Развитие горнолыжного туризма на Кавказе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Северный Кавказ превратится в подлинную Мекку для скалолазов и горнолыжников, велосипедистов и любителей пешего туризма, поклонников парашютного спорта и парапланеристов. Здесь будут доступны все виды отдыха: охота и рыбалка, конные прогулки и альпинизм, джиппинг и рафтинг, катание на снегоходах и сноубордах, краеведческие и этнографические экскурсии

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КАВКАЗ.docx

— 325.36 Кб (Скачать файл)

Дополнительным преимуществом  является транспортная доступность  курорта: он находится в 210/250 км от международного аэропорта в Минеральных Водах  и в 110/150 км от регионального аэропорта  во Владикавказе.

Матлас

В XII–XIX веках на территории современной  Республики Дагестан существовало могущественное Аварское ханство. Писатель и участник Кавказских походов Российской империи  Я. И. Костенецкий, знакомый с культурой и историей аварцев, полной великих войн и побед, писал: «Авария… была единственной повелительницей в этой части гор, и от ханов ее трепетали все соседи». Именно поэтому курорт Матлас станет, в первую очередь центром этнического туризма, своеобразным природным музеем для краеведов и археологов-любителей.

5. Матлас

Здесь находится более 150 памятников районного значения, а также известная  Аранинская крепость, построенная еще в 1867 году. Жители окрестных аулов бережно хранят секреты народных промыслов и славятся на всю Россию своими ювелирами, граверами, чеканщиками и оружейниками.

При этом Матлас обладает высоким бальнологическим потенциалом: в горах открыты десятки минеральных источников, вода которых полезна для лечения болезней почек и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Для любителей горнолыжного спорта будет подготовлена развитая инфраструктура, включающая трассы с большим перепадом  высот и безопасные подъемники. В  ближайшей перспективе планируется  создать необходимые условия  для активной всесезонной работы курорта, что позволит Матласу предложить туристам сервис, сопоставимый по уровню с курортами Val Thorens во Франции и Vail в США.

Матлас расположен всего в 180 км от международного аэропорта в Махачкале, столице Республики Дагестан. В 10 км от курорта построен небольшой аэродром, способный на регулярной основе принимать региональные и частные рейсы.

2.2 Перспективы развития горнолыжных курортов Северного Кавказа

Цель проекта развития Северокавказского  туристического кластера — построить  на юге России комплекс всесезонных  круглогодичных курортов мирового уровня. Здесь будет работать более1000 кмгорнолыжных трасс, свыше 200 канатных дорог. Будут построены гостиницы, коттеджи и апартаменты различной звездности емкостью порядка 85 тыс. мест. Общая емкость курортов, в т. ч. с учетом Каспийского прибрежного кластера, составит 250 тыс. человек (единовременное пребывание туристов). Ежегодный туристический поток после выхода проекта на полную мощность составит, по предварительным оценкам, 5–10 млн человек (Данные приведены с учетом курортов Ингушетии и Каспийского прибрежного кластера).

Цель амбициозная, безусловно, но ее достижение благотворно скажется не только на развитии российского туризма: туркластер повлияет на развитие всего северокавказского региона. Мы оцениваем социально-экономический эффект следующим образом. В ходе реализации проекта будет создано до 300 тыс. рабочих мест, при этом совокупный валовый региональный продукт к 2025 году увеличится примерно на 900 млрд рублей. Ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят порядка 130 млрд рублей.

Помимо горнолыжного сегмента, на курортах Северного Кавказа будут  представлены и пляжный, и другие виды отдыха — например, бальнеологический, который будет использовать уникальные ресурсы региона — богатейшие источники целебных минеральных  вод, почти 30% от всех российских запасов. Все это сделает туристический  кластер в СКФО и ЮФО конкурентоспособным: по оценкам экспертов, наши курорты  смогут сравниться с лучшими зарубежными  аналогами.

Например, Мамисон по протяженности и количеству склонов, возможности катания на ледниках будет сопоставим с французским Лез Арк. Лагонаки — это российский аналог итальянского курорта Села Ронда в Доломитовых Альпах, который называют «маршрутом четырех перевалов». Архыз может превзойти швейцарский Гштаад. Эльбрус-Безенги, привлекательный для опытных лыжников, потенциально сравним с курортом Зерматт в Швейцарии. Матлас же по числу трасс для новичков, компактности курорта и комфортности пребывания будет сопоставим с курортом Вэйл — крупнейшей лыжной зоной Америки.

И постановление премьер-министра Российской Федерации Владимира  Путина от 29 декабря, в соответствии с которым территория туркластера увеличится в два раза и составит порядка 350 тыс. га, — первый шаг к достижению этих целей. В проект дополнительно включили прибрежные территории Каспия в Дагестане, Джейрахского и Сунженского районов Ингушетии, а также ряд дополнительных территорий в регионах, которые уже входят в туркластер.

