Польша - политическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:05, реферат

Краткое описание

Выбирая именно эту тему для реферата, у меня имелось несколько причин. Во-первых, не хотелось раскрывать положение какой-либо страны, уже достаточно изученной в курсе основной школы, а во-вторых, Польша – страна хоть и небольшая, но необычайно интересная в плане истории и экономики. Раскрывать данную тему для меня оказалось чрезвычайно увлекательно и познавательно; не являются исключением и культурные особенности Польши, ведь, безусловно, человеку заинтересованному всегда любопытно изучить какие-либо новейшие для себя элементы. Именно в Польше находится знаменитый Ягелонский университет, в котором учился сам Н. Коперник, и собор Святого креста в Варшаве, где захоронено сердце Шопена.

Содержание

Введение, Содержание...................................................................................................
Геграфическое положение....................................................................................
Государственное устройство.................................................................................
Немного истории..................................................................................................
Польша и Европейский союз.................................................................................
Заключение.....................................................................................................
Список использованной литературы.....................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 35.27 Кб (Скачать файл)

На этой основе делается вывод о  том, что определение Евросоюза (вопреки правовой действительности, доктрине и содержания договоров) в качестве «международной организации» открывает путь для неотвратимой передачи компетенций суверенного государства другой структуре с чертами государства. Интерпретация ст. 90. абз. 1 в качестве правовой основы для вступления в ЕС противоречит повсеместно признанным принципам сосуществования независимых государств и народов, принципам самоопределения государств и их суверенного равенства, в частности, Хартии ООН.

В силу отсутствия в ст. 90, абз. 1 польской конституции определения суверенных компетенций и границ, в пределах которых их можно передать внешнему субъекту (организации – государству) и с учетом ожиданий ЕС в плане получения от Польши очередных важных областей суверенитета, эта норма носит признаки самоликвидации суверенного польского государства. 80% компетенций национальных парламентов в области хозяйственного права реализуют органы ЕС, не будучи легитимными в части формирования права.

Польская внешняя торговля в  основном концентрируется на странах  Евросоюза. На них приходится 70% польского  экспорта и 60% импорта. По данным Евростата за 2002г., Польша была четвертым по значимости рынком сбыта для товаров из стран ЕС после США, Швейцарии и Японии. Польша занимала 7 место по стоимости экспорта на рынки ЕС – после США, Швейцарии, Японии, Китая, России и Норвегии. С вступлением в ЕС, увеличенный сразу на десять новых членов, польская внешняя торговля будет еще в большей мере сосредоточена на остальных 24 странах этого союза. Вывоз товаров в партнерские по ЕС страны, реализуемый в форме внутренней торговли и без тарифных и нетарифных барьеров, составит 80% стоимости совокупного польского экспорта, а импорт из стран ЕС достигнет 70% стоимости всего польского ввоза. Собственно внешняя торговля Польши будет касаться оборота лишь с третьими странами вне ЕС.

Получение беспошлинного и бес  контингентного доступа к рынку  ЕС ускорило динамику роста экспорта из Польши в ЕС в 1992-2000гг. (в долларовом исчислении) в 2,5 раза, а импорта –  в 3,5 раза. Этот рост следует объяснить  сохраняющимся высоким удельным весом традиционных для польского  экспорта сырьевых и трудоемких товаров. Доля технологически интенсивных готовых  товаров увеличилась с 16% в 1992г. до 23% в 2002г. Это стало результатом  активности функционирующих в Польше фирм с иностранным капиталом. Свободный  доступ на рынки стран ЕС дает польским экспортерам шанс в части увеличения поставок своей продукции, но при обязательном условии соблюдения требований, действующих на рынке Евросоюза.

Польские предприятия получили возможность использования дополнительного  финансирования своих производственных и технологических инноваций в рамках программ ЕС, и прежде всего в контексте VI Рамочной программы исследований проблем технологического развития. Это обеспечивает им шансы налаживания кооперации с фирмами стран ЕС и предприятиями стран ЦВЕ. Особые надежды в части повышения конкурентоспособности экономики возлагаются на осуществление оперативного национального плана развития на 2004-06гг., в котором определены основные блоки, в т.ч. технологической адаптации РП к ЕС. Преимущественно государственная поддержка будет оказана НИОКР, охране окружающей среды, МСП, реструктуризации слабых предприятий, переквалификации работников и развитию городских регионов, подверженных деградации.

