Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 15:11, реферат
До настоящего времени по истории аула Пшизова не издано ни одной обобщающей работы, за исключением отдельных публикаций в печати или краеведческих сборниках. Настоящая работа посвящена рассмотрению имеющихся версий возникновения аула Пшизов, новых данных об этом периоде его истории, вопросов переселения аула на нынешнее место. Актуальность рассматриваемых вопросов, заключается в необходимости исследования имеющихся данных по раннему периоду истории аула, как опорной для дальнейшей краеведческой работы.
Введение………………………………………………………………...2
Существующие версии основания аула Пшизов………………4
Исторические источники об основании аула…………………..6
Окончательное переселение аула и первые десятилетия его существования……………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………..13
Приложение……………………………………………………………..14
Список источников и литературы ………………………………….15
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ
АУЛА ПШИЗОВ»
исторического факультета А.Е.Данильченко.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список источников и литературы ………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Аул Пшизов (ад. Пщыжъхьабл) расположен на севере Шовгеновского района Республики Адыгея и входит в состав МО «Хатажукайское сельское поселение». Численность населения – 912 человек1.
Принято считать, что основную часть населения аула составляют потомки адыгского субэтноса – темиргоевцев (ад. кIэмгуй)2. Это подтверждается анализом фамилий родов, проживающих в ауле. Вместе с тем, нужно отметить, что в Пшизове проживают и потомки представителей других адыгских субэтносов (абадзехов, мамхегов, бжедугов, убыхов), а также татар, перешедших в разговорной речи на темиргоевский (чемгуйский) диалект3. Однако, известный адыгский лингвист и историк Н.Т.Гишев, упоминает в своих работах о принадлежности предков нынешних жителей аула Пшизов к другому, хотя и родственному темиргоевцам (чемгуям), адыгскому (черкесскому) субэтносу – хатукайцам4.
По наиболее распространенной версии, аул Пшизов (Пщыжъхьабл) получил название по фамилии княжеского (затем – дворянского) рода Пшизовых (Пщыжъэхэр)5, где «пщыжъ» означает дословно «старый князь», «хьабл» - селение, околоток. Однако, Н.Т.Гишев приводит и другую версию происхождения названия аула. Он, в частности считает, что название аула восходит к слову «бжьэпщы» - пчелиная матка6.
До настоящего времени по истории аула Пшизова не издано ни одной обобщающей работы, за исключением отдельных публикаций в печати или краеведческих сборниках. Настоящая работа посвящена рассмотрению имеющихся версий возникновения аула Пшизов, новых данных об этом периоде его истории, вопросов переселения аула на нынешнее место. Актуальность рассматриваемых вопросов, заключается в необходимости исследования имеющихся данных по раннему периоду истории аула, как опорной для дальнейшей краеведческой работы.
ГЛАВА 1 Существующие версии основания аула Пшизов
На сегодняшний день, более или менее полно,
история возникновения аула Пшизов освещена
в сборнике «Из истории населенных пунктов
Республики Адыгея», выпущенном в Майкопе
в 2004 году7.
Отдельные сведения приводятся в книге
«Сквозь века прошедший мой аул»8.
В первой работе, авторы указывают датой
образования аула Пшизов на нынешнем месте
1870 год, во втором труде (без ссылок на
источники) – 1860 г. Вместе с тем, впервые
дата основания аула Пшизов, впервые была
указана в «Списке населенных пунктов
Адыгейской (Черкесской) автономной области
по состоянию на 1 января 1927 года»9.