По результатам предварительного анализа на новых землях Каспийского  побережья, включенных в проект туркластера, было зарезервировано 48,3 тыс. га перспективных территорий. На них будет построено порядка 100 инфраструктурных объектов. В первую очередь, это спортивные сооружения (не менее 60 объектов), а также объекты туристической, социальной, деловой, гостиничной, транспортной инфраструктуры. В дальнейшем они могут быть использованы, в том числе, и для проведения Летних юношеских Олимпийских игр 2018 года. Игры, если они состоятся, станут мощнейшим инструментом привлечения туристов в Республику Дагестан и в туристический кластер в целом.

Что касается горнолыжной инфраструктуры, то планируется, что первый курорт Архыз  заработает уже в этом сезоне, а  остальные курорты начнут по очереди  вводиться в эксплуатацию со второй половины 2014 года.

Уже сейчас понятно, что для успешной работы курортов на Северном Кавказе  необходимы серьезные изменения  в сложившейся инфраструктуре данного  региона.

В настоящее время компания «Курорты Северного Кавказа», в соответствии с протокольными поручениями  Правительства РФ, ведет работу по синхронизации мероприятий развития инфраструктуры в рамках проекта  туркластера и тех мероприятий, которые осуществляются в регионе строительства курорта в рамках федеральных целевых программ и инвестиционных программ естественных монополий. Для этого создана рабочая группа и проведены выездные мероприятия в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Республике Дагестан, с участием всех заинтересованных сторон (Минрегион России, Минэконом России, Росавтодор, Минтранс, Минэнерго).

Большое внимание следует уделить  разработке схемы транспортной логистики  всего кластера. Чтобы обеспечить доставку туристов к курортам, нужно  провести реконструкцию 6 существующих аэропортов (Краснодар, Майкоп, Минеральные  Воды, Нальчик, Беслан, Махачкала), построить 4 новых аэродрома, в т. ч. для малой  авиации (Дербент, Матлас, Мамисон, Зеленчукская), реконструировать магистральные авто- и железные дороги, построить автомобильную дорогу Черкесск — Сухум, скоростную железную дорогу Махачкала — Баку.

Важный вопрос — кадровый. В  настоящее время ОАО «Курорты Северного Кавказа» приступило к  разработке концепции обеспечения  трудовыми ресурсами регионов Северо-Кавказского федерального округа в средне- и долгосрочной перспективе. Завершение работ намечено на март 2012 года.

Концепция разрабатывается с учетом целей обеспечения условий для  опережающего развития реального сектора  экономики в субъектах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения.

В данной концепции будут представлены подходы и инструменты для  планирования потребности в трудовых ресурсах туркластера по годам до 2025 года (в разрезе специальностей), построения моделей профессиональных компетенций сотрудников, алгоритмов привлечения трудовых ресурсов, модернизации образовательной сети СКФО и ЮФО.

Реализация этой концепции позволит обеспечить потребности туристического кластера Северного Кавказа необходимым  количеством квалифицированных  специалистов всех уровней (в основном за счет местного населения), подготовленных по новым образовательным программам в соответствии с современными требованиями туристско-рекреационной отрасли.

Что еще необходимо для успешного  развития проекта туркластера? Безусловно, поддержка инвесторов и дальнейшее развитие механизма государственно-частного партнерства, заложенного в проекте. На сегодняшний момент итоги таковы. За год работы — а компания «Курорты Северного Кавказа» была создана в декабре 2010 —были заключены соглашения с зарубежными инвесторами на 3,3 млрд долларов, с российскими — на 77 млрд рублей.

Особенно важно признание Северокавказского  туристического кластера как масштабного  инфраструктурного проекта на международном  уровне. В нем заинтересованы крупные  инвесторы из Франции, Кореи и  Сингапура: помимо 3,3 млрд долларов инвестиций, о которых я уже сказал, есть предварительные договоренности об инвестировании еще больших сумм.

Наши партнеры, в том числе  представители французского госбанка Caissedes Depots, видят в проекте серьезные перспективу. Большую роль сыграла всесторонняя поддержка власти и лично президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Государство не только финансово вложилось в проект, чтобы обеспечить курортные площадки инфраструктурой — инвесторам предлагается система госгарантий, которая позволит им вернуть до 70% от общего объема заемного капитала в случае форс-мажора (действия непреодолимой силы — стихийные бедствия, террористические атаки, революция и пр.).

Кроме того, в январе вступили в  силу новые правила для особых экономических зон. Они устанавливают  льготный режим налогообложения  для резидентов ОЭЗ туристско-рекреационного типа и пониженные ставки страховых  взносов, а также предусматривают  более длинный период действия режима ОЭЗ (49 лет вместо 20). Это крайне важно  для инвесторов, которые смогут планировать  долгосрочную стратегию финансирования и пользоваться всеми льготами, в  том числе налоговыми, более длительный период времени.

Безусловно, большое значение имеет  не только финансовая поддержка. Огромную роль играет отношение к Северному  Кавказу как к региону, который  должен стать туристической Меккой страны. Не буду рассказывать об имиджевых угрозах и рисках проекта — вы сами прекрасно их осознаете. Однако хотелось бы уделить внимание тому, какими способами мы пытаемся нейтрализовать их.

