Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:05, реферат
Актуальность этой темы заключается в том, что нынешние жители Балтии должны знать какие народы были до них на этой территории,какая была у них культура и какое хозяйство.
Смысл работы: показать, что конкретно происходило на территории Латвии VIII – XII веках, какие народы заселяли, что знаем о древних латышах. Расселить балтийские (пруссы, курши, жемайты,
земгалы, селы, латгалы, литва и ятвяги) и фино-угорские племена (ливы, эсты, водь).
Открытие Балтии.
Актуальность этой темы заключается в том, что нынешние жители Балтии должны знать какие народы были до них на этой территории,какая была у них культура и какое хозяйство.
Смысл работы: показать, что конкретно происходило на территории Латвии VIII – XII веках, какие народы заселяли, что знаем о древних латышах. Расселить балтийские (пруссы, курши, жемайты,
земгалы, селы, латгалы, литва
Средневековые летописи (напр. хроника Генриха Латыша) фиксируют проживание на территории Латвии финских племен ливов и славянских венедов, балтских племен куршей, земгалов, сели,
латгалов и славянских племен кривичей и вендов.
VIII век открывает «эпоху викингов», шведов. Их называют «грозой Европы», так как они совершали набеги на сопредельные государства. Было очень много последствий от их набегов,и поэтому этот период назвали целой «эпохой викингов».
В период с конца XII до середины XIII века территория нынешней Латвии была завоёвана крестоносцами и стала частью сначала Ордена Меченосцев, а затем Ливонского ордена, получив название Ливония.
В 1201 года по указанию немецкого епископа Альбрехта фон Буксгевдена основана Рига. Крестоносцы принесли собой католичество, немцы стали господствующим классом (дворянством и духовенством), а также горожанами. Местные балтские и финно-угорские племена фактически были превращены в крепостных крестьян.
К XII веку был ряд протогосударственных образований на западе (Bandava, Duvzare, Piemare, Vanema, Ventava), в центре (Земгале) и на востоке (Adzele, Ерсика, Кокнесе, Талаве) нынешней Латвии. Города Ерсика и Кокнесе были в вассальной зависимости от Полоцкого княжества, которое контролировало торговый путь по Западной Двине.
Предки латышей.
Балтов, предков латышей, называют «людьми Янтарного моря», они в основном занимались добычей янтаря. Балты изготавливали различные изделия из разных сортов материалов.
С приходом немцев на территорию Латвии народы балтийских и фино-угорских племён стали крестьянами, то есть «вторым сортом».
Мир, по мнению древних балтов, существовал искони. Они имели понятие о верховном существе, которое всё создало и всем управляло. Такое понятие сопровождалось верованием в предопределение - господствуя над всем, от песчинки до самого великого, верховное существо определяло судьбы людей, земли и всего на ней. С ним неразрывно связана вера в загробную жизнь, где умершие будут наслаждаться лучшими благами, чем на земле. По этой причине смерть сопровождалась торжественными обрядами.
Несколько богов балтов:
Лиго - бог радости.
Солнце (Сауле) - балтское божество солнца.
Мену - бог луны
Вакарине - балтское божество вечерней звезды.
Литуванис - балтское божество, посылающее дождь.
Лайма - балтская богиня судьбы и счастья, покровительница рода и охранительница стад.
Латыши считают, что Лайма опекает беременных женщин и помогает при родах. Лайма подкладывает новорожденному платок, что определяет его счастливую жизнь.
Мара — в латышской мифологии богиня, опекающая коров. У нее просят молока, сыра, телят. В некоторых случаях она совпадает с мифологизированным образом девы Марии. Ее день отмечали четыре раза в году: зимой — на святки, весной — день «капустной Марии», когда сажают капусту, летом — 15 августа и осенью 8 сентября. Иногда ее называют матерью Лаймы.
Мне кажется, что большенство латышских божеств – женщины, потому что женщина – мать, то есть то, чему стоит поклонятся. Многие названия латышских божеств заканчиваются словом «māte», то есть мать.
Например, Велю мате (латыш. Veļu māte) — повелительница мира мертвых.
Памятник материальной и духовной культуры - это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.
Памятником материальной и духовной культуры в Латвии в раннем средневековье :
Цесисский
средневековый замок, Турайдский замок-крепость,
Церковь Св.Петра, Домский собор, Рижский
замок, Развалины замка Кокнесе , Баускский замок, Вентспилский замок Ливонского ордена, Сигулдский средневековый замок.
Карта расселения балтов и др. некоторых народов в IX веке.