Методика работы с контурными картами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:52, лабораторная работа

Краткое описание

Типы исторических карт:

- карты обзорные;
- карты обобщающие;
- карты общие;
- тематические карты;
- картосхемы (локальные планы, планы на местности);
- контурные карты

Вложенные файлы: 1 файл

kartografia_1.ppt

— 1.88 Мб (Скачать файл)

Подготовили: Садовская Е., Руднева М., Тринева  О.

Типы исторических  карт:

 

- карты обзорные;

- карты обобщающие;

- карты общие;

- тематические карты;

- картосхемы (локальные  планы, планы на местности);

- контурные карты

Общие карты (обзорные, обобщающие) – отражают исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени.

Тематические карты – посвящены отдельным событиям или сторонам исторического процесса.

Картосхема (от карта и схема),

упрощённая карта, обычно  лишённая картографической сетки. Схематизм изображения позволяет  получить в наглядной форме  общее представление о показанном  на К. явлении (событии) и подчеркнуть  его существенные черты.

Контурная карта — бланковая, обычно немая (без надписей) карта, предназначенная для выполнения учебных заданий по географии и истории. Иногда контурные карты используют как географическую основу для создания авторских оригиналов тематических карт

 Анимация — последовательный показ (слайд-шоу) заранее подготовленных графических файлов, а также компьютерная имитация движения с помощью изменения (и перерисовки) формы объектов или показа последовательных изображений с фазами движения.

Анимационная карта – последовательный показ определенного исторического события или явления в движении, при помощи компьютерной графики.

 

Анимационные карты

 

  • Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
  • Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
  • Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
  • а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); 
    б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.); 
    в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). 

 

 

Алгоритм  чтения  исторической карты:

Приемы с работы  с картой:

 

  1. Использование меловых картосхем;
  2. Показ на карте береговой линии;
  3. Работа с основным историческим материалом;
  4. Локализация исторических событий на карте;
  5. Усвоение сторон горизонта;
  6. «оживление» карты – прикрепление значков, символов для маршрута путешествия по карте;
  7. Сравнение исторической и географической карты ( цвет и условные обозначения)
  8. Использование творческих, проблемных заданий;
  9. Задания- задача;
  10. задания тестовые по карте.

Методика работы  с контурной картой:

 

  • Первая карта заполняется в классе с помощью учителя;
  • На этом же занятии учитель обязан объяснить, как заполнять контурные карты;
  • Учитель знакомит с правилами заполнения карт (топография);
  • Задание на дом, затем учителю сдают эти карты.

Критерии оценивания  работы с исторической картой:

 

1) Умение соблюдать  алгоритм чтения карты;

2)Умение точно определить  географические ориентиры и продемонстрировать  их на карте;

3)Умение преобразовать  условную информацию карты в  текстовую;

4)Умение использовать  название, даты, условные обозначения  для соблюдения трёхчастной структуры  ответа (вступление (название, дата  изображения) – основная часть (описание  информации карты или ответ  на вопросы по карте) – итог);

5)Речевая грамотность.

Критерии оценивания  работы с контурной картой:

 

1)  Умение точно  и правильно выполнить задание  по карте;

2)  Умение точно  и аккуратно нанести объекты  и надписи на карту;

3)  Наличие в работе  условных обозначений и их  объяснение (легенда карты);

4)  Соблюдение правил  работы с картой (использование  светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только  цветными карандашами);

5)  Отсутствие речевых  и грамматических ошибок.

При обращении к  карте важно не только правильно  показать изучаемый объект на  карте, но и словами определить  его местоположение. А для этого  необходимо помнить правила работы  с картой:

  1. Становится с противоположной стороны света;
  2. Лицом к аудитории;
  3. Верный показ объектов и параллельно использовать настольные карты (учебник, атлас).
  1. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.
  2. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002
  3. Замараева Т.П., Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене// http://festival.1september.ru/articles/586800/
  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/125003/

    контурная  карта, картосхема 

 

 

Литература, интернет-ресурсы:

 

9


Информация о работе Методика работы с контурными картами