Один из вопросов моего выступления  обозначен как «Рекламная политика ОАО «Курорты Северного Кавказа». И здесь уместно говорить только об имиджевой рекламе, поскольку на данном этапе развития компании мы не готовы и не хотим тратить деньги на размещение прямой рекламы. Сейчас компания принципиально не рассматривает проплаченную рекламу как эффективный способ информирования общественности о нашей деятельности. Кроме того, мы не занимаемся подготовкой и публикацией в масс-медиа так называемой косвенной рекламы, заказных материалов, не передаем сторонним компаниям задачи по маркетингу и PR, не тратим на это государственные деньги.

В соответствии с разработанной  нами коммуникационной стратегией в  компании создан Департамент по маркетингу и корпоративным коммуникациям. Департамент работает по принципу «ни  дня без новости» — мною установлен именно такой норматив по количеству информационных поводов, которые должны ежедневно генерировать ответственные  сотрудники.

При этом мы работаем с двумя важнейшими, на наш взгляд, целевыми аудиториями. Первая — профессиональное сообщество. На сегодняшний день это те люди, кто принимает решения о дальнейшей судьбе проекта, от кого зависит его  развитие: органы власти, бизнес. Вторая — жители регионов, где строятся наши курорты: без их поддержки, их личного  участия в проекте мы ничего не добьемся.

Можно смело утверждать, что это  эффективный подход.

Публикации о курортах Северного  Кавказа появляются на первых полосах  «Коммерсанта», «Ведомостей», Forbes, «Эксперта», «Российской газеты» — то есть в тех СМИ, которые читает и смотрит, если можно так выразиться, элитарная аудитория.

Меньше чем за год работы на основании  наших новостей СМИ разного уровня подготовили и опубликовали более 8,5 тыс. статей, в той или иной степени посвященных проекту Северокавказского туркластера. Это данные, которые приводит информационно-аналитическая система «Интегрум» — крупнейший в России архив информации из открытых источников. Для сравнения отмечу, что, например, о деятельности наших коллег из компании «Олимпстрой», которые успешно завершают строительство олимпийских объектов в Сочи, СМИ писали порядка 6 тыс. раз.

И я еще раз подчеркну, что 8,5 тыс. публикаций о курортах Северного  Кавказа — это именно журналистские  материалы, подготовленные с использованием наших пресс-релизов и при информационной поддержке спикеров компании. То есть это не рекламные публикации. В  сообщениях, которые генерирует пресс-служба компании, мы стараемся разъяснить, почему проект важен для Северного  Кавказа, в чем будет выражаться его мультипликативный эффект на экономику региона, какие проблемы он поможет решить — безработица, социальная напряженность, низкий уровень  жизни и так далее. И СМИ  распространяют эти новости дальше уже сами, осознавая значимость проекта  туркластера.

Еще один значимый результат нашей  работы — резкий рост узнаваемость названия ОАО «Курорты Северного  Кавказа» и проекта туркластера. В октябре-ноябре 2011 года Всероссийский центр исследования общественного мнения по нашему поручению провел опрос жителей районов строительства Северокавказского туристического кластера. Исследование показало, что 50% респондентов осведомлено о строительстве крупного курортно-туристического центра на Северном Кавказе. Абсолютное большинство опрошенных — 91% — высказались за строительство горнолыжных курортов. И это при том, что еще год назад идея строительства туркластера на Кавказе воспринималась исключительно как абсурдная и чрезмерно амбициозная.

Причем говорить об узнаваемости проекта  можно не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Мы активно развиваем направление международного сотрудничества: проект Северокавказского туристического кластера был представлен на ведущих выставках и форумах в Давосе, Каннах, ряде российских городов, в рамках которых проводились дискуссии и круглые столы для зарубежных журналистов и потенциальных инвесторов. Большой победой стала золотая награда престижного конкурса MIPIMAsiaAwards, который осенью прошел в Гонконге. Курорты Северного Кавказа названы лучшим проектом будущего. Это первый случай победы российского проекта в конкурсе такого уровня.

В 2012 году ОАО «Курорты Северного  Кавказа» продолжит реализацию коммуникационной стратегии.

Будут распространяться собственные  информационные поводы среди пула федеральных  и региональных журналистов.

Большое внимание будет уделено  организации пресс-туров для журналистов  и встреч с представителями компании. Мы уже провели ряд подобных мероприятий: в августе состоялся пресс-тур  в Архыз для представителей федеральных  и иностранных СМИ, в декабре  — пресс-тур для журналистов  СКФО в Москву и на олимпийские  объекты в Сочи. В июне и октябре  были организованы встречи руководства  компании с журналистами республик  Северного Кавказа. Это весьма эффективный  канал коммуникации, который позволяет  вести разъяснительную работу с  журналистами: представители СМИ  своими глазами могут увидеть, насколько  высок туристический потенциал  Кавказа, какие гостеприимные люди здесь живут, что, конечно, сильно повышает их лояльность.

Информация о работе Развитие горнолыжного туризма на Кавказе