Вопросы господдержки, и прежде всего  в контексте правил конкуренции  были на основе компромисса согласованы  на саммите в Копенгагене и  зафиксированы в правительственном  докладе об условиях вступления РП в ЕС. В отношении специальных экономических зон были согласованы переходные периоды для малых и средних предприятий до 2011г. и 2010г. соответственно, увеличена до 75% доля бюджетного финансирования в общем объеме инвестиций тех крупных предприятий, которые получили лицензии на деятельность в СЭЗ до конца 1999г. и 50% для инвесторов, которые получили компенсации в 2000г. Соответствующие льготы по предоставлению существенной госпомощи определены для экологических проектов.

После вступления Польши в ЕС и  его финансовую систему нацпредприятия получат доступ к более дешевым кредитам, что будет содействовать снижению издержек их финансирования и улучшению их конкурентоспособности в условиях единого рынка.

Для большинства национальных фирм серьезным вызовом может быть соблюдение условий, допускающих выход  польских товаров на общий рынок. Эти условия включают в себя необходимость  соблюдения обязательных норм сообщества и предоставления гарантий того, что  проектирование и производство конкретного товара осуществляется в соответствии с принципиальными требованиями директив «нового подхода», а также согласно всем процедурам и испытаниям при оценке соответствия. Наиболее простым методом достижения соответствия техническим требованиям и гарантирования соблюдения обязательных условий будет производство продуктов на основе европейских гармонизированных норм, принятых европейскими организациями стандартизации, такими как CEN, CELENEC, а затем согласованных с польскими нормами. Это позволит польским товарам выйти на единый рынок ЕС без необходимости дополнительных испытаний и сертификации, т.е. на принципах взаимного признания. Достаточным для этого документом будет декларация производителя.

Гармонизация технических положений  и норм, равно как и принцип  взаимного признания означают, что  польский производитель не должен доказывать, что его продукт соответствует  стандартам, действующим в стране импортера. Но каждая страна-член ЕС сохраняет  за собой право запрета или  ограничения на реализацию, если в  ходе рыночного контроля будет выявлено, что маркированное знаком СЕ изделие является недоброкачественным.

Согласно данным из последнего Регулярного доклада Европейской комиссии о прогрессе Польши на пути к членству в ЕС, в 2002г. аграрная торговля между Польшей и ЕС активизировалась. Это стало результатом подписания соглашения о «двойном нуле», существенно либерализовавшего эту торговлю. По итогам 2001г. экспорт польских сельхозпродуктов в ЕС вырос на 20% до 1,5 млрд.долл., импорт из стран ЕС увеличился на 8% и достиг 2,1 млрд.долл. Положительное сальдо ЕС в торговле сельхозпродуктами с Польшей сокращается.

В экспорте Польши в ЕС преобладают  фрукты, овощи и мясо, а также  готовые продукты из них. В импорте  – высокобелковые кормовые добавки, различные пищевые продукты, жиры и масла.

Польское сельское хозяйство традиционно  слабо связано с мировым рынком. За редким исключением это торговля излишками, а не специализированный экспорт. При этом он характеризуется  ассортиментной раздробленностью, неоднородностью  торговых фирм и высокой степенью участия посредников.

Несмотря на ряд положительных  примеров, можно констатировать, что  до сих пор не удалось повысить конкурентоспособность польского  экспорта с/х и продтоваров. Примеры  его экспансии на восточных рынках, имевшей место до 1997г. свидетельствует  о потенциальной активности польских экспортеров и их высокой эластичности в части преодоления имеющихся  барьеров. Использование после вступления в ЕС экспортных субсидий упрочит  конкурентоспособность польской экспортной оферты на рынках третьих стран.

