому земледелию
произошел, вероятно, между 2300 - 1500 гг. е.,
этот период является переломным в истории
доиспанской Мексики. Творцами древнейших
земледельческих шаровур были народы,
происходящие из разных групп охотников
и собирателей, которые постепенно переходили
к оседлому образу жизни. На своих землях
они выращивали кукурузу, фасоль, разновидности
дыни и перец, а также занимались охотой
и рыболовством. Доступность и разнообразие
способов добывания пищи и необходимых
материалов (камень, дерево, кости, ракушки,
хлопок и др..) Способствовали оседлости
и развитию культуры. [4; 147]
Ацтеки
В ходе взаимодействия местных культур
Мексики постепенно возникли такие высокие
культуры, как тольтекская и ацтекская.
Последняя многое заимствовала из культуры
тольтеков; особенный интерес в связи
с этим представляет мифологический цикл
тольтеков о Кецалькоатля. Это - древний
бог народов Мексики с исключительно сложной
мифической биографией. В тольтекской
традиции он скорее всего культурным героем,
легендарным владыкой Х в., Основателем
тольтекской столицы Тула, любителем и
учителем искусств и ремесел, духовным
наставником и моральным вождем, противником
кровавого, требующего человеческих жертв
культа Тескатлипоки. Для тольтеков Кецалькоатль
как бог или герой был прежде всего символом
мудрости Ометеотла, двойного бога, бога-гермафродита.
[4; 147-148]
Ометеотль - это взаимно и взаимодействующие
мужское - начало Ометекут-ли - «Владыка
Двойственности» и женское - Омецихуатль
- «Владычица Двойственности». Ометеотль
- космическая творческая сила, имеющая
исток в самой себе, принцип Вселенной.
Это слишком трудно было представить,
как и место пребывания - Омейокан («Город
двойственности»); это был бог, которому
не приносили жертв.
Кецалькоатль считался ацтеками великим
учителем своего народа, во время его правления
Тула и ее окрестности были сказочной
страной. Дворцы для жреца-правителя были
построены из драгоценных камней, серебра,
разноцветных раковин и перьев. Земля
приносила Щедрые дары, обильные плоды,
рождая необычные растения. Однако Кецалькоатль
не только заботился о благополучии своих
подданных и развитии различного рода
искусств и ремесел, но и много времени
посвящал внутреннему самосовершенствованию,
молитвам, размышлению и духовным упражнениям.
Но пришло время, когда кончилось счастье
Кецалькоатля и тольтеков, выступили против
него три чародея и заставили покинуть
Тулу. Когда Кецалькоатль из своего города,
он обещал вернуться, и вера индейцев Мексики
в его возвращение драматически отразилась
на их судьбе, когда они приняли Кортеса
за бога Кецалькоатля.