В этом сборнике, как дата основания аула
Пшизов, указывается 1871 год. Эта же дата
фигурирует в сборнике «Основные административно-
Наиболее распространенная версия возникновения аула Пшизов связана с княжеским (впоследствии – дворянским) родом Пшизовых (Пщыжъэхэр), по фамилии которых собственно и получил наименование аул. Так, по сведениям старожилов аула, по этой версии «в начале 18 века два князя-брата из хатукаевских, поссорились между собой, и дело дошло до драки. Подумав, решили поделить имущество и разойтись. Так и поступили. Старший из них направился в сторону нынешнего Хатажукая, и занял место между Пшичо-лесом и устьем р.Фарс. Однако на этом месте долго не задержался, пошел дальше вглубь к Лабе. Река оказалась коварной, ее весенние паводки затапливали место, где находился аул. На этом месте впоследствии вырос Большой лес (Мэзышхъу)»12. Далее, пшизовцы переселяются в район нынешнего аульского кладбища, где и располагался аул, по версии старожилов, до весны 1870 г. Но, из-за разливов Лабы, пшизовцы в 1871 году были вынуждены переселиться еще раз – уже на нынешнее место. Версию о четырех переселениях аула Пшизов в низовьях реки Фарс приводит и М.Б.Беджанов. Однако у него несколько иная локализация мест поселения аула. По его данным, первоначально пшизовцы поселились урочище Штырл, а сам аул тянулся от Длинного леса (МэзкIыхь) вдоль Лабы, затем аул переселился ближе к устью реки Фарс. Вскоре из-за разливов рек и земельных споров с соседним а.Хатажукай, пшизовцы вновь поселяются на берегу реки Лабы. Прожив там 7 лет, аул переселяется на современное место13. Место первого поселения аула находилось напротив молочно-товарной фермы на восточной окраине современной станицы Тенгинской. Впоследствии здесь располагался кирпичный завод пшизовского колхоза «Смена». Второе место поселения, по мнению старожилов аула, находилось ниже аула Пшичо, на берегу реки Фарс. Третье место поселения аула находилось между Лабой и ее старым руслом. После Великой Отечественной войны, здесь также был построен кирпичный завод. Затем, через 19 лет аульчане переселились на нынешнее место, что согласно воспоминаниям старожила аула Забита Бзегежева (1854-1969) в 1854 году 14. Однако эта дата вызывает большие сомнения, и как показывает дальнейшее исследование истории аула, по сохранившимся источникам периода Кавказской войны, скорее всего, неточна.
ГЛАВА 2. Исторические источники об основании аула Пшизов
По нашему мнению, история аула Пшизов, как и многих других черкесских селений Адыгеи, гораздо сложнее и древнее. Впервые название аула в форме Пшузахай, в котором несложно увидеть адыгскую форму «Пщыжъэкъуай» под 1823 годом упоминает в своей книге «Новейшия географические и историческия известия о Кавказе» Семен Броневский. Он в частности, при описании земель хатукайцев пишет: «Убин, ручей, впадающий в Кара-Кубань с левой стороны при Падизе. На нем деревня Пшузахай. В том месте, где соединяются речки Убин и Ерлы, во время похода генерала Текеллия в 1788, подполковник Нелидов одержал знатную победу над черкесами и турками»15. В данном случае Кара-Кубань – это современная река Афипс. Падиз – это известный и по другим источникам аул хатукаевских первостепенных дворян Педисовых. Таким образом, гипотеза о изначально хатукаевском происхождении рода Пшизовых находит подтверждение у С.Броневского. Исходя из этих сведений, аул Пшузахай, располагался в 20-начале 30-х гг. XIX века где-то на реке Убин (Северский район Краснодарского края), недалеко от ее слияния с Афипсом. Несомненно, что основан аул был задолго до этой даты, которую установить сегодня не представляется возможным. В этот же период хатукайцы переселяются на восток, в междуречье Белой и Пшиша. Этот факт упоминает Султан Хан-Гирей в своих «Записках о Черкесии», изданных в 1837 году16. Он пишет: «Переселение ххатиккоайцев с окрестностей реки Афипса на места, теперь ими занимаемые и лежащие в окрестностях р. Шххаккоаши, последовало после того времени, как г.