Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 16:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение истории открытия и освоения Северо-восточного прохода. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать природные условия в российском секторе Арктики.
- изучить историю освоения Северо-восточного прохода российскими и европейскими исследователями.
Введение 3
Глава 1. Современные представления о Российском секторе Арктики 5
Глава 2. География освоения региона 11
2.1. Российские исследования 11
2.2. Европейские исследования 13
2.3. Заселение региона 19
Глава 3. Статус Российской Арктики 24
Заключение 28
Список использованных источников
Тяжелым бременем на население края легли организовываемые правительством многолетние и многочисленные экспедиции. Перевозка грузов была вменена в обязанность якутам. Кроме того, на нужды экспедиций часто конфисковывались ездовые собаки, олени, теплая одежда, немногочисленные казенные запасы хлеба и рыбы. Все это, несомненно, подрывало экономику Заполярья и разоряло его жителей.
Несмотря на начавшиеся процессы трансформации экономических и социокультурных систем, в целом северным народам к началу XIX в. удалось в значительной степени сохранить свою культурную целостность и внутреннюю политическую автономию. При почти двухвековой российской колонизации Севере-Восток Азии продолжал оставаться пограничным районом Российского государства, в котором политическое влияние метрополии ощущалось слабо (либо, как в случае с Чукоткой, объявленной российской территорией, фактически независимой, оно вообще отсутствовало).
На современном этапе Арктика заселена крайне редко. Плотность населения в российской части Арктики составляет 0,1-0,2 чел. на 1 км2. Здесь живут как коренные народности - якуты, ненцы, долгане, эвенки, чукчи, так и русские, украинцы и другие национальности. В связи с освоением природных богатств население Арктики непрерывно увеличивается. Наряду с традиционными занятиями - оленеводством, охотой на пушного зверя, рыбным и зверобойным промыслами - значительная часть населения работает в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
В зарубежной части Арктики плотность населения составляет 0,03 чел. на 1 км2. Население арктической Америки и Европы концентрируется главным образом в горнопромышленных пунктах и на военных базах. Основные населенные пункты: Барроу (Аляска, США), Инувик и Резольют (Канада), Туле, Эгедесминне, Сёнре-Стрёмфьорд и Местерс-Виг (Гренландия).
Как уже было указано, в 1997 году Россия подписала конвенцию, согласно которой морские воды и шельф Арктики разделяются по серединной линии между соседними государствами. США конвенцию до сих пор не ратифицировали, считая, что это может ущемить их экономические интересы. К чему привело принятие конвенции? Появились спорные участки, так как ранее разграничение осуществлялось по-другому. Такой спорный участок есть, например, в Баренцевом море между Россией и Норвегией (рис.3.1).
В 2001 году Россия подала заявку на расширение своего шельфа. Концепция заявки базируется на интерпретации хребта Ломоносова и поднятия Менделеева как опустившихся блоков континентальной коры, являющихся подводным продолжением структур Сибирской платформы. Это вызвало возражение США, настаивающих на океаническом происхождении единого, по их представлениям, поднятия Альфа — Менделеева. (Поднятие Альфа, исследованное американцами, продолжает поднятие Менделеева в сторону Канады.) Доказательств правоты России много — огромный материал, накопленный благодаря десятилетиям исследований, но пока это интерпретация материалов, полученных с поверхности путём сейсмозондирования. По-прежнему не хватает прямых данных бурения — ведь пробы грунта рассказывают только о последних осадках.
Исследования с целью продления своего шельфа вели и остальные, примыкающие к полюсу страны. В настоящее время в ООН уже подали свои заявки Норвегия, Дания, Канада. США собираются ратифицировать Морскую конвенцию и после этого подать заявку [11].
