Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 13:45, реферат
В октябре 2002 в России была проведена Всероссийская перепись населения 2002 года.
В ходе неё установлено, что между двумя последними переписями, с 1989 по 2002 г., население России сократилось на 1,8 млн человек до 145,2 млн. В то же время, между 1 января 2003 и 1 декабря 2004 численность россиян, по данным Федеральной службы госстатистики (Росстата), уменьшилась почти на такое же число — на 1,7 млн человек.
Народы России
Предками русского народа были восточнославянские племена, проживавшие на западе современной России и на части территории Украины, заложившие основу Киевской Руси и Новгорода. Однако от других восточнославянских народов русские отделились только в XII веке в результате этногенетической интеграции славян с финно-угорскими племенами, что привело к обособлению Владимирского княжества от Киева и положило начало новому этапу российской истории.
Другим важным событием российской истории явилась колонизация территории к востоку и югу от Московской Руси и становление Российской Империи, в результате чего этнографический состав страны изменился коренным образом: сибирские походы Ермака, покорение Казани и Астрахани, завоевание Кавказа, освоение Дальнего Востока сделали невозможным существование России как моноэтнического государства. Не всегда колонизация приводила к мирной интеграции, многие последствия имперской политики россияне расхлебывают и по сей день, однако факт остается фактом.
Значительное влияние на этническую ситуацию оказала национальная политика времен советской власти: идея перехода к "новой исторической общности", где национальные особенности постепенно перестанут играть сколько-нибудь существенную роль, привела к попытке принудительной интеграции, не учитывающей ни национальный менталитет, ни культурные особенности того или иного народа. С одной стороны, это действительно привело к ассимиляции некоторых малых народов, но вместе с тем в ряде автономных республик постепенно нарастал протест против действий центра. И советская интеграция потерпела провал: при первых же признаках ослабления центральной власти этот протест принял форму сепаратистской волны, прокатившейся по регионам в 1992-93 гг. Однако сейчас даже наиболее непримиримо настроенные татары перестали в последнее время говорить о выходе из состава федерации: экономический интерес перевесил национальные амбиции.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации проживает более ста национальностей. Большинство из них относительно малочисленны.
Едва ли для кого-нибудь явится неожиданностью, что крупнейшим народом страны являются русские, которые преобладают почти во всех автономных областях и округах (за исключением Карачаево - Черкесской Авт. Обл.- 47%, Ямало - ненецкого Авт. Окр. - 46.9%, Коми- Пермяцкой Авт. Обл. - 36%) и составляют довольно значительную часть населения автономных республик (от 14% в Дагестане до 73% в Башкирии). При этом доля других народов постепенно сокращается: если до революции они составляли 1/4, то теперь - только 1/5 часть населения страны. Частично это - следствие сталинской национальной политики, но в большей степени - явление этногенетической интеграции. Однако этот процесс имеет значительные отличия в разных регионах: легче поддаются ассимиляции северные народы, а кавказцы, имеющие собственные многовековые культурные и религиозные традиции, почти не смешиваются с русскими.
Еще шире сфера распространения русского языка: согласно данным последней переписи населения, им свободно владеют 53.9% живущих в России представителей других народов, а 24% нерусских считают его своим родным языком. Безусловно, тут нельзя сделать никаких однозначных выводов: с одной стороны, это - следствие советской национальной политики, направленной на создание "новой исторической общности", но с другой - знание русского языка действительно открывало огромные возможности и в получении образования, и во многих других сферах. Как мне кажется, в большинстве случаев изучение языка все-таки было добровольным и приносило только пользу.
Украинцы и белорусы расселены по всей стране. Наибольшее число украинцев проживает в областях, примыкающих к Украине, а также на Северном Кавказе, в южных областях Урала и Сибири. Белорусов больше всего в Карелии и Калининградской области. Как видно из таблицы, почти все представители этих народов считают родным русский язык, и это неудивительно: во-первых, близость культурных корней и близкое родство восточнославянских языков существенно облегчили для них процесс интеграции в русскую языковую среду, и во-вторых, для сохранения родного языка и национальной культуры необходима весьма крупная и довольно обособленная (по крайней мере в части культуры) диаспора, каковой в большинстве районов не существует. Таким образом, в отношении живущих в России славянских народов ни о каких национальных противоречиях говорить не приходится.
На севере европейской части России наряду с русскими распространены и народы финно-угорской группы: карелы, вепсы, ижорцы, саами, коми, коми-пермяки. В настоящее время число их невелико и сокращается, но сказать о них хотелось бы особо. Именно мирная интеграция с финно-угорскими племенами во время колонизации севера (начало Владимирской Руси в XII-XIII в.) дала новый толчок развитию русской нации.