Броневский собирал свои сведения о Кавказе..». В списке хатукаевских аулов17 аул Пшизовых Хан-Гирей не упоминает. Почему он это не сделал, становится ясно из «Статистического описания предгорной полосы между реками Кубанью, Лабой, Фарсом и Псефиром», составленного топографом штабс-капитаном Петуховым в 1841 г. ). В таблице аулов он отмечает аул «Узденя Зинкета или Джинкета Пешихова18, владелец он же. В ауле: 16 сакель, мечети нет, количество душ: муж. – 48, жен. – 35. Покорены в 1828 году, в том же году и присягнули»19. Где располагался аул Джанчата Пшизова в это время, мы можем уточнить из «Ведомости о числе закубанских мирных аулов» от июля 1842 г.20 В ней сообщается, что напротив Прочноокопского фортшдадта располагался аул «темиргоевского узденя» Дженгета Пшизова. В нем проживало 48 мужчин и 35 женщин, что коррелируется с данными 1841 года. То есть, мы можем сделать вывод, что к 1828 году аул Пшузахай, он же аул Джанчата Пшизова переселился с реки Убин на левый берег реки Кубани. Это подтверждают и сведения о хатукайцах в «Кратком обозрении некоторых закубанских племен», составленном князем Палавандовым в 1831 году21. В обозрении сообщается, что хатукайцы «живут…теперь на Кубани в 12 верстах от Прочно-Окопской крепости, часть же на Лабе, в некотором расстоянии от Темиргойской деревни Базукай, а некоторые в смежности с Абадзехами, у подножия Черных гор…». А вот «Статистические описания аулов Зеленчукской линии (1849 г.)»22 дают нам сведения сразу о трех аулах под названием Пшиз-габель (Пщыжъхьабл), правда без указания места расположения. Надо предполагать, что в этом описании речь идет не о Зеленчукской кордонной линии, созданной в 1859 гг. на левых притоках верхнего течения реки Кубань, а о цепи казачьих постов по другой реке Зеленчук, впадающей в Кубань между Усть-Лабинском и станицей Ладожской, и называвшейся адыгами Терс. В «Статистических описаниях…» упомянуты: аул узденя первой степени Хаджи Пшизова. «Число дворов – 35, число душ муж. пола – 157, жен.- 140. Приблизительное число лошадей – 470, овец – 2050, рогатого скота – 600. Выгоды, получаемые от скотоводства значительные, но исчислить их невозможно. Кол-во земли под населением – 17 дес., кол-во земли, которым владеют жители аула – 14, кол-во земли, обращаемой в запашку – 12 кв. дес.»; аул прапорщика Али Пшизова. «Число дворов – 30, число душ муж. пола – 125, жен.- 120. Приблизительное число лошадей – 400, овец – 3000, рогатого скота – 450. Выгоды, получаемые от скотоводства значительные, но исчислить их невозможно. Кол-во земли под населением – 11 дес., кол-во земли, которым владеют жители аула – 21, кол-во земли, обращаемой в запашку – 13 кв. дес.»; аул узденя первой степени Науруза Пшизова. «Число дворов – 20, число душ муж. пола – 100, жен.- 80. Приблизительное число лошадей – 250, овец – 700, рогатого скота – 350. Выгоды, получаемые от скотоводства значительные, но исчислить их невозможно. Кол-во земли под населением – 10 дес., кол-во земли, которым владеют жители аула – 18, кол-во земли, обращаемой в запашку – 12 кв. дес.»23. Можно установить и где располагались в это время эти аулы, скорее всего расположенные по соседству. В 1851 году на «Подробной топографической карте театра военных действий правого фланга Кавказской линии (Закубанских народов)»24 на левом берегу Кубани, примерно между правобережными казачьими постами Воровской и Терновый, показан аул с названием «О.А. Пшизов», что означает не что иное, как «оставленный аул Пшизов». Сейчас на этом месте лес, а само место находится в 2-3 км к востоку от п.Лесодача (бывшая немецкая колония Лилиенфельд) Гулькевичского района Краснодарского края. Но, на этой же, карте, есть еще один аул Пшизов. Он показан на правом берегу нижнего течения реки Фарс, приблизительно ниже современного а.Хатажукай. То есть мы можем предположить, что около 1850 года аул наследников Джанчата Пшизова переселился с Кубани на реку Фарс.
Северо-западнее этого аула, на той же карте, на левом берегу реки Лабы, против станицы Тенгинской показан аул Джандаров25. При сверке карты 1851 г. и современных топографических карт, выясняется, что место расположения этого аула, сейчас находится на правом берегу Лабы, вследствии изменения ее русла. Аул Джандаров, это, несомненно, аул Джандара Пшизова. Об этом представителе рода Пшизовых сообщается в книге «Генеалогия рода Пшизовых». По данным книги, Джандар Пшизов, родился в 1770 г.26 , и прожил 110 лет. В 1830 г. он был признан старшим в роду Пшизовых. Имел двух братьев – Индара и Бибота, а также 10 сыновей27. Кем доводился Джандару Джанчат Пшизов, не вполне ясно, но можно предположить, что он был его старшим братом, к тому времени уже умершим.
