Основные методы демографии.Их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 09:55, реферат

Краткое описание

Демография в исследовании своего предмета — естественного воспроизводства населения — использует различные методы, основные из которых можно объединить по их характеру в три группы: статистические, математические и социологические. Объектами наблюдения в демографии являются не отдельные люди или события, но сгруппированные по определенным правилам, однородные в некотором отношении совокупности людей и событий.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Характеристика общенаучных методов…………………………5
А) Методы эмпирического исследования………………………………5
Наблюдение;
Эксперимент;
Сравнение;
Описание;
Измерение.

Б) Общелогические методы и приемы анализа………………………..8
Анализ;
Абстрагирование;
Обобщение;
Идеализация;
Индукция;
Аналогия;
Моделирование;
Системный подход;
Структурный метод;
Картографический метод;
Демографические методы.

Заключение……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Демографияdocx.docx

— 51.75 Кб (Скачать файл)

     Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли.  
     Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы). Из видов индуктивных обобщений выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную и математическую.

     Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет к истинному, достоверному заключению, а не к вероятностному (проблематичному). Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п.  
     Аналогия (греч. - соответствие, сходство) - при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения по аналогии являются правдоподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. 

     Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным. 
     Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы:

а) были схвачены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов; 
б) эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;

в) круг совпадающих признаков  был как можно шире; 
г) учитывалось не только сходство, но и различия - чтобы последние не перенести на другой объект. 

     Моделирование. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования - метода исследования объектов на их моделях. Модель (лат. - мера, образец, норма) - в логике и методологии науки - аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и т.п. - оригинала модели. Этот аналог - «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Он служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. 
 
Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал.

       Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

     Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. 
 
     Важным понятием системного подхода является понятие «самоорганизация». Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер (живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив и т.п.).

     В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики - общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов любой природы - природных, социальных, когнитивных (познавательных).

      Структурно-функциональный (структурный) метод - строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

     Структура понимается как нечто инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как «назначение» каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства, функции теории и т.д.). Основные требования процедуры структурно-функционального метода (который часто рассматривается как разновидность системного подхода: а) изучение строения, структуры системного объекта; б) исследование его элементов и их функциональных характеристик; в) анализ изменения этих элементов и их функций; г) рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом; д) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой «работают» на поддержание этой гармонии.

     Картографический метод, исследование населения посредством построения и изучения географических карт - особых образно-знаковых пространственных моделей. Картографический метод входит в систему методов изучения народонаселения наряду со статистическими и математическими методами и тесно связан с ними в отношении исходной информации и способов её обработки. Географические карты - уменьшенные обобщённые изображения земной поверхности на плоскости, показывающие размещение, сочетания и связи объектов (явлений), отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением карты, используются в географии населения, этнографии и ряде других наук, в практической деятельности благодаря их высокой информативности, наглядности и метричности (т. е. доступности для измерений).

Ряд сведений о населении (главным образом его расселении) содержат общегеографические (топографические) карты. Но основная область применения Картографический метод в демографии и других науках о населении - тематические карты населения, получившие распространение с середине 19 в.   

     Картам свойственно использование особой знаковой системы, выступающей в виде картографических способов изображения, из которых на тематических картах населения применяются главным образом значки, картодиаграммы, картограммы, точечный способ, ареалы, качественный фон, изолинии, знаки движения, избираемые в зависимости от существа и пространств, свойств отображаемых показателей (объектов), принятых единиц картографирования, характера исходных материалов, масштаба и назначения карты.

     Для создания тематических карт населения используются разнообразные источники, из которых главными являются материалы демографической статистики, поставляющие основное содержание этим картам, и общегеографические карты, обеспечивающие территориальную локализацию этого содержания, а также ряд географических характеристик населения и его расселения. Наиболее полное картографическое отображение получили материалы переписей населения в 1959 и особенно 1970 в виде отдельных карт СССР и его регионов.

     Картографирование населения получило значительное распространение и в зарубежных странах (по международной программе т. н. карты населения мира в масштабе 1:1 000 000) в комплексных национальных и региональных атласах, в атласах городов, в тематических атласах нас.

      Возможные методы использования карт для изучения населения; визуальный анализ; графические приемы (например, построение профилей населенности территории.);  картометрические работы (например, измерение координат населения пунктов по карте людности поселений, расстояний между населенными пунктами, расчет их густоты, равномерности сети поселений и др.); математико-статистический анализ (например, закономерностей распределения поселений по людности, математическое моделирование (создание по картам пространств, математических моделей и их исследование); переработка картографического изображения с построением производных карт (например, построение на основе карты людности поселений карт плотности населения, густоты поселений и др.).

Демографические методы

     Как и любая другая наука, демография имеет определенный комплекс используемых ею приемов. Сюда входят как общенаучные (анализ, синтез, сравнения, обобщения и др.), так и специальные методы демографии и некоторых смежных с ней наук.

