Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:01, контрольная работа
Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.
Все это - обычная норма политики каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства в периоды коренной ломки прежних и формирования новых общественных устоев?? Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2008 - 511 с..
Приходится констатировать, что в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом проблемы и методами ее решения, между разумной теорией и конъюнктурной практикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модель отношений экономических.
Нестабильность обстановки не оставляет места для реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает государственную власть к чрезвычайным действиям. Это, во многом вынужденная политика, но именно она, временно приглушая внутри- и межрегиональные проблемы, постоянно их воспроизводит. Создается своеобразный "заколдованный круг", и выход из него возможен только при сильной политической воле к упорядочению государственного регулирования территориального развития. Результатом этого упорядочения, основанного на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система организационно-правовых механизмов, способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах России, ее регионов и ее народа.
Указанные механизмы реализуются в различных формах государственной селективной поддержки субъектов федерации и муниципальных образований?? Баликоев, В.З.Общая экономическая теория. Учебник. - М.: Перспектива, 2009. - 287 с..
Это - специально организуемые органами государственной власти действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного характера.
Объект исследования - сущность региональной политики.
Предметом исследования является раскрытие понятия региональная политика, ее основные цели и задачи.
Цель исследования: изучить проблемы региональной политики, а также основные цели и задачи.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
1) исследовать основные
понятия, цели и задачи региональной
политики в Российской
2) проанализировать особенности региональной политики;
3) выявить достоинства
и недостатки в развитии
В качестве гипотезы выдвигается следующее положение: региональная политика определяется государством и имеет региональный аспект.
Для решения вышеперечисленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы по рассматриваемой проблеме, наблюдение, беседа.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка источников и литературы. Общий объем курсовой работы составляет 42 страниц. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза исследования.
В первом разделе рассматриваются основные понятия, цели, задачи региональной политики, во втором разделе особенности региональной политики, в третьем разделе развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления. Список литературы содержит 20 источника.
РАЗДЕЛ I.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
Региональная политика - система мер, направленных на регулирование развития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что региональная политика "субъективна" и динамична. Собственно региональная политика - это политика, проводимая в отношении регионов федеральными властями?? Баликоев, В.З. Общая экономическая теория. Учебник. - М.: Перспектива, 2009. - 287 с.. Ее сутью является частичное перераспределение ресурсов между регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации территориальной структуры общества.
Основными элементами региональной политики являются следующие.
Налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
Бюджетная политика - механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
Ценовая политика - государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
Инвестиционная политика - мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
Структурная политика - система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
Институциональная политика - реорганизация отношений собственности, управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с негосударственным сектором.
Социальная политика - определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.
Выделяют такие уровни региональной политики:
Федеральный - определение «объективных» критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер, направленных на решение конкретных региональных проблем;
Региональный - выбор модели поведения региональных властей: «либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в хозяйственную деятельность, и "консервативная" модель, предполагающая сохранение в той или иной форме государственного контроля.
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации?? Авдашева, С. И. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России. // Вопросы экономики. 2009, №9, С. 18-32.. Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Основными целями региональной политики в Российской Федерации являются?? Градов, А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 345 с:
- обеспечение экономических,
социальных, правовых и организационных
основ федерализма в
- обеспечение единых
- выравнивание условий
социально-экономического
- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
- максимальное использование
природно-климатических
- становление и обеспечение
гарантий местного
Региональная политика в России определяется системой целей и задач органов государственной власти по управлению социально-экономическим развитием внутриреспубликанских регионов, а также механизмом их реализации.
Государственное регулирование развития регионов осуществляется на различных уровнях управления - республиканском и региональном. Оно включает, с одной стороны, регулирование республиканскими органами развития областей, районов, городов; а с другой стороны - регулирование местными органами власти развития соответствующих регионов.
Переход экономики к рыночным отношениям меняет формы и методы взаимодействия территориальных органов управления с республиканскими органами, а также с хозяйственными субъектами рыночной системы. Необходимо четкое разграничение функций государственных республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий и возможностей для самоуправления регионов?? Камаев, В.Д. Учебник по основам экономической теории, Москва, "Владос", 2009. - 311 с. . Это обусловлено, прежде всего, децентрализацией процессов управления, переносом ряда направлений реформы на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов, а также усилением ответственности региональной администрации за ход экономической реформы.
Каждый регион имеет право самостоятельно
использовать свои ресурсы, созданный
научно-технический и социально-экономический
потенциал для ускорения территориального
развития. Должна проводиться дифференцированная
региональная политика в зависимости
от местных условий. Вместе с тем необходимо
обеспечение экономической целостности
экономики республики, единства экономической
системы. Следует учитывать при этом неодинаковые
стартовые условия вхождения в рынок различных
регионов, ограниченные возможности самообеспечения
и самофинансирования?? Тамбовцев
Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и единства общих принципов функционирования рынка на всей территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен вырабатывать единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.
Основными направлениями социально-экономического развития России на предстоящий период определена главная цель региональной политики - рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения труда для создания благоприятных условий жизни населения во всех регионах страны. Для её достижения необходимо:
- максимально задействовать внутренний потенциал каждого региона;
- сократить неоправданный
разрыв в уровнях социально-
- удержать в социально безопасных рамках безработицу в крупных городах.
В ближайшей перспективе важнейшими направлениями региональной политики являются:
- формирование региональных систем социальной и производственной инфраструктуры;
- обеспечение экологической
безопасности проживания
- социально-экономическая реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
- формирование и развитие региональных рынков трудовых ресурсов, потребительских товаров и др.
Региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития: обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий.
В системе внутренней политики регионов особое место занимает социальная политика?? Черкасов, Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 263 с..
Социальная политика - особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.
Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой. Это общение приобретает различные формы: а) между социальными группами; б) между классами; в) между нациями; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) между семьями и внутри них.
Все виды политики государства тесно связаны между собой. Особое значение для развития общества имеет диалектическая взаимосвязь между экономической и социальной политикой. Она находит свое конкретное появление в следующих двух моментах: а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регулирования деятельности людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосостояния; б) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ, т.е. по использованию условий жизни и всестороннего совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости. Таким образом, то, что для одной политики является итогом, то для другой - исходным пунктом.