Несмотря на сложность транспортно-навигационных условий, морские пути вдоль северных берегов Евразии значительно сокращают расстояние от портов северной части европейской России в восточные порты Сибири и Дальнего Востока, обеспечивают связи Американо-Канадского севера с атлантическими и тихоокеанскими портами. Грузонапряженные линии сформировались в арктических водах по трем направлениям. Наиболее грузонапряженная связывает порты Атлантического океана с портами Норвежского моря и далее вокруг Скандинавии до незамерзающих портов арктического побережья России. В структуре грузов доминируют апатитовые руды и железорудное сырье, лес, каменный уголь, нефтепродукты и генеральные грузы. Второе направление – трасса Северного морского пути, идущая из портов Баренцева и Белого морей вдоль берегов России в сторону Берингова пролива. Эта важнейшая трасса снабжения северных районов России и вывоза отдельных видов сырья (с использованием крупных речных систем). Третье направление объединяет отдельные пункты Канадского Арктического архипелага, северные районы Гренландии и Аляски. Северо-Западный морской путь от бухты Гуз-Бей на востоке и мыса Принца Уэльского на западе (пункт отправления на востоке – порт Черчилл, на западе – Ванкувер) используется ограниченно из-за сложной ледовой обстановки. По уровню концентрации грузопотоков и объемам переработки грузов особенно выделяются российские порты: Мурманск, Архангельск, Дудинка и Кандалакша. Из Канадской Арктики идет большой поток горнорудного сырья, из портов Гудзонова залива – зерновые грузы.
Район Европейского Севера России расположен на относительно небольшом расстоянии от промышленных центров европейской части страны. Интенсивно разрабатываются уникальные месторождения апатито-нефелиновых руд, медно-никелевых и железных руд Кольского полуострова, эксплуатируются месторождения нефти и газа (Тимано-Печорский бассейн), каменного угля (запасы Печорского угольного бассейна свыше 210 млрд т), лесные ресурсы, развито рыбное хозяйство (Мурманская область). В Белом море развито рыбоводство, промысел морских тюленей и водорослей [22].
Значение морского транспорта и портов Европейского Севера России возросло после перехода основных портов Балтийского и Черного морей к странам СНГ. Из региона в Скандинавские страны и Западную Европу вывозятся нефтепродукты, каменный уголь (кокс), апатитовые концентраты, лес, бумага, целлюлоза и другие грузы. Крупнейшим торговым и рыбным незамерзающим портом района является Мурманск, лесопромышленный и торговый центр Архангельск, беломорские порты Кандалакша (алюминиевый комбинат, вывоз железорудных и нефелиновых концентратов), Беломорск (порт у входа в Беломорско-Балтийский канал).
Североазиатская провинция занимает обширную область, протянувшуюся от восточного побережья Новой Земли (от меридиана 65º в. д.) до Берингова пролива. Она включает российский арктический сектор, акватории морей Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, большую часть Чукотского, а также тяготеющую арктическую зону Сибири и Дальнего Востока. Удаленность от основных экономических центров, продолжительный холодный период, низкая заселенность затрудняют хозяйственное освоение. Растет значение провинции как крупной торгово-экономической и минеральной базы России. Крупнейший газопромышленный комплекс мирового значения формируется на Ямало-Гыданском Севере (с устьевыми районами Оби, Пура, Таза, шельфом Карского моря) (рис.3.1). Здесь открыто более 50 месторождений с суммарными запасами свыше 24 трлн м3, из которых 3/4 приходится на пять крупнейших месторождений (Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Бованенковское и Харасавэйское). Огромны запасы каменных углей Северотаймырского (7,5 млрд т), Лено-Енисейского бассейнов (55 млрд т), в том числе Анабаро-Хатанского (17 млрд т) и Оленекского (около 40 млрд т) районов. Перспективны для освоения рудные месторождения Уральской (железо, марганец, хром, никель, медь, свинец, цинк, молибден) провинции, где запасы хромитовых руд Райизского массива оцениваются в 40– 50 млн т руды. В Таймырской провинции перспективы освоения связаны с крупными запасами меди, свинца и цинка, Верхояно-Колымской провинции – олова и золота. На побережье моря Лаптевых осваивается опытно-промышленная разработка касситерита (Ванькина губа), а на побережье Чукотского моря ведут разработку россыпей золота.