     Демографические методы исследования призваны содействовать раскрытию специфики воспроизводства населения, выявлению взаимосвязи различных демографических характеристик. К ним, в частности, относятся методы продольного и поперечного анализа. Метод продольного анализа получил такое название в связи с тем, что при его применении исследователь идет как бы "вдоль" жизни определенной группы людей. К этому методу прибегают для изучения динамики какого-либо демографического процесса на протяжении жизни одного поколения. При использовании данного метода демографические события описываются в когортах (под когортой понимается совокупность людей, которые одновременно вступили в то или другое состояние, например родились в одном и том же году, заключили брак в одном и том же году и т. п.).   

     Поэтому данный метод называют еще методом реального поколения, или ко-гортным. Метод продольного анализа позволяет также выявить календарь демографических событий, т. е. их распределение по периодам жизни когорты. 
Однако метод продольного анализа имеет и свои недостатки.

     Во-первых, при его использовании необходимо располагать достаточно подробными данными за многие годы о рождениях, браках, разводах, смертях и т.д., что на практике не всегда осуществимо.

     Во-вторых, поскольку полные сведения о числе тех или иных демографических событий можно собрать только после выхода когорты из данного демографического состояния, то полученная таким способом информация представляет собой в основном лишь исторический интерес.     

     Например, изучение процесса рождаемости этим методом возможно только по достижении женщинами рассматриваемой когорты возраста 45-50 лет. При изучении же когорт, не достигших такого возраста, результаты будут как бы "усеченными". Правда, в настоящее время, когда широкое распространение получило внутрисемейное планирование рождаемости, данные для когорт, еще не вышедших из указанного возраста, дополняются, исходя из "ожиданий" (в приведенном примере - на основании сведений о числе детей, которых еще собираются иметь женщины рассматриваемой когорты). Для восполнения недостающих данных иногда прибегают также к экстраполяции. Такими приемами метод продольного анализа удается отчасти приспособить к изучению современности.

     Недостатки метода продольного анализа в определенной мере восполняются с помощью другого демографического метода - поперечного анализа, который позволяет представить современное состояние демографических процессов. Суть данного метода состоит в следующем. Обычно, изучая население, исследователь имеет сведения о его численности и половозрастном составе на дату последней переписи, а также материалы текущего статистического учета различных демографических событий (рождений, смертей и т. д.) за годы, близкие к дате переписи. Располагая сведениями о возрастном составе населения, реальные поколения можно как бы "рассечь" сверху вниз.  

     Одновременно используются материалы текущего статистического учета о числе происшедших демографических событий по возрастам (например, о числе умерших по возрастам). Таким образом, получаются повозрастные характеристики демографического события (в нашем примере - смертности) гипотетического, или условного, поколения, т.е. условной совокупности людей, для которых делается допущение, что на протяжении жизни этих людей интенсивность демографических процессов в каждом возрасте будет такой же, как существующая в современный период. В данном случае люди разных возрастов, живущие в настоящее время, условно рассматриваются как принадлежащие к одному поколению. Поскольку при этом исследователь мысленно идет "поперек" линии жизни, метод получил название поперечного анализа, а так как приходится иметь дело с гипотетическим, или условным, поколением, то его еще называют методом условного (гипотетического) поколения. Метод поперечного анализа - один из наиболее распространенных в демографии ввиду того, что для его применения нужны данные всего за год-два. Он позволяет судить о современном состоянии демографических процессов, однако при резких изменениях во времени характера этих процессов может дать искаженную картину.

     К распространенным демографическим методам относятся метод потенциальной демографии, когда демографические процессы выражаются не числом конкретных событий или прожитых человеко-лет, а так называемым демографическим потенциалом - числом человеко-лет предстоящей жизни, и метод стандартизации демографических коэффициентов, позволяющий исключить при сопоставлениях влияние различий в составе населения сравниваемых территорий или за сравниваемые периоды времени. 
     Например, если у населения двух территорий наблюдаются разные показатели рождаемости, то это может быть вызвано как разной интенсивностью данного процесса у людей одинаковых возрастов, так и различиями в возрастной структуре (понятно, что сокращение доли молодых возрастов ведет к уменьшению общего показателя рождаемости). Метод же стандартизации позволяет показать демографические процессы в "чистом виде".   

     Так как демография имеет дело с массовыми явлениями, она прочно взяла на вооружение статистические методы. В демографии используются все распространенные в статистике приемы: применение относительных и средних величин, различных индексов и др.

     Вместе с тем демографическая статистика выработала и свои собственные методы. Это, в частности, построение демографических таблиц. Демографические таблицы фактически представляют собой систему вероятностных характеристик повозрастных интенсивностей демографических процессов. Первыми, как уже отмечалось, были составлены таблицы смертности, позже - таблицы других демографических процессов (брачности, рождаемости и пр.). Демографические таблицы используются для описания демографических процессов как в реальных, так и в условных когортах. В 

Информация о работе Основные методы демографии.Их особенности