Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 17:00, реферат
Народы Северного Кавказа - представители коренных народов данного региона, наиболее сложного в этническом, религиозном и языковом отношении. Общая численность населения – 14,8 млн. чел. Cеверокавказское этническое население принадлежит в основном к северокавказской расе европеоидного типа. Лингвисты выделяют, такие языковые семьи, как индоевропейскую, афрозийскую (семитскую), алтайскую (тюркскую), уральскую (финно-угорскую), северокавказскую, дравидийскую, нигеро-кордофанскую, сино-тибетскую и другие. Используя лингвистическую характеристику можно дать следующую этническую картину Северного Кавказа. Этносы Северного Кавказа в своем большинстве относятся к трем языковым семьям: индоевропейской, северокавказской и тюркской.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Материальная культура осетин………………………………………….5
2 Духовная культура осетин……………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы…………………
У осетин достаточно строгий уклад жизни. Старший по возрасту, не зависимо от его статуса, всегда в почете и младшие обязаны его слушать беспрекословно. Тем не менее, осетины всегда славились пышными праздниками и застольями.
Стол у осетин – святое место. За столом категорически запрещается ругаться, также нельзя упоминать ослов, собак и каких либо других «нечистых» животных, если вдруг такое произошло, то провинившийся обязательно должен извиниться.
За один стол в Осетии не садятся сын и отец, внук и дед, племянник и дядя и другие родственники, если между ними большая разница в возрасте, не придерживаться этой традиции – не уважать старших.
Ни в коем случае нельзя приходить на праздник выпившим и напиваться до пьяного состояния. То же самое относится и к курению. За столом курить строго запрещено, но после трех тостов можно спросить разрешения старшего и выйти на улицу покурить.
Гости рассаживаются за столом по старшинству, самый старший – в торце стола, остальные гости - «зигзагом» по обе стороны, самые младшие сидят в конце стола. Когда старший встает, чтобы произнести тост то все остальные также встают. Застолье всегда сопровождается танцами и плясками под веселую музыку. [2]
Осетинское общество всегда было очень патриархальным и чтило старших по возрасту людей. Так мужчина всегда беспрекословно слушал старшего, женщина часто вообще не имела право голоса, и во всем повиновалась своему мужу. Но, тем не менее, женщину очень уважали, как хранительницу домашнего очага, которая отменно готовит и воспитывает детей в исконно осетинских традициях.
В больших семьях, женщины строго по старшинству занимались домашними делами, распоряжались запасами и следили за детьми. Мужчина должен был лишь тяжело работать, обеспечивать семью всем необходимым, нести ответственность за род и быть настоящим защитником. Большим почетом и уважением пользовались молодые люди, владеющие боевыми искусствами, фехтованием и также умеющие красиво петь и танцевать.
Современное общество, конечно, уже не так строго и патриархально, но, все же, настоящему осетину не пристало, не чтить старших и непристойно вести себя с женщинами. [2]
Рождение ребенка у осетин, как и у других народов, сопровождается различными обрядами, направленными на то, чтоб малыш рос крепким и здоровым, а роженице хватило молока выкормить ребенка. Примечательно то, что в Осетии особенно радуются, когда рождается мальчик – наследник, а если на свет появилась девочка, то над ней читают молитву и мажут ей пятку медом, чтоб после нее рождались только мальчики.
Гостеприимство - одна из наиболее ярких черт культуры народов Северного Кавказа. Гостю предназначается самое лучшее, что есть в доме, к нему обращено все внимание хозяев, он окружен атмосферой задушевности. Первейшей обязанностью хозяина является обеспечение безопасности гостя и сохранности его имущества. Защищать его и помогать во всем - долг хозяина, даже если гость и хозяин враждуют. За оскорбление или убийство гостя ответственность несут родственники принимавшей семьи и односельчане, за него они мстили обидчику. [2]
Культура и искусство Осетии поистине уникальны. Этот народ подарил миру одного из лучших дирижеров Валерия Гергиева, первую в мире женщину-дирижера Веронику Дударову, балерину Светлану Адырхаеву, династию цирковых артистов Кантемировых, эстрадных исполнителей Акима Салбиева и Феликса Царикати.
В областях науки и экономики народ Северного Кавказа численностью не более 700 000 человек также достиг невероятных высот. Григорий Токаги величайший специалист мировой аэродинамики и ракетной техники, Васо Абаев патриарх иранистики и лингвистики, Юрий Кучиев капитал атамохода «Арктика» покорившего Северный полюс первым в мире, и многие другие выдающиеся деятели, оставившие свой след в истории. [1]
Определенные общность и своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий: развития, образа жизни, культуры привели к формированию типичных черт социального и национально-психологического облика представителей Осетии. Данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований показывают, что они наделены:
- высоко развитым обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности;
- главным образом, чертами
холерического и сангвиническог
- большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, осебенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны;
- подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
- достаточно высоким
- стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку. [4]
В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа вообще. Обладая достаточно хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.
Заключение
Осетины – народ иранского происхождения, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население двух республик Северная Осетия – Алания и Южная Осетия. Живут осетины также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; большинство осетин двуязычны (двуязычие – осетинско-русское, реже – осетинско-грузинское или осетинско-турецкое).
С Кавказом осетины связаны издавна. Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию они упоминаются в грузинской хронике: именуются овсами. Формировался осетинский народ вместе с аборигенным населением Северного Кавказа и с пришлыми ирано-язычными народами – скифами, сарматами и особенно аланами.
Нынешняя численность осетин – более 700 тысяч человек с учетом многочисленной диаспоры, живущей за пределами своей этнической территории. Северная часть осетин составляет основное население Республики Северная Осетия-Алания с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации. Южная часть осетинского народа живет на южных склонах Кавказского хребта (около 80 тысяч человек), центр Республики Южная Осетия (2008) в городе Цхинвал.
Большинство верующих осетин считаются православными, принявшими христианство несколькими этапами из Византии, Грузии и России. Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически является приверженцами традиционных осетинских верований, испытавших значительное влияние христианства на определённых исторических этапах.
В осетинском быту сохранились многие установки родового строя, патриархальные устои. Например, такие принципы, как безусловное подчинение младшего старшему, гостеприимство, семейные традиции и многое другое.
Список литературы