Свою лепту в освоение Арктики вносят климатические изменения. Глобальное потепление вызывает быстрое таяние арктических льдов. А это открывает доступ к богатым природным ресурсам и новые пути для судоходства, использование которых позволило бы ежегодно экономить миллиарды долларов. Но до сих пор нет ясных правил, которые регулировали бы деятельность в этом экономически и стратегически важном регионе [22].
Рис. 3.1. Запасы нефти и газа в Арктике [11]
Арктические моря провинции в целом бедны биологическими ресурсами, рыбохозяйственное значение имеет лишь прибрежная полоса Карского моря, включая дельтовые участки Оби и Енисея. Побережье провинции – развитый район оленеводческого хозяйства и охотничьих промыслов (добыча моржей, тюленей, нерп и др.).
Промышленное освоение провинции носит очаговый характер. В западно-сибирском секторе его определяет разработка крупнейших газовых месторождений, восточно-сибирском – Норильский промышленный район цветной металлургии (никель, медь, кобальт), дальневосточном – горнодобывающая промышленность цветных металлов (олово, золото, вольфрам).
Работа морского транспорта осложняется тяжелыми ледовыми условиями Северного морского пути и проходит в тесном взаимодействии с речными системами магистральных рек Сибири (Обь, Енисей, Лена, Хатанга, Яна, Индигирка и др.). Речные перевозки получили развитие в Обском бассейне, где они связаны с разработкой нефтяных и газовых месторождений, а также в устьевой части Енисея, среднем и нижнем течении Лены. Ключевую роль в перевозках играет морской арктический порт Диксон, морской и речной порт Дудинка (перевалочный пункт Норильского промышленного района), главный морской порт восточного сектора российской Арктики – Тикси, речные устьевые порты на р. Колыме (Зеленый Мыс) и р. Яна (Нижнеянск).
Центральную часть арктической области Земли занимает Северный Ледовитый океан, почти на всем протяжении обрамленный сушей. Лишь на юге входящих в него Норвежского и Гренландского морей он условными линиями отделен от Атлантического, а в Беринговом проливе – от Тихого океанов. Положение в полярных и субполярных зонах, большое широтное простирание обуславливают здесь большую суровость климата. Географическая удаленность основных экономических центров, слабая заселенность и суровые природные условия существенно снижают его экономическое значение и увеличивают затраты на хозяйственное освоение. Канада, США, Россия, Норвегия, Гренландия (владение Дании), Исландия, прибрежные районы которых выходят к Северному Ледовитому океану, в условиях постоянного роста спроса мирового хозяйства на топливно-энергетические, сырьевые и продовольственные (рыбные) ресурсы разрабатывают методы и технологии их рентабельного освоения в арктических бассейнах.
Во многих районах Арктики люди появились более 10 тыс. лет назад. Позднее всего были заселены северные районы Канадского Арктического архипелага и Гренландия.
России принадлежит ведущая роль в освоении Арктики. Протяженность арктического побережья России — около 22 600 км, при том, что общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств — 38 700 км.
Борьба за арктические ресурсы, в которой участвуют развитые страны и растущие азиатские экономики, обостряется. При этом самые крупные и перспективные месторождения углеводородов находятся в российском секторе. По прогнозам экспертов Международного энергетического агентства, на российском шельфе, площадь которого составляет 6,2 млн км2, или 21% всего шельфа Мирового океана, интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн км2. По данным Минприроды РФ, там сосредоточены запасы 15,5 млрд т нефти и 84,5 трлн м3 газа. Это примерно 20—25% общего количества мировых ресурсов углеводородов. На сегодня на арктическом шельфе России уже выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений, по меньшей мере в 10 из них перспективность недр уже доказана.