На «Карте земель между реками Кубанью и Лабою до главного хребта Кавказских гор, и по рекам: Псефири и Фарсу» 1841 года28, на том же месте, в излучине реки Лабы показан армянский (черкесо-гайский) аул Карабета Талдустына в 47 дворов29. Из этого можно предположить, что после выселения черкесо-гаев в 1839-40 гг. в район Прочного Окопа и основания селения Армавир, на месте аула Карабета Талдустына, поселился Джандар Пшизов. С учетом того, что карта 1841 года отражает более ранние сведения, можно сказать, что в этом году, аула Карабета Талдустына на Лабе уже не было, а аул Джандара Пшизова поселился на его месте около 1840 года. Кроме того, на карте 1841 года, на том же месте, где на карте 1851 г. показан аул Пшизова, изображен еще один небольшой аул с отметкой «Раз.аул», что означает «Развалины аула» или «Разоренный аул». Это показывает, что для своих поселений, адыги выбирали места не просто так, а старались селиться в уже когда-то заселенной местности. Отталкиваясь от вышеизложенного, можно сделать вывод, что часть рода Пшизовых к 1851 году поселился в двух аулах – Джандара Пшизова и наследников Джанчата Пшизова напротив станицы Тенгинской и в нижнем течении реки Фарс.
На итоговой карте действий отрядов генерал-майора В.Козловского вверх по течению реки Курджипс в декабре 1857 – январе 1858 годов, в низовьях реки Курджипс, на ее левом берегу, чуть ниже аула Эрукова, также показан аул Пшижева, с пометкой «разорен»30 . Несомненно, что этот аул был разорен царскими войсками в ходе этой экспедиции. Этот аул, как разоренный, показан и на карте 1864 г.31 Находился он на южной окраине современного поселка Приречный Майкопского района. В то же время, на этой же карте, аул Пшизов показан на левом берегу реки Фарс, в районе северной окраины современного аула Пшичо Шовгеновского района. Время переселения окончательного аула Пшизова на Фарс может помочь установить еще одна карта 1864 г. На ней показаны границы округов и приставств, созданных российскими властями для управления горцами, оставшихся на Кубани после выселения в Турцию, и аулы, входившие в состав округов32. Среди обозначенных на карте черкесских селений, аула Пшизова нет, что может указывать на то, что он к этому времени (сентябрь 1864 г.) еще не занял окончательного места поселения. Вероятно, в этот период аул Пшизов был административно подчинен аулу Асланбека Болотокова (Хатажукай) и не имел самостоятельного управления.
ГЛАВА 3 Окончательное переселение аула и первые десятилетия его существования
После окончания Кавказской
К 1 ноября 1874 года в юрте аула Пшизова были отмежеваны частновладельческие земельные участки. На левом берегу Лабы,против станицы Тенгинской – Адедюку Каджикову, 94 дес. 900 к. с., на правой стороне балки Гиаги39 – узденю Березукову40 – 115 дес., 1225 к. с., на левой стороне той же балки – прапорщику Али Пшизову – 231 дес. 1300 к.с., Жандару Пшизову – 191 дес. 1850 к.с.41 Кроме того, в юрте аула в 60-70-х годах возникает ряд русско-украинских переселенческих хуторов. По данным 1885 года, их было пять42: мещанина Черныша (на земле общинного владения), войскового старшины Штригеля43 (на земле частного владения лиц войскового сословия), на частных владельческих участках, находящихся смежно с землями общинного владения – мещанина Речмедилова (куплен у горца Таучи Бергезова44 , прапорщика Пшизова45, и турецко-поданного Пауна (куплен у горца Жандара (Джандара) Пшизова).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, можно понять, как на начальном этапе развивалась история аула Пшизов, сколько раз этот населенный пункт менял место расположения на протяжении почти ста лет, в ходе Кавказской войны. В итоге, начальный период истории аула можно изложить по следующей схеме (в скобках даются даты упоминаний аулов в исторических источниках). Первоначально хатукаевский княжеский род Пшизовых проживал на реке Убин (1823 г.), затем, как и другие хатукаевские роды переселяется в междуречье Белой и Пшиша (20-е годы XIX века). Около 1828 года, Пшизовы, во главе с Джанчатом Пшизовым поселяются на левобережье Кубани, затем, около 1840 г., аул наследников Джанчата Пшизова переселяется в низовье Фарса, а аул Джандара Пшизова обосновывается на реке Лабе, у станицы Тенгинской. Не ранее 1851-52 года, Пшизовы переселяются в низовья реки Курджипс. После разорения аула зимой 1857-58 гг., Пшизовы возвращаются на реку Фарс, поселяясь на ее левом берегу, в районе нынешнего аула Пшичо. В 1865 году, аул лишается статуса самостоятельного населенного пункта и включается в состав аула Хатажукай. В 1871 году аул Пшизов окончательно переселяется на нынешнее место, а в 1873 году ему было разрешено иметь отдельное аульное правление. Таким образом, за дату образования аула Пшизов, можно принять дату его первого упоминания в исторических источниках – 1823 год, а за дату поселения на нынешнем месте – 1871 год.