К финно-угорской группе принадлежат и некоторые народы Среднего Поволжья: марийцы, удмурты, мордва. Хотя их тоже осталось не так много, но им удалось сохранить и язык, и культуру.
В других районах Поволжья и на Южном Урале проживают тюркоязычные чуваши, башкиры, татары. Все они, кроме православных чувашей, являются мусульманами, что существенно затруднило их ассимиляцию, несмотря на то, что большинство Поволжского населения составляют русские. Однако по сравнению с другими регионами страны межнациональные отношения являются если и не идеальными, то весьма мирными. Мордва и чуваши небольшими группами живут почти во всех краях и областях Урала, Сибири и Дальнего Востока.
В нижнем Поволжье проживают монголоязычные калмыки /2, c.236/, основной религией которых является буддизм. Не смотря на то, что Калмыцкая республика имеет своего президента, о выходе из состава России речь не идет: почти во всех автономных республиках ныне возобладало понимание того, что самостоятельно им не прожить. Казахи (тюркская яз. группа) живут на территориях, примыкающих к Казахстану /2, c.237/. Между ними и местными русскими нет ни национальных, ни религиозных конфликтов.
Говоря о жителях Поволжья, нельзя не упомянуть такую этническую группу как российских немцев. Переселившиеся сюда еще во времена реформ Петра I, они долгое время имели свою автономную область, которая при Сталине была упразднена. С начала горбачевских реформ движение за восстановление немецкой автономии поднялось с новой силой, хотя вопрос этот до сих пор стоит на месте. К сожалению, в настоящее время многие немцы, особенно с высшим образованием, уезжают из страны: на их исторической родине живется сейчас гораздо лучше. И, возможно, через несколько лет восстанавливать автономию будет некому.
Цыган можно встретить практически во всех крупных городах (прежде всего - в Москве), но особенно много их кочует в южных районах страны.
Самым сложным в этническом отношении регионом является Северный Кавказ. Русские здесь составляют меньшинство, а всего здесь проживает несколько десятков народов, среди которых: осетины, относящиеся к иранской группе; карачаевцы; балкарцы; ногайцы (тюркская гр.); кабардинцы; адыгейцы; черкесы; абазины (абхазо-адыгская группа кавказской семьи); чеченцы; ингуши; аварцы; драгинцы; лезгины; табасараны (нахско-дагестанская группа кавказской семьи).
Подавляющее большинство этих народов исповедует ислам; их культура, ценности обычаи и традиции часто коренным образом отличаются от европейских, что в сочетании с тяжелым историческим наследием (Кавказ был присоединен к России в результате многолетней и кровопролитной войны) привело к значительному распространению сепаратистских настроений. Особенно острой является ситуация в непризнанной Чеченской Республике, где трехлетнее противостояние с федеральными властями привело к вводу войск. Как ни грустно это признавать, кавказский вопрос имеет очень глубокие корни, и, боюсь, еще не одному поколению россиян придется пожинать плоды национальной политики Николая I и Сталина.
Сравнительно малочисленны коренные народы Сибири и Дальнего Востока, из которых якуты, долганы, алтайцы, шорцы, хакасы и тувинцы говорят на языках тюркской группы, буряты принадлежат к монгольской группе, ханты и манси - к финно-угорской, ненцы, нгасаны, селькупы - к самодийской, эвенки, негидальцы, удэгейцы - к тунгусско - манчжурской, эскимосы и алеуты - к эскимосско-алеутской, чукчи, коряки, ительмены говорят на чукотско-камчатских языках палеоазиатской семьи. На генетически изолированных палеоазиатских языках говорят нивхи, юкагиры и кеты. Из них алтайцы и хакасы исторически являются мусульманами, тувинцы и буряты - буддистами, остальные народы до присоединения к России были язычниками. Некоторые пережитки язычества, и особенно - шаманизм сохраняются до сих пор. Российская колонизация Сибири и Дальнего Востока происходила относительно мирно (да и какое сопротивление несоизмеримо более передовой Российской Империи могли оказать народы, не имеющие никакой техники?). И последствия этой колонизации невозможно оценить однозначно. С одной стороны, северные народы получили письменность, у них появилась возможность приобрести среднее и даже высшее образование, значительно поднялся уровень санитарной культуры, появились техника и электричество, но с другой - практически разрушен традиционный уклад жизни, а создание "новой исторической общности" потерпело провал. Утрата жизненных ориентиров, пьянство, стремление покинуть родные места - все эти, а также многие другие болезни постсоветского общества приобретают здесь особую остроту.