Развитие познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 06:26, реферат

Краткое описание

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава1. Психолого-педагогические особенности организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках информатики 6
§1. Структура учебной мотивации 6
§2. Познавательный интерес 8
§3. Специфика урока информатики 9
§4. Психолого-педагогические особенности страршеклассников 11
Глава2. Методика преподавания раздела «Основы логики» в базовом курсе информатики 13
§1. Необходимость изучения темы «Основы логики» в курсе информатики основной школы 13
§2. Вопросы, освещаемые при изучении темы «Основы логики» 13
§3. Эксперимент 13

Вложенные файлы: 1 файл

Самообразование.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Развитие

 познавательных интересов  старшеклассников

на уроках информатики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

Тема:  Формирование познавательных интересов старшеклассников

на уроках информатики

Актуальность исследования

В современном постоянно  меняющемся, динамическом  мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.

Одним из средств решения  данной задачи является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.

Существует достаточно много работ по формированию и  развитию познавательной интересов учащихся, в том числе и на уроках информатики. Чаще всего можно столкнуться с рекомендациями общего характера, с выделением и перечислением различных условий и факторов, влияющих на познавательную активность учащихся. Бесспорно, каждый учитель  должен стремиться к созданию таких условий на уроках, но на то, чтобы разработать каждый урок, каждую тему с учетом этих факторов уйдет очень много времени и сил. Поэтому необходимо предоставить учителям информатики уже апробированные методики преподавания  различных тем, с уже готовыми заданиями. 

Объект исследования – познавательные интересы старшеклассников на уроках информатики в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования - методика  преподавания темы «Основы логики», оказывающая влияние на формирование познавательных интересов  учащихся на уроках информатики.

Проблема исследования заключается в необходимости разработки методики преподавания темы «Основы логики» и системы заданий по этой теме оказывающие влияние на формирование познавательных интересов учащихся на уроках информатики

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и внедрение методики формирования познавательных интересов учащихся на уроках информатики в средней общеобразовательной школе.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой обучение информатике будет более эффективным, если:

  • сформирована потребность и познавательный интерес у учащихся к использованию информационных технологий в процессе обучения;
  • определены сущностные характеристики основных факторов формирования познавательных интересов учащихся;
  • обоснованы требования к организации учебного процесса, обеспечивающей формирование познавательных интересов;
  • разработана методика способствующая формированию познавательных интересов  учащихся на уроках информатики;

Задачи исследования:

  1. Выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавтельных интересов старшеклассников.
  2. Сформулировать требования к организации учебно-познавательной деятельности   учащихся   на   уроках   информатики.
  3. Разработать методику, способствующую формированию познавательных интересов  учащихся на уроках информатики.
  4. Провести  экспериментальную работу  по  проверке эффективности разработанной методики.

Методологическая  основа - Лыскова, Дмитриева, Щукина, Карякин

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений используются следующие методы:

    • методы теоретического исследования: анализ, синтез.
    • методы эмпирического исследования: изучение психологической,

педагогической литературы, наблюдение, анкетирование учащихся, эксперимент.

Опытно - экспериментальная  база исследования

Средняя общеобразовательная  школа №970 г.Москвы

Этапы исследования:

    • анализ соответствующей литературы;
    • разработка методики; 
    • экспериментальная проверка эффективности системы;
    • оформление результатов (обобщение и формулировка, результат).

Практическая значимость исследования:

  • данные разработки могут быть использованы учителями

информатики в своей  профессиональной деятельности.

  • созданы основы для практического использования результата.

Научная новизна исследования заключается:

    • в определении требований к организации деятельности учащихся;
    • в разработке методики способствующей формированию

познавательных интересов  учащихся на уроках информатики.

Положения, выносимые на защиту

    • формирование познавательного интереса учащихся – одна из

главных задач современного образования.

    • система заданий по теме «Основы логики», разработанная с учетом

возрастных особенностей учащихся и влияющая на формирование их познавательных интересов

    • методика показала себя эффективной в ходе апробации и

педагогического эксперимента.

 

Глава1. Психолого-педагогические особенности организации учебно-познавательной деятельности старшеклассников на уроках информатики

Школа не в состоянии вооружить молодого человека знаниями во всех областях и достижениях современной науки. Масштаб их грандиозен, а темпы развития научных знаний велики. Поэтому главная социальная задача современного образования не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

 

§1. Структура учебной мотивации

Учебная мотивация - это частный  вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Установлено, что учебная деятельность побуждается  иерархией мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую  характеристику. Одни из них – познавательные мотивы заложены в ней самой, связаны с содержанием и процессом учения. Другие, так называемые социальные мотивы учения, хотя и лежат вне самого учебного процесса, однако могут существенно влиять на его результат.

Выделяют два вида познавательной мотивации: мотивация содержанием и мотивация процессом. Первая побуждает узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в сеть явлений. Вторая связана с самим процессом учения и состоит в том, что в учебе увлекают не столько полученные результаты, сколько сам процесс познания, появляется желание проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, нравится заниматься поисками, преодолевать препятствия в процессе познания.

Очевидно, что в основе познавательной мотивации лежит потребность в познании. Познавательная потребность на протяжении всей жизни человека проходит различные уровни развития. Потребность во впечатлениях составляет фундамент познавательной потребности и является первым начальным уровенем этой потребности. На этом уровне индивид реагирует прежде всего на новизну стимула и  ярко выражена у совсем маленьких детей. Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т.д. Здесь активность ребенка уже более направлена и познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности. К самому высокому уровню развития познавательной потребности относится устойчивые осознанные стремления к получению знаний, познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. Теоретически, они в большей степени свойственны школьникам старшего подросткового и юношеского возрастов. Познавательные интересы становятся в целом их доминирующими мотивами учения. Школьников начинает привлекать возможность обогатить свои знания, расширить их.

В связи с этим актуальными являются проблемы связанные с целенаправленным формированием положительной учебной мотивации, в том числе и с формированием познавательного интереса.

 


 

 

§2. Познавательный интерес

Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [Фридман, Кулагина Психологический справочник учителя, 1991; 189].

Одним из самых значительных областей общего феномена «интерес» выступает  познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира.

Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность  человека, его познавательные возможности” [Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988; 21].

Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. Но для  этого необходимо сисистематически укреплять и развивать познавательный интерес.

В рамках достаточно широкого понятия  «познавательный интерес» можно  выделить особый вид интереса –  интерес к учебному предмету.

Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.

В настоящее время проблема становления  интереса к учебному предмету стала  актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

В связи с этим возникает необходимость  наличия у школьника интереса к учебным предметам, для целенаправленного  и эффективного усвоения новой информации.

 

§3. Специфика урока информатики

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Внедрение ИКТ в образовательный процесс дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.

Современные ИКТ реализуют важнейший  дидактический принцип—принцип  наглядности. Объекты представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть  процессы разносторонне.

Кроме того, компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую  активность, так как, их использование  повышает возможности применения проектного метода обучения.

Использование ИКТ в процессе обучения возможно как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы.

Существенно влияет на мотивацию школьника  и иная организация проверки знаний. ИКТ позволяет сделать этот процесс  более индивидуализированным. [информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности подростков Крупа Татьяна Викторовна].

Отличительные черты урока информатики:

1. Компьютер – источник  информации, инструмент ее преобразования  и использования

2. Использование других, непривычных форм образования  – принципиально новый тип  учебно-познавательной деятельности  с иным характером мотивации, нетрадиционным содержанием,  специфической операционально-технологической структурой деятельности

Информация о работе Развитие познавательных интересов старшеклассников на уроках информатики