Недостаточное развитие инфрастуктуры аграрного рынка в Польше, несмотря на определенный прогресс, является одним из главных препятствий в интеграции польского продовольственного сектора с мировым рынком. Важной проблемой развития польского аграрно-продовольственного экспорта можно считать необходимость увеличения глубины переработки сельхозтоваров и реализации процессов модернизации, ориентированных на сокращение сохраняющегося технологического разрыва и повышение качества торговой оферты.

В результате вступления в ЕС Польша получит рынок сбыта для своей  экспортной продукции почти в  десять раз превосходящий тот, который она откроет для стран ЕС. В преобладающем большинстве случаев экспортные цены в Польше ниже средних цен ЕС. К тому же в результате интеграции будет обеспечено снижение издержек в животноводстве, основанном на зерновых кормах. Все это должно содействовать росту конкурентоспособности данных продуктов.

Последовательный переход к  прямым субсидиям в полном объеме для польских крестьян будет означать, что существенное улучшение доходности их хозяйств, а, следовательно, и способности  конкуренции на общем рынке ЕС наступят в отдаленной перспективе.

Принятие совместной аграрной политики, а также ее конкретных инструментов должно обеспечить защиту от чрезмерного  импорта из третьих стран. В правительственном докладе отмечается, что «по просьбе РП Евросоюз согласился записать в Договоре о вступлении положения о защитных оговорках для сельского хозяйства, которые могут быть задействованы в случае наступления серьезных и устойчивых сбоев в функционировании аграрного сектора или появления проблем, способных вызвать ухудшение ситуации в нем. Учитывая специфические проблемы сельского хозяйства в Польше, средства, используемые КЕС в целях предотвращения осложнений на рынке, могут охватывать мониторинг товарных потоков между Польшей и другими странами-членами ЕС». Формулировка более чем нейтральная для того, чтобы действительно обеспечить защиту польского с/х рынка, в т.ч. и от импорта из третьих стран, т.е. стран вне зоны ЕС.

Значение внешней торговли рыбой  и морепродуктами в общем объеме внешней торговли Польши невелико. В 1997-2001гг. импорт рыбопродуктов колебался  в границах от 260 до 370 млн. долл., что  составляло 0,6-0,7% общей стоимости  польского ввоза. Их же экспорт составлял 230-280 млн.долл., и соответственно их удельный вес в совокупном экспорте не превышал 0,7-1%. Без учета перегрузки рыбы в море с борта на борт и того меньше – 0,6%.

Серьезным изменением, связанным с  вступлением Польши в ЕС, будет  утрата существующих ныне привилегированных  принципов торговли со странами ЕАСТ, и прежде всего с Норвегией. Принятие внешнего таможенного тарифа, используемого  в торговле рыбой, несомненно повлечет за собой рост издержек на закупку рыбного сырья, имеющего важное значение для польских рыбоперерабатывающих заводов, т.к. страны ЕАСТ имеют высокий удельный вес (около одной трети) в его поставках. Смягчения этих негативных последствий в торговле со странами ЕАСТ предполагается добиться в ходе согласования с ЕС новых беспошлинных контингентов на импорт рыбы и рыбопродуктов из Норвегии и Исландии. «Рыбная» проблематика является вопросом переговоров о присоединении Польши к Договору о европейском экономическом пространстве. Открывая свой рынок с 38,5 млн. потребителей с относительно низкой покупательной способностью, Польша получает доступ к рынку, насчитывающему 414 млн. потребителей, в т.ч. 377,5 млн. в нынешних странах-членах ЕС, к тому же с более высокой чем у поляков покупательской способностью. В результате после вступления Польши в ЕС в ее внешней торговле – в зависимости от масштабов господдержки на условиях, допускаемых правом и практикой ЕС – проявятся две противоположные тенденции. Первая будет связана с ростом совокупного объема польского экспорта как аграрного, так и промышленного на рынки стран ЕС и рынки третьих стран. Другая же будет связана с падением удельного веса в польской внешней торговле с/х и продтоваров с вытекающими отсюда многими последствиями.


Информация о работе Польша